Главная / Практика / 8 советов режиссеру по работе с детьми 

8 советов режиссеру по работе с детьми 

1Кастинг превыше всего

Найти правильного ребенка на роль всегда сложно, и режиссеры проводят для этого кропотливый и часто даже выматывающий кастинг. Недостаток актерского мастерства и жизненного опыта должна восполнять живая органикой ребенка, его идентичность персонажу.

Анастасия Жура, режиссер и сценарист («Слепое зрение»): «Не ищите детей только по актерским студиям и агентствам. В 85% это испорченный материал: шаблонное мышление, пародия на эмоции, избыточная жестикуляция, изображение любого действия. Самые удачные пробы, за редким исключением, у самых обычных детей»

Андрей Канивченко, режиссер («Разорванные нити», «Чего хотят мужчины», «От…Кровения…От»): «Есть дети — прирожденные актеры. Они понимают свою задачу, зерно роли. С ними разговариваешь, как со взрослыми актерами, и работают они наравне, а иногда и лучше, чем взрослые. Ты на какой-то момент начинаешь забывать, что перед тобой ребенок, за плечами которого всего-то лет семь-восемь жизни.

Поэтому для детского фильма лучше растянуть подготовительный период, чтобы было побольше времени, чтобы найти среди множества претендентов именно такое дарование».

2Тщательно готовьтесь к съемкам

Если в кадре есть дети, вам предстоит тщательная подготовка к съемкам. Попросите ребенка выучить текст, проведите несколько репетиций или займитесь с ним импровизацией: все это поможет маленькому актеру вникнуть в роль, быть более сосредоточенным, и сохранит вам время на дополнительные дубли.

Артур Гройс, сценарист и режиссер (Киножурнал «Ералаш», короткометражные фильмы «Кто-кого», «Инструмент» и «Будущее»): «Репетируйте! Если можете подготовить с ребенком роль заранее, то обязательно это делайте! Единственное, что я лично стараюсь не делать с юными актерами — заучивать текст. В каком-то смысле, это в „Ералаше“ уже стало традицией. Правда, я с ними сначала этот текст прочитываю и разбираю».

Мария Сопова, режиссер («Новенький»): «Перед началом съемок „Новенького“ мы репетировали с детьми три месяца. В основном мы занимались импровизацией: я узнавала реакции детей на эмоциональные воздействия, их характеры. Важно было, чтобы дети сдружились друг с другом, чтобы они стали семьей — все это мы впоследствии просто перенесли на съемочную площадку».

3Снимайте репетиции

Лучшие детские дубли могут получиться во время репетиции, когда ребенок не чувствует давление съемочного процесса и поэтому может полнее раскрыться.

Артур Гройс, сценарист и режиссер (Киножурнал «Ералаш», короткометражные фильмы «Кто-кого», «Инструмент» и «Будущее»): «Одна из уловок, помогающая сделать удачный дубль — снимать репетицию. Во время репетиции ребенок чувствует себя раскрепощенным и зачастую точнее выполняет режиссерское задание, и делает это очень естественно, без наигрыша и фальши. Чаще всего у детей лучше получаются первые дубли.

А для этого, опять же, вся съемочная группа должна быть готова к работе „на все сто“ еще до входа ребенка в кадр. По опыту, лучше всего это понимают звукооператоры, которые почти не выключают микрофон на площадке…».

4Вызывайте у детей эмоции

Как и в работе со взрослыми, режиссерам стоит находить у детей эмоциональные точки, которые помогут им погрузиться «в шкуру» персонажа.

Натали Дубовая, сценарист и креативный продюсер («Яга. Кошмар темного леса»): «Иногда в детях, приходивших на кастинг, можно было заметить, как их учили играть до этого. Агентства и родители наверняка с ними прошли роль чисто технически: здесь закати глаза, здесь вдохни, здесь присядь. Но это не работает. Скорее, даже вредит. Детей словно приучают показывать какую-то одну краску, они даже не понимают, что именно сейчас играют. Но если с ними поговорить, спросить, были ли у них такие ситуации, что они чувствовали, погрузить в происходящее — в них словно что-то меняется и они могут сыграть по-другому».

Ольга Тарасова, режиссер («Мои любимые сказочники»): «Если ребенку-актеру предстоит расстроиться или рассмеяться в кадре, включите его эмоциональную память, попросите вспомнить похожий по настроению эпизод из его жизни. Так, например, однажды девочке-актрисе 7 лет было достаточно вспомнить, как младшая сестра отняла у нее „Киндер-сюрприз“. После этого она вполне натурально зарыдала в кадре».

5Любите ребенка и не требуйте от него слишком многого

Дети-актеры часто отдаются съемке самоотверженнее взрослых. Но надо понимать: их физические и психологические ресурсы сильно ограничены, а что-то они вообще еще не умеют.

Анастасия Жура, режиссер и сценарист («Слепое зрение»): «Поощряйте ребенка. Но не перехваливайте. Будьте тверды с ним, но не перегружайте ответственностью. И главное — любите своего маленького актера. Они это очень тонко чувствуют и ответят вам взаимностью».

Христина Блохина (детский коуч): «Нельзя относиться к детям как ко взрослым артистам и „требовать“. С детьми должна быть совершенно другая „игра“. Режиссер обязан хвалить ребенка, если тот делает правильно, и ни в коем случае не ругать, не психовать, если ребенок не понял задачу».

6Давайте детям передохнуть

Дети быстро устают, поэтому нужно планировать сцены так, чтобы у них оставалось время на отдых и восстановление.

Мария Сопова, режиссер («Новенький»): «На съемках фильма „Новенький“ мы организовали для детей определенный режим: после нескольких съемочных дублей детей уводили в отдельную комнату, где их внимание переключалось на спокойные игры. Так мы поддерживали психику детей в более или менее стабильном состоянии и смогли увеличить количество съемочных часов».

7Будьте честными с детьми. Не допускайте фальши

Дети гораздо лучше, чем взрослые, чувствительны к фальши и лжи. Поэтому тактика умалчивания, обмана и манипуляции лишь навредит съемочному процессу, посеяв между вами и маленьким актером зерна недоверия.

Андрей Канивченко, режиссер («Разорванные нити», «Чего хотят мужчины», «От…Кровения…От»): «Конечно, всегда стоит стремиться к более точному воплощению своего замысла на экране актерами-детьми. Но не любыми путями. Угрозы и шантаж, а также ругань и хитрость здесь в большинстве случаев неуместны. Ребенок остро чувствует фальшь и либо перестанет вам доверять, либо начнет манипулировать в ответ. Поэтому средним актерам сложно играть с детьми, ведь они, дети, всегда верят в то, что делают».

Илья Шерстобитов, режиссер («Каникулы президента», «Оно» и «София»): «Я всегда придерживаюсь одной тактики: быть с детьми абсолютно честным, открытым, и очень чутким. И не надо сюсюкаться! Иногда даже стоит „выпускать внутреннюю собаку“, чтобы они почувствовали, что выпендриваться не надо».

8Умейте договориться с родителями

Волей-неволей большую роль при взаимодействии режиссера с ребенком играют его родители. Их рвение часто принимает болезненные черты, а опасения — гипертрофированный характер, и в ваших интересах найти с ними общий язык.

Анастасия Жура, режиссер и сценарист («Слепое зрение»): «Помните расхожую мысль, что мужчина женится не только на женщине, но и на ее семье? Вот и с кино так. Родители ребенка могут стать вашими союзниками и помощниками, а могут и сильно усложнить вам жизнь. Я наслышана от друзей про неадекватное поведение родителей на съемочной площадке. Чем себя можно обезопасить? Договором. Объяснением процесса. В конце концов, вторым режиссером…».

Василий Соловьев, продюсер («Хороший мальчик»): «Лучше всего налаживать взаимодействие с родителями получается у режиссеров-женщин, у которых есть дети. Тут уже организовывается „мамский“ клуб, и ребенок-артист воспринимает режиссера-женщину как мать (тепло и защита), начинаются обоюдные сюсюкания, площадка превращается в территорию творчества и любви. А если серьезно, со всеми, конечно, можно договориться».

Еще по теме

Новая фабрика звезд участники
Участники «Новой Фабрики звёзд» на ТНТ
Телеканал ТНТ решил реанимировать некогда популярный проект, который подарил в...
Мерзлая земля где снимали
Где снимали сериал с Ходченковой “Мерзлая земля”?
Российский кинематограф вновь обращается к теме маньяков и серийных убийц,...
фильмы тарантино
Лучшие фильмы Квентина Тарантино
В мире кинематографа есть имена, которые ассоциируются с инновационностью, смелостью...
«Дюнкерк»: воссоздание военной действительности
Решение снимать на локации именно там, где и разворачивались эти события, в Дюнкерке,...
15 фильмов фестиваля «ДОКер»
Конкурс полнометражного кино «В Калифорнии» (Шарль Редон, Франция) Дебютный полнометражный...
«Мы должны доказать киноиндустрии, что мы достойны заниматься профессией»: режиссеры-дебютанты делятся опытом
Опыт до дебютного фильма Федор Константинович (режиссер и автор сценария...
Аватар 3 дата выхода
Дата выхода третьей части «Аватара»: что известно
Франшиза «Аватар» один из самых успешных кинопроектов 21 века. Полюбившаяся...
Надо видеть: 10 любимых фильмов Юрия Арабова
Юрий Арабов, писатель, сценарист 1. «Слово» (Карл Теодор Дрейер, 1955) Попытка духовного...