Как работать с бликами в кадре
С бликами в кадре нужно обращаться очень осторожно, ведь переусердствовать и использовать их не там, где нужно, проще простого. Можно наложить на изображение простой стоковый эффект или бесконечно светить в камеру реальными прожекторами — все это сильно раздражает.
Джорди Вандепут с канала Cinemacom показывает несколько способов работы с бликами, которые позволяют сделать их одновременно и красивыми и оправданными.
Три типа бликов
1. Настоящие
Такие блики вы получаете при помощи реального источника освещения на площадке. В зависимости от выбора объектива, светильника и окружения, блики будут выглядеть по-разному. Несомненный плюс — такие блики выходят самыми реалистичными, однако, поскольку они заложены в кадр изначально, их нельзя убрать на постпродакшне.
2. Стоковые
Такие блики снимают на темном фоне заранее. В пункте Blend mode вашей монтажной программы вы можете выбрать опцию Screen — тогда фон исчезнет, останется только блик. Стоковый материал, снятый на объективы с различными характеристиками, можно найти по всему интернету, и среди них наверняка попадется тот, который нужен именно вам. Эти блики можно видоизменять, внося правки в их цвет, позицию и даже форму.
3. Сгенерированные
Это блики, созданные при помощи какого-либо эффекта. В Premiere Pro, например, есть функция Lens Flare, но блики, полученные с ее помощью, выглядят не слишком убедительно. Вы также можете использовать эффект Ramp и 4-Point Color, изменить их цвета и смешать слои, что даст гораздо более реалистичный результат.
Так зачем же вообще нужны блики?
Одна из первых мыслей, которые приходят в голову — создание склеек. Достаточно только добавить короткую «вспышку» между двумя кадрами, и переход будет казаться не таким заметным. Этот прием часто используют в музыкальных клипах.
Незаметный блик в кадре может передавать теплое летнее настроение. Или же, наоборот, прохладу зимнего утра. Привычные уже анаморфотные блики заставляют вспомнить голливудские блокбастеры. Таким образом, при помощи разных бликов можно влиять на стиль фильма.
Когда нужны блики?
Важно помнить, что бликами лучше пользоваться только тогда, когда в них есть смысл. Допустим, вы освещаете кадр только со стороны камеры — в такой ситуации бликам просто неоткуда появиться. Источник освещения должен находится в кадре. По крайней мере, свет должен идти откуда-то сзади объекта съемки.
Если вы снимаете динамичный кадр, важно анимировать блики: пусть они исчезают и появляются в зависимости от объектов в кадре, следите за их расположением. Если камера или источник освещения движется — то же самое должно происходить и с бликом.
Акцентирование световых приборов
Допустим, персонаж убегает от безумца на машине, который хочет его сбить. Вокруг — темнота. Внезапно злодей включает фары — и мы видим автомобиль. Свет, который идет от фар, враждебен для главного героя. Чтобы на зрителя он произвел еще большее впечатление, от лучей могут исходить блики. Это можно проделать и со взрывами, световыми мечами и многим другим.
Контроль бликов
Конечно, работать с бликами очень приятно, но будьте осторожны и не переборщите. Они нужны не в каждом фильме и уж точно — не в каждом кадре. У их появления должна быть своя причина и во многих ситуациях бликов лучше избегать, например, на съемках статичного интервью.
Представьте: вы снимаете со штатива, и в кадре на всем протяжении разговора маячит блик. Если он достаточно незаметный — в этом нет ничего страшного, но если он выглядит просто как светлое пятно — это сильно раздражает. В таком случае можно попробовать передвинуть источник контрового света или, как вариант, воспользоваться компендиумом. Их цена может сильно разниться в зависимости от качества сборки и функциональности, но даже самый дешевый справится с нежелательными бликами.
Также можно вооружиться черной алюминиевой фольгой, обернуть в нее объектив, сделав таким образом некое подобие большого козырька.
Источник: nofilmschool.com