«Скоро мы будем выбирать объекты из сгенерированных примеров, просто нажав кнопочку»: тезисы Влада Ахтырского на CG Event
О принципиальных переменах в CG
Мир меняется. Через пять лет все будет уже абсолютно другим. Разумеется, универсализация в этих условиях нужна каждому работнику. И все же от специализации не уйти. Мы, композеры, заканчиваем картинку. И то, как мы будем это делать через несколько лет, тоже полностью поменяется, не только на уровне инструментов, но и на уровне задач. Следовательно, нужно пристально следить за своей областью.
FX скоро исчезнет. Он нужен будет только для симуляции тех вещей, которых не существует в реальном мире. До сих пор очень много ресурса тратится на, скажем, дымку или атмосферу. Скоро мы будем выбирать из сгенерированных в реальном времени примеров, просто «нажав кнопочку». Важно лишь, чтобы произошла интеграция в «реальный» мир на экране.
О DeepDream
Тест программы Deep Dream
Мы с Максом Ткаченко сделали базовые тесты, чтобы понять саму технологию обучения нейросети. Взять, например, видео с лесным пейзажем. Я его скормил программе DeepDream — вышла, как обычно, кислотная вещь. Там образовалось много «персонажей», я вырезал одного и вставил в изначальный пейзаж. Важно, что с помощью этой технологии можно создавать нечто, чего не существует в окружающем мире. Но, конечно, надо обучать систему под определенные задачи.
О других инструментах
На CG Event Piter 2018 / Фото: Ольга Павлова
Ради теста я использовал плагин Keen Tools Романа Белова. И написал с его помощью в Nuke практически полный аналог (лимитрированный, конечно) того, что делает SpeedTree. Обычный куст в FBX, завязанный на Skeleton — я туда прописал expressions кости — вот и кусты закачались. Осталось только отрендерить. Эффекты второго плана, out of focus, motion blur — уже вполне нормально. Дымы в Nuke скоро можно будет сделать уже в разы быстрее, чем в лайтинге. Лайтинг тоже исчезнет как отдельная дисциплина. Все ведь уже описано. Останется только креативная работа, эффекты, которых нет в реальности. Своим ребятам я говорю учиться всему — анимации, программированию. Это просто ускоряет задачу.
О коммуникации с режиссером
Владислав Ахтырский на CG Event Piter 2018 / Фото: Ольга Павлова
Мы контролируем картинки, финальную композицию. Вот почему я считаю, что композитинг — это важнейшее из искусств. Это неотъемлемая часть визуальной культуры. Когда шот близок к финалу — нельзя просто показать отдельные слои или утвердить анимацию с шерстью на сером фоне. Необходимо все это интегрировать в кадр.
Режиссер хочет увидеть финальную картинку и понять, насколько она совпадает с тем, что у него в голове. Во время работы у нас постоянно меняется направление. Образно говоря, мы сперва делаем круги, затем треугольники, а заканчиваем ромбами. И чем быстрее мы поймем, что нужны именно «ромбы», тем лучше будет всем. Это время, это деньги, это все, в конце концов, бизнес.
О референсах
Бывает сложно понять, что нравится режиссеру. Как залезть в голову к человеку и увидеть, что он описывает в shot description? На «Хрониках Нарнии. Покоритель зари» был случай — в описании кадра была всего одна фраза: «Лодки выплывают из магического тумана». Все. Над этим кадром я работал 31 день. Двадцать девять дней слышал только «это плохо, это плохо и это плохо». Никаких деталей внятно никто объяснять не хотел. Вернее, просто не знали, что там должно быть. Я обратился к референсам: начал ходить в музеи, картинные галереи. Я практически жил у картин, смотрел, как преломляется свет, какой бывает туман, какие корабли. Насмотренность помогает представить себе, как может выглядеть мир глазами другого. Именно классическое искусство к нам ближе всего, а не фотография, как могло бы показаться. В сюжетах картин художник рассказывает историю и может немного исказить правила света или перспективы — вот и мы так же рассказываем сюжет. Фото для нас — пример реального мира
Кадр из фильма «Хрониках Нарнии. Покоритель зари» (2010) / Фото: Twentieth Century Fox Fim Corporation / Walden Media LLC
Этот процесс также можно упростить, используя машинное обучение. Просто показать «картинки», которые нравятся, составить экспликацию, цветовую гамму, которую потом продемонстрируем режиссеру. Отталкиваясь от этого, узнаем, в какую сторону двигаться более эффективно.
О большой ответственности
Существующими технологиями мы в принципе можем делать страшные вещи. Мы можем изменять цифровую реальность — за месяц отрендерить какую угодно массовку. Мы можем внушать людям искаженные представления о мире. Сегодня на людей постоянно выливается ложь, и мы — все те, кто способен воздействовать на информацию, — ответственны за возможные катастрофические последствия. Буквально сейчас мы изменяем восприятие мира уже у детей. По крайней мере, это следует помнить и быть осторожным.
Образование и эмиграция
На CG Event Piter 2018 / Фото: Ольга Павлова
Образовательная система для меня — больная тема. Прибыль вузов зависит от количества студентов. Преподаватели, которые читают одну и ту же лекцию десять лет, в свою очередь устают и становятся профнепригодными. А для нас прибыль зависит от качеств каждого отдельного специалиста. Школам необходимо наладить контакт с компаниями, работающими в их стране, и уточнять, что нужно на рынке. Компании скажут: нам нужны такие-то специалисты, возникнет контакт.
При этом я рекомендую всем получать диплом. Это нужно не для работы, а для эмиграции — если рабочая эмиграция входит в ваши планы. При балльной системе это вам пригодится. Я сам по образованию инженер, что мне, кстати, помогло. У меня мозг работает не как у художника — я и рисовать руками не умею, но понимаю, как раскладывается свет, вижу схемы и так далее. Знания не будут лишними, а диплом упростит вашему работодателю оформление на работу и переезд.
Работа в MPC
На CG Event Piter 2018 / Фото: Ольга Павлова
Мы нанимаем композеров с опытом от пяти лет, которые уже прошли первые этапы обучения, имеют опыт. Домашние проекты на собеседовании в большую компанию не покатят. Вообще, я замечаю, что компании жалуются: «Нет людей». А люди жалуются: «Нет работы». Кто-то что-то, видимо, недоговаривает. Я нашел первую работу в России в 1999 году — тогда контора, которой я понадобился, была всего одна из 20, в которые я стучался. Ну и прекрасно, начал с нее. А сейчас тем более не надо унывать, всюду много хороших проектов.
О любви к себе и другим
У выходцев из России, из бывшего Советского Союза, большая проблема с тем, что называется self judgment. Например, мы никогда не уверены, что достаточно знаем английский, и постоянно думаем, правильно ли мы использовали какой-нибудь глагол. А это усложняет коммуникацию. Главное же правило — не париться. Если вас приняли в компанию, если поняли, что вы имели в виду, париться о «правильности» не надо.
Владислав Ахтырский (в центре) на CG Event Piter 2018 / Фото: Ольга Павлова
Быть разными — это хорошо. Главное — понять, что тебе необходимо от другого человека, чем себя дополнить. И, конечно, отдавать: когда жертвуешь команде, это возвращается сторицей. В моей международной компании просто никаких проблем: самые разные люди работают с уважением друг к другу, оставаясь требовательными, и делают хорошую картинку.
Материал основан на выступлении Владислава Ахтырского на конференции по компьютерной графике CG Event.
Влад Ахтырский
Глава отдела композитинга студии MPC в Ванкувере. Работал над визуальными эффектами фильмов «Темная башня», «Гравитация», «Грань будущего», «Железный человек 3» и другие. |
Обложка: Владислав Ахтырский на CG Event Piter 2018 / Фото: Ольга Павлова