Главная / Практика / Стабилизатор или ручная камера: когда использовать ту или иную технику съемки

Стабилизатор или ручная камера: когда использовать ту или иную технику съемки

Совершенно точно можно сказать одно: выбранная техника съемки должна исходить либо от конкретной истории, либо от персонажей. В этом поможет понимание того, как появились те или иные приемы.

В этом видео я разобрал несколько движений камеры, которые я применяю чаще всего, и попытался объяснить, когда прибегать к ним целесообразно.

Во времена зарождения кинематографа камеры были массивными устройствами, которые нужно было на чем-то закреплять. Операторы не могли спокойно переносить их с места на место, одновременно снимая. В этом помогал штатив, который с тех пор стал лучшим другом оператора и продолжает быть им до сих пор.

Спустя какое-то время авторы захотели, чтобы в их фильмах было больше движения, динамичности. Появилось желание следовать за персонажами. Тогда появилась тележка «долли». Поначалу, правда, операторская работа была связана не столько со стилем, сколько с историей, которую пытались рассказать при помощи визуального языка. Движение камеры стало лучшим способом продвинуть историю.

Ручная съемка

Сегодня подобной техникой пользуются многие независимые режиссеры — просто положите камеру на плечо и носите с собой во время съемок. Это просто, быстро, и выполняет свою функцию.

Возможно, вы думаете, что ручная съемка выглядит естественно. Но на самом деле все обстоит не так: это, наверное, самый нереалистичный способ съемки. Да, если речь идет о самом процессе — действительно, он вполне органичен. Но с точки зрения зрителя ситуация прямо противоположная.

Встаньте и пробегитесь по комнате. Вы сразу же поймете, что воспринимаете происходящее вокруг очень плавно. Как будто вы снимаете все с «долли», или же, если вы стоите неподвижно — со штатива.

Именно поэтому стабилизация камеры так хорошо воспринимается аудиторией — изображение, которое мы получаем таким образом, близко к тому, как мы видим мир. Да, в редких случаях (например, во время аварии) мы можем почувствовать, как мир вокруг трясется, но это скорее исключение из правила.

Именно поэтому в боевиках или, скажем, в военном кино трясущаяся камера сбивает с толку. Мы чувствуем тревогу. В картинах вроде «Превосходства Борна» авторы используют ручную камеру не ради реализма, а чтобы создать ощущение нетронутого изображения, как будто камера была почти документальной, без какого-то дополнительного оборудования.

Сам я большой фанат ручной съемки, мне нравится, когда изображение получается документальным, но чтобы зритель смог проникнуться тем, что происходит на экране, я стараюсь сделать кадры как можно более плавными.

Если вы снимаете что-то более спокойное и созерцательное, слишком много ручной съемки может, наоборот, отвлечь потенциальную аудиторию от происходящего.

Стабилизация камеры

Добавляя кадрам плавности, вы делаете так, чтобы зрителю было проще проникнуться происходящим. При этом в вашем материале появляется «стиль». Стиль — это такая вещь, которая может затмить изначальную цель кадра. Вы можете начать думать только о том, как сделать так, чтобы он выглядел круто. Этого нужно избегать и всегда следить за тем, можете ли вы себе объяснить, для чего вам нужен стабилизатор, слайдер, тележка — что бы то ни было. Вы всегда должны отвечать на вопрос: почему камера двигается? Нужно ли ей следовать за персонажем? Заявлять пространство? Или это нужно, чтобы зритель почувствовал, что идет вместе с персонажем?

В первую очередь нужно, чтобы у кадра была четкая причина, а уже потом можно задумываться о стиле. Если, допустим, вам нужно как-то разнообразить кадр, можно добавить ему динамизма, передвинув камеру. Но это не нужно делать просто так, чтобы сделать свой подход к съемке более «творческим». У всего должна быть своя цель.

Статичные кадры

Многие используют их для видеоблогов или других роликов, где так или иначе приходится снимать себя. Создается впечатление, что статичные кадры остаются в прошлом. Почему?

На мой взгляд, это происходит, поскольку у нас в арсенале появляется множество различных инструментов для съемки динамичных кадров, а камеры все больше оснащают встроенными системами стабилизации. Мы начинаем забывать, что статичные кадры — иногда самые красивые и запоминающиеся.

Съемка статики — одно из самых крутых упражнений для оператора. Забудьте об электронном стабилизаторе, не пользуйтесь слайдером. Попробуйте обойтись штативом. Сделайте несколько поворотов, наклоните камеру и посмотрите, что у вас получится.

Обратите внимание на фильмы Дэвида Финчера. Да, он использует долли, но часто кадры его картин статичны. Многие выдающиеся режиссеры их применяют. Таким образом они привлекают внимание к композиции, к тому, что находится в кадре. Кроме того, вы начинаете больше задумываться о монтаже: как этот кадр сочетается с предыдущим и следующим.

Источник: premiumbeat.com


Обложка: Victor Hughes

Еще по теме

Основы мягкого освещения: как сделать изображение эстетически привлекательным
Есть множество техник освещения, которые призваны подчеркнуть естественную красоту объекта....
Захват движения: как это делают
А теперь мы напишем нечто, противоречащее озвученному выше постулату: идея...
Поцелуи в кино
Секреты съемок поцелуев в кино
Быть актером достаточно непросто. Эти люди зарабатывают баснословные деньги, но...
8 лучших картин о феминизме
8 лучших картин о феминизме Традиционный праздник восьмого марта в...
Мастер: Терри Гиллиам
Король «производственного ада» Начнем не со стилевой черты, а с...
Казахские сериалы
Список лучших казахских сериалов последних лет
Казахская киноиндустрия в последние годы завоевывает зрителя и за пределами...
боевики 2024
10 премьер боевиков в 2024 году
2024 год оказался богат на премьеры экшен-фильмов с напряженными сюжетами,...
Как омолаживали главных героев фильма «Ирландец»
Новый фильм Мартина Скорсезе «Ирландец» рассказывает историю водителя-дальнобойщика Фрэнка Ширана,...