Главная / Практика / Чему учит Вернер Херцог на своем мастер-классе на Кубе

Чему учит Вернер Херцог на своем мастер-классе на Кубе

В прошлом году я попал в число 55 участников воркшопа Black Factory Cinema, который возглавил Вернер Херцог. Обучение проходило на Кубе в международной киношколе города Сан-Антонио-де-лос-Баньос, а учеников отбирали по всему миру.

Когда я отправил заявку на участие, я ничего не ждал: мне было всего 17 лет, а количество мест в программе ограничено. Но я прошел, и, хотя поездка стремительно приближалась, я и поверить не мог, что мне предстоит провести 10 дней с человеком, чьи фильмы изменили мой взгляд на жизнь.

Куба вместе с Херцогом

Перед поездкой я очень нервничал и даже представить себе не мог, чего ожидать. Но теперь я знаю: это время я не забуду еще долго. Мне многое удалось узнать не только у самого Вернера Херцога, но и у остальных 54 участников. Все они были чрезвычайно талантливы, многого добились, у каждого была своя история, но цель всего воркшопа одна: снять фильм за 10 дней, показав магию Сан-Антонио-де-лос-Баньос. В этом нам помогали сами жители города.

В первый день мы пошли на разведку в поисках потенциальных локаций и героев, участников местного актерского сообщества. Спустя девять дней на суд Херцога было представлено 55 короткометражек.

Вернер Херцог (справа) общается со студентами во время воркшопа на Кубе / Фото: Black Factory Cinema

Хотя воркшоп длился всего 10 дней, слова Херцога и его уроки прочно застряли у меня в голове. Советы ниже касаются не только меня, но и всех, кто собирается заниматься кинематографом.

Для творчества не нужен бюджет

Раньше я считал, что кино требует длительной подготовки и больших денег. Как оказалось, это не единственный способ снимать хорошие фильмы. На Кубе у меня не было практически ничего, кроме камеры, и друга Бернардо, который записывал звук на площадке. Я понятия не имел, о чем снимать фильм, но во время поисков наткнулся на 10-летних близнецов Бориса и Брандо. Они оказались настолько любопытными, что фильм я решил снимать именно о них. Я спросил у их родителей, могу ли я задействовать мальчиков в своей картине в качестве актеров, а потом позвал и их бабушек тоже.

Идея фильма родилась из моего страха ехать на воркшоп, из-за стыда за мой юный возраст и недостаток опыта. В центре сюжета оказались близнецы, которые ходят по городу в поисках человека, готового с ними поиграть.

Херцог говорил, что можно снимать хоть по фильму в неделю при условии, что у тебя есть свое уникальное видение и интересная тема для работы. Снимая кино таким образом, вы находите что-то более искреннее и честное. Кроме того, вам приходится принимать решение самостоятельно, и результат этих решений может быть крайне неожиданным.

Будьте готовы адаптироваться к окружающей обстановке и обстоятельствам

Херцог утверждает, что раскадровки — это инструмент труса. Он уверен, что они нужны только тем, у кого нет воображения. Снимая фильм на Кубе практически без каких-либо средств, я понял: даже если у тебя есть план, нужно уметь адаптироваться под стремительно меняющиеся обстоятельства и окружающую обстановку. Если бы в кино все было спланировано, оно потеряло бы львиную долю своей магии.

К примеру, в последней сцене фильма я планировал снять четырех школьниц на роликах, но на съемки пришла только одна из них. Но и она расплакалась и сказала, что не может сниматься, потому что ей нужно помочь матери приготовить обед. В итоге у нас не было персонажей для финала короткометражки, а времени оставалось в обрез, так что нам пришлось срочно искать решение. В конце концов мы сняли толпу детей, которая ходила за нами все это время. Получилось отлично.

Не торопись воплощать свои идеи

Вечером после съемок Херцог позвал меня к себе. Он ужинал, а я расположился рядом: мы обсудили съемки, и режиссер поделился важными советами. В том числе он сказал, что, по его мнению, нет актеров-детей, а также «не все великое искусство идет от жизни, но большая его часть».

Перед воркшопом у меня накопилась куча вопросов к Херцогу, и как только появилась такая возможность, я их задал. Я спросил, думает ли он о зрителе, когда снимает кино, на что он ответил: «Конечно. Я никогда не снимаю фильмы только для себя». Меня это особенно интересовало, поскольку споры на тему артхаусного кино возникают постоянно, при этом режиссеров, работающих в этом направлении, постоянно называют самовлюбленными.

Затем я спросил, как Херцог определяет, хороша ли идея, которая только что пришла ему в голову. «Я знаю, что идея хороша, когда она появляется у меня в голове и я говорю себе: „Вот оно! Да, это точно ОНО!“», — ответил режиссер. Он также объяснил, что многие идеи как будто находятся в спячке, и может пройти 20 лет, прежде чем он использует одну из них.

Не ходите в киношколу

Херцог поделился с нами множеством хороших советов, но, пожалуй, самым важным для меня стал вот этот: не ходить в киношколу. Он сказал ,что там меня просто «пристрелили бы».

Я знал, какой философии Херцог придерживается в плане творчества, но услышав эти слова непосредственно он него, я заволновался: ведь я подал документы только в университеты, связанные с кино, и на тот момент уже не мог изменить свое решение. Режиссер объяснил, что для меня очень важно постоянно расширять свои горизонты и выходить за рамки того, чему учат в киношколе: «Не общайся только с творческими людьми, заведи себе приятеля-мясника, к примеру».

Я последовал его совету и перешел на программу истории искусств, где могу изучать самые различные темы, которые впоследствии смогут послужить источником вдохновения для моих фильмов.

После воркшопа


Фильм The Final Act of Joey Jumbler

Вернувшись из Кубы, я начал препродакшн фильма The Final Act of Joey Jumbler (выше). Мне хотелось сделать фильм как можно профессиональнее, так что я решил написать Стефани Вебер Бирон — оператора, удостоенного наград, чьи работы я очень люблю. До этого она снимала «Я убил свою маму» и «Воображаемую любовь» Ксавье Долана, а также «Запретную комнату» Гая Мэддина. Я отправил ей сценарий и, прочитав его, она согласилась поработать со мной.

Неважно, куда в конечном итоге приведет меня моя карьера. Десять дней с Вернером Херцогом навсегда останутся в моей памяти, и я постоянно буду оглядываться,чтобы убедиться, не целится ли он в меня.

Источник: nofilmschool.com


Обложка: Вернер Херцог / Raffi Asdourian

Еще по теме

10 книг о кино для новогодних каникул
1. Михаил Ямпольский. «Муратова. Опыт киноантропологии» «C «Астеническим синдромом» роднит «Два...
12 писателей, ставших режиссерами: Стивен Кинг, Евтушенко, Бегбедер и другие
01. Жан Кокто Жан Кокто — настоящий человек Возрождения. Он...
фильмы похожие на Бойцовский клуб
10 похожих фильмов для тех, кто фанатеет от «Бойцовского клуба»
Самый знаменитый кинофильм режиссёра Дэвида Финчера сразу после своего выпуска...
Принципы съемки и монтажа интервью
Для создателей видеоконтента производство, съемка и монтаж интервью — одна из самых сложных...
Чему операторам можно поучиться у Роджера Дикинса
В создании кино принимают участие множество людей, и каждый из них должен продемонстрировать...
Монтаж и творчество: когда нужно забыть о сценарии
Недавно я обнаружил, что все эти годы у меня был...
Базовые составляющие глубины изображения
На кинематографичность изображения вашего фильма или ролика влияют несколько факторов. Ключевой...
Где и как снимали сериал “Патриот”: локации, подбор актеров, трюки
История о простом парне Сане Кучине, который после возвращения из...