Как размер сенсора влияет на операторскую работу?
В истории кинематографа было немало форматов: IMAX, Kinetoscope, Cinemarama, Cinemascope, Ultra Panavision 70 и так далее. Среди такого разнообразия самым распространенным остается Super 35, который не потерял популярности среди операторов и режиссеров еще с самого появления в начале 1980-х годов.
Сегодня индустрия все больше используют крупные полнокадровые сенсоры размерами примерно 36 x 24 мм, хотя они могут быть чуть больше или меньше (но не доходя до 65 мм).
Иногда можно услышать вопросы: «В чем разница между Super 35 и полнокадровыми сенсорами? А какой лучше?». На последний есть совершенно точный ответ: сказать, какой из сенсоров однозначно лучше, нельзя. Все они — лишь инструменты для достижения целей авторов.
Формат, разрешение, глубина цвета, частота кадров, формат объектива и камеры — все это лишь способы рассказать историю. Какие-то инструменты предлагают больше возможностей: например, съемка в 4K позволяет значительно переработать изображение на постпродакшне, сделать кроп и изменить кадрирование, а RAW-файлы нужны для расширения динамического диапазона на цветокоррекции. Нет общей формулы, которая подошла бы любой картине — каждый проект требует особого подхода.
Ни один режиссер, оператор-постановщик или продюсер не должен выбирать стиль просто потому, что в нем снимали Свен Нюквист, Роджер Дикинс или Фредди Янг. Выбор инструментов должен зависеть только от вашего собственного видения, условий, в которых проходит съемка. Научитесь отвечать на следующие вопросы: «Почему я хочу снимать на эту камеру/объектив и в этом разрешении, почему мне так важна низкая глубина резкости, зачем мне нужен стедикам, почему мне важен именно этот формат кадра?».
Определите, о чем ваша история. Выберите формат по душе. Не обязательно придерживаться одного формата на протяжении всей ленты. Не бойтесь экспериментировать с соотношением сторон, разрешением, объективами (прайм и зум, анаморфотные и сферические), снимайте на пленочные и цифровые камеры. Не переживайте, в кинематографе нет строгих правил. Ну ладно, одно все-таки есть: звук должен быть хорош.
И да, ситуации, когда у вас не будет особого выбора, возможны. Например, Netflix требует от своих проектов 4K-разрешения. Или, возможно, вам не хватает бюджета. Но там, где выбрать все-таки можно, это нужно делать осознанно.Так вы станете лучше в своем деле.
Полнокадровые и Super35 сенсоры по-разному воспринимают изображение. Оба они опираются на размеры классической 35-миллиметровой пленки, однако полнокадровые сенсоры больше Super35. Отсюда вопрос: чем они принципиально отличаются друг от друга?
Лорен Симонс, старший инженер американского подразделения Canon, подготовил небольшую демонстрацию, где наглядно показаны различия разных типов сенсоров с использованием камеры Canon C700 FF и двух объективов с разным фокусным расстоянием: «Крупные сенсоры дают больше пространства, что позволяет сохранить оптимальный шаг пикселя при общем увеличении разрешения».
Если вы никогда прежде не слышали о понятии шага пикселя, то это расстояние между центрами расположенных по соседству пикселей. Чем меньше шаг пикселя, тем плотнее они расположены друг другу, тем выше разрешение матрицы — и наоборот. Тем не менее более высокое разрешение не всегда синонимично хорошему качеству изображения.
Для наглядности различий между разными типами сенсоров Симонс установил C700 FF на тележке долли и посадил перед камерой девушку на фоне темного полотна.
Что касается характеристик: размер сенсора C700 FF составляет 38.1 на 20.1 мм с полем изображения 18.69 мегапикселей (разрешение 5952 на 3140), то есть 5.9K. размер пикселя при этом — 6.4 на 6.4 мкм. Кроп изображения до Super 35 происходит уже в самой камере. Также у нее есть режим Super 16. Также Симонс использовал объектив Zeiss 28-80 mm T2.9 Compact Zoom. Таким образом он постарался как можно нагляднее показать различия между разными форматами сенсоров.
Полнокадровый сенсор Canon C700 FF
Фокусное расстояние: 48 мм
Расстояние между камерой и объектом съемки: 2.4 м
Super 35
Фокусное расстояние: 48 мм
Расстояние между камерой и объектом съемки: 2.4 м
Если внимательно изучить эти кадры, то можно заметить, что изображение, снятое при помощи полнокадрового сенсора, выходит гораздо шире. Скорее всего, вы это уже знали. Симонс объясняет: «Чем больше сенсор камеры, тем большее пространство вы сканируете и тем больше вы увидите на финальном кадре»
Но значит ли это, что снимая на более крупный сенсор вы получаете меньшую глубину резкости? «Вовсе не обязательно», — отвечает Симонс.
Взгляните на изображения ниже.
Super 35
Фокусное расстояние: 48 мм
Расстояние между камерой и объектом съемки: 2.4 м
Полнокадровый сенсор Canon C700 FF
Фокусное расстояние: 48 мм
Расстояние между камерой и объектом съемки: 2.4 м, 1.45x цифровой зум
Обратите внимание, что второй кадр подвергся цифровому зуму (1.45x), чтобы его размеры совпали с первым. Неизменным остались эффект боке и сжатие. «Цель сравнения — показать, что с изменением сенсора меняется лишь размер сканируемого пространства. Другие характеристики остаются прежними», — рассказывает Симонс.
А теперь взглянем, как увеличенное фокусное расстояние влияет на изображение, снятое при помощи разных типов сенсоров.
Полноформатный сенсор Canon C700 FF
Фокусное расстояние: 70 мм
Расстояние между камерой и объектом съемки: 2.4 м
Super 35
Фокусное расстояние: 48 мм
Расстояние между камерой и объектом съемки: 2.4 м
Здесь полнокадровое изображение сняли с фокусным расстоянием 70 мм, а Super35 — c 48 мм (при этом модель находилась на одинаковом расстоянии). Кадрирование осталось идентичным, но эффект боке гораздо заметнее, а глубина резкости — меньше. Симонс объясняет: «Здесь нет прямого влияния размере сенсора. У более крупного сенсора больше поле зрения, и поэтому мы обычно применяем зум, чтобы сохранить то же кадрирование. Поэтому и глубина резкости получается меньше».
В следующей паре Симонс не пользовался зумом, а передвинул камеру ближе к модели.
Полноформатный сенсор Canon C700 FF
Фокусное расстояние: 48 мм
Расстояние между камерой и объектом съемки: 1.8
Super35
Фокусное расстояние: 48 мм
Расстояние между камерой и объектом съемки: 2.4 м
Здесь можно заметить несколько интересных деталей. Во-первых, кадрирование оказалось практически идентичным. Во-вторых, глубина резкости на обоих изображениях почти одинакова: она несколько ниже на полнокадровом варианте. Это можно объяснить меньшим расстоянием между камерой и объектом съемки, из-за чего мы приближаемся к минимальному фокусному расстоянию объектива.
«Самые главные различия видны на переднем, на заднем планах. На полнокадровом изображении видно больше пятен света, которые отбрасывают лампочки в верхней и нижней частях кадра. Взгляните повнимательнее на зеленые лампы снизу и на желтые с голубыми сверху. На втором изображении не виден светильник в верхнем левом углу рамы. Обратная ситуация происходит с передним планом. Тут мы видим меньше на Super35», — объясняет Симонс.
Симонс даже придумал название такому явлению: «Эффект „Выжившего“». Все верно, это в честь фильма Иньярриту и оператора Эммануэля Любецки с Леонардо ДиКаприо в главной роли. Если быть кратким, смена расположения камеры приводит к тому, что первый план оказывается ближе, а задний, наоборот, дальше. Поэтому кадр выходит глубже и просторнее.
Не забывайте, что этот эксперимент проводился с помощью Canon C700 FF и объективов Zeiss. Нельзя точно сказать, как поведут себя в схожих условиях устройства ARRI, RED, Sony и Panasonic. Зато теперь у вас появилось представление, чем отличаются форматы сенсоров.
Источник: nofilmschool.com