Главная / Практика / 12 режиссерских советов Гая Ричи

12 режиссерских советов Гая Ричи

1Начинать поздно — нормально

Кадр из фильма «Карты, деньги, два ствола» (1998) / Фото: PolyGram Filmed Entertainment
Кадр из фильма «Карты, деньги, два ствола» (1998) / Фото: PolyGram Filmed Entertainment

Пока мне не исполнилось двадцать пять, я не относился ни к чему серьезно. И если вы спросите моего совета о работе в кино, то я вам так и скажу: «Не парьтесь ни о чем до двадцати пяти». Но в двадцать пять, как мне кажется, в вашей голове должно что-то щелкнуть, ведь вы уже прожили четверть века и кое-что узнали о жизни. Это самое подходящее время, чтобы заняться чем-то серьезно, но прежде — не стоит.

Помню, в то время у меня был знакомый, с которым я когда-то учился в школе. Он снимал рекламу и зарабатывал этим деньги. Его реклама была полной ерундой. Но тот факт, что он сумел найти работу и был достаточно смел, чтобы называть себя режиссером, вдохновил меня. И он зарабатывал деньги. И ему было двадцать четыре. А мне было двадцать пять, работы не было, и это меня удручало, ведь я знал, что для того, чтобы преуспеть в каком-то деле, нужно посвятить ему хотя бы лет пять.

Я начинал паниковать. Я помнил, что Стивен Спилберг в свои двадцать шесть уже снял свой первый фильм. Я подумал об этом и к двадцати шести тоже снял свой первый фильм — короткометражку «Трудное дело». И с тех пор, как я начал заниматься кино в двадцать пять, я не прекращал работать. Ни в чем у меня не было большего интереса и мотивации. Я сразу понял, что это мое.
 

2Владейте ситуацией

Если вы не владеете ситуацией, значит, вы не хозяин положения. Чтобы им стать, нужно нести полную ответственность за все, что вы делаете. Ни к чему раболепие и зависимость — будьте королем своего собственного королевства. Вокруг каждого из нас есть мир, который пытается навязать нам, кем быть. И внутри каждого из нас есть мир, который хочет утвердить себя.

Вопрос в том, какая сторона одержит верх. Мир снаружи кажется шумным и агрессивным, но только потому, что мы бываем не уверены в себе. Мир вокруг старается навязать вам, кто вы есть. А вы стараетесь сказать самому себе, кто вы есть. Это вечное противостояние.
 

3Сомнения в себе — обычная вещь

На съемках фильма «Шерлок Холмс: Игра теней» (2011) / Фото: Daniel Smith / Warner Bros. 
На съемках фильма «Шерлок Холмс: Игра теней» (2011) / Фото: Daniel Smith / Warner Bros.

Каждый проект требует нескольких лет твоей жизни и ответственности. Разумеется, это сопровождается сомнениями, которые я всегда пытаюсь выбить из себя, хотя и понимаю, что без сомнений нельзя. Знаете, в начале каждого проекта у меня обычно случается кризис где-то на недельку, когда я думаю: «А хорошо ли мы все продумали?». И меня всего просто пронизывают сомнения. Но потом они проходят.
 

4Состояние дискомфорта необходимо

Вам должно быть комфортно в состоянии дискомфорта. Этому меня научило карате. Страх дискомфорта хуже, чем сам по себе дискомфорт. Иллюзия боли — вот с чем вам необходимо примирить себя.
 

5Сценаристу необходимо быть проактивным

На съемках фильма «Шерлок Холмс: Игра теней» (2011) / Фото: Daniel Smith / Warner Bros. 
На съемках фильма «Шерлок Холмс: Игра теней» (2011) / Фото: Daniel Smith / Warner Bros.

Без всяких сомнений труд сценариста — самый болезненный и тяжкий во всем процессе кинопроизводства, потому что этот труд не так активен, как, например, работа режиссера. Режиссура — это как если бы я был шеф-поваром, а передо мной были всевозможные ингредиенты. Ингредиенты на столе, и все, что нужно — это действовать. Это такой интерактивный опыт. Но опыт сценариста не такой. Когда ты пишешь, есть только ты и печатная машинка, понимаете? Поэтому сценаристу необходимо быть активнее, чем любому другому участнику кинопроцесса. Взять и пригвоздить себя к столу и клавиатуре очень непросто, ведь ты знаешь, какое огромное количество проектов можно было бы поставить! Заниматься режиссурой — увлекательно и этому сопутствует совместная работа и общение. У сценариста такого нет.
 

6Не позволяйте раздумьям мешать вам

В спорте, если ты начинаешь задумываться о происходящем, все перестает получаться. Но если не позволять мыслям отвлекать тебя, начинаешь преуспевать. Творческий процесс, как мне кажется, очень похож на спорт в этом плане. Начать стоит с того, чтобы понять свои творческие барьеры, а затем забыть о них и действовать интуитивно.
 

7План нужен для импровизации

На съемках фильма «Большой куш» (2000) / Фото: Screen Gems
На съемках фильма «Большой куш» (2000) / Фото: Screen Gems

Мне нравится думать, что у нас есть план, которого можно придерживаться и которым мы можем руководствоваться. Ведь раз нам есть, чем руководствоваться, значит у нас есть, вокруг чего импровизировать, и каждый может позволить себе столько импровизации, сколько считает нужным.
 

8Наслаждайтесь своим делом

Любопытный факт о режиссерах: мало кто из нас ходит на площадки друг к другу. Но я слышал разные страшные истории о том, что происходит на площадках у других, и это зачастую озадачивает меня. Я считаю, что каждый, кто хочет быть режиссером и добивается этого, делает это делом своей жизни и должен быть благодарен за такую возможность. И поэтому легкость — это качество, которого я стараюсь придерживаться в своей работе. Кинопроизводство должно быть в радость. На мой взгляд, нет причин не проводить время на площадке хорошо. Пока вы получаете удовольствие от того, что делаете, это не работа. Я наслаждаюсь каждым днем съемок и мне не приходится делать над собой усилия для позитивного мышления.
 

9Держите себя в форме

На съемках фильма «Шерлок Холмс» (2009) / Фото: Warner Bros.
На съемках фильма «Шерлок Холмс» (2009) / Фото: Warner Bros.

Снимая кино, очень легко разжиреть. Потому что часто эта работа состоит из ожидания. За время создания фильма я, бывало, набирал до тридцати фунтов. Чтобы такого не случалось, где-то начиная с «Револьвера» я стал устраивать на площадке «олимпийские съемочный игры»: кто выше прыгнет, кто сделает больше отжиманий, приседаний и тому подобное. Это помогает привести в тонус себя и всю команду.
 

10Ошибки можно пережить

Я снял фильм «Унесенные», за который меня едва не стерли в порошок. А потом был не слишком успешный «Револьвер». Моя карьера тогда висела на волоске. Хотя «Револьвер» я все равно люблю, да и «Унесенные» мне нравятся. Я не жалею об этих картинах. Никто не знает самый лучший способ распорядиться картами, которые у тебя на руках. Распорядился ли я в этих случаях своими картами правильно? Вероятно, да. Другой вопрос, удастся ли тебе с достоинством принять критику. А потом начать очередную историю с начала.
 

11Будьте своей собственной аудиторией


На съемках фильма «Агенты А.Н.К.Л.» (2015) / Фото: Warner Bros.

Фильм, который я снимаю, и который получается в итоге — это немного разные фильмы. Через какое-то время работы над картиной ты понимаешь, чего требует материал, его природа подсказывает тебе это. В случае «Меча короля Артура» мы сначала сделали версию на три с половиной часа. В середине я заснул. Так я понял, что нам предстоит немало работы, и в итоге мы сократили фильм еще наполовину. Энергия фильма должна быть такой, чтобы удерживать мое внимания так же, как и внимание любого другого зрителя.
 

12Кино должно развлекать

Я пришел в кино, потому что хотел делать фильмы, которые бы развлекали зрителя. Я чувствовал, что именно такого кино нам не хватает. И свою работу я вижу в том, чтобы сделать интересный развлекательный фильм. А в каком формате он будет и какие техники я буду использовать — это все второстепенные вопросы. Главное, чтобы кино выглядело хорошо.

Источник: Evan Carmichael, Film School Rejects
 


Обложка: на съемках фильма «Шерлок Холмс» (2009) / Warner Bros.

 

Еще по теме

10 книг о кино для новогодних каникул
1. Михаил Ямпольский. «Муратова. Опыт киноантропологии» «C «Астеническим синдромом» роднит «Два...
12 писателей, ставших режиссерами: Стивен Кинг, Евтушенко, Бегбедер и другие
01. Жан Кокто Жан Кокто — настоящий человек Возрождения. Он...
фильмы похожие на Бойцовский клуб
10 похожих фильмов для тех, кто фанатеет от «Бойцовского клуба»
Самый знаменитый кинофильм режиссёра Дэвида Финчера сразу после своего выпуска...
Принципы съемки и монтажа интервью
Для создателей видеоконтента производство, съемка и монтаж интервью — одна из самых сложных...
Чему операторам можно поучиться у Роджера Дикинса
В создании кино принимают участие множество людей, и каждый из них должен продемонстрировать...
Монтаж и творчество: когда нужно забыть о сценарии
Недавно я обнаружил, что все эти годы у меня был...
Базовые составляющие глубины изображения
На кинематографичность изображения вашего фильма или ролика влияют несколько факторов. Ключевой...
Где и как снимали сериал “Патриот”: локации, подбор актеров, трюки
История о простом парне Сане Кучине, который после возвращения из...