Главная / Практика / Как правильно пользоваться затемнением

Как правильно пользоваться затемнением

Прочитав почти любую книгу о монтаже, вы, скорее всего, узнаете, что монтаж должен быть невидимым. Если монтажер справился со своей задачей, его работу даже не заметят. Мы теряем чувство погружения, когда видим топорно сделанные и неестественные склейки. Как только зритель замечает склейку — все пропало.

В своей книге «В мгновение ока» монтажер-ветеран Уолтер Мерч утверждает, что монтаж должен следовать за естественными человеческими реакциями. К примеру, если за кадром происходит какое-то действие, а персонаж оглядывается на шум, нужно переключится на это действие, как мы сами повернули бы голову. Если нашему герою тайно передают записку, нужно перейти на ее детальный план.

Однако затемнение (как и переход в белый свет) кажется абсолютно неестественным явлением. Отход ко сну, потеря сознания — а когда еще в реальной жизни мы встречаемся с затемнением? Затемняя сцену, мы вырываем публику из фильма, так почему же этот прием так хорошо работает?

В интервью порталу FilmSound.Org Мерчу задают вопрос: пытаются ли монтажеры сообщить зрителю, что происходит переход?

«Да. При склейке нескольких кадров переход бывает либо бессознательный (как учит классическая американская монтажная школа, которая говорит, что склейки надо прятать), либо сознательный (это — советская школа). В этом смысле склейки в советском стиле — это мини-переходы, в отличие от американского. Я, как и многие современные монтажеры, стараюсь быть где-то посередине», — ответил монтажер.

Иногда мы понимаем, что на склейке лучше сделать акцент. А иногда (возможно, в том же самом фильме), склейку лучше сделать невидимой.

Когда использовать затемнение

Чисто технически затемнение работает так хорошо, потому что это недвусмысленная отсылка к театральной традиции. В театральных постановках подобное происходит, когда свет постепенно гаснет, а сцена погружается в полную темноту. В практическом смысле в это время команда спектакля меняет декорации, а актеры — костюмы. В метафорическом и повествовательном же смысле так зрителю говорят, что сцена закончилась. По сути то же самое это означает и в кино — завершение определенной главы.

Как это часто бывает в кинематографе, у затемнения нет каких-то четких правил использования. Но в общем и целом прием лучше всего работает в следующих ситуациях:

  • переход из конца одной темы в начало следующей;
  • переход из повествования одного персонажа к другому;
  • временной скачок.

Если, к примеру, вы переходите от сцены семейного обеда, у которой не было четкой повествовательной темы, к эпизоду, который произошел позже вечером в той же локации, подобный переход не будет казаться естественным.

Подобные принципы можно увидеть в трейлерах к любому современному блокбастеру.

В трейлере две дюжины затемнений и выходов из черного. Но каждый из них подчиняется принципам, которые мы обсудили выше. Сцены, хронологически расположенные близко друг к другу, переходят друг в друга сразу, тогда как сцены, происходящие в разное время и в разных локациях склеены между собой через затемнения. Это известная кинематографическая особенность: таким образом нам говорят, что мы перешли к моменту, который произошел позже или разнесен с предыдущим тематически и географически.

Поскольку мы поговорили об основных понятиях затемнения, давайте обсудим, как осуществить его на практике в некоторых монтажных программах.

Premiere Pro

 

  • Используйте инструмент Pen, чтобы создать два кифрейма для параметра Opacity. Понизьте Opacity второго кифрейма до 0%.

или

  • Откройте панель эффектов и перетащите эффект Dip to Black в конец нужного клипа. Обратите внимание: если вы используете пресет, он затронет и следующий клип, который начнется выходом из черного.

DaVinci Resolve

 

  • Потяните белые ручки в начале и в конце клипа. Это создаст эффект затемнения, при этом его продолжительность будет определять то, насколько сильно вы вытянули ручки.

или

  • Воспользуйтесь переходом Dip to Color. Однако данный способ предполагает настройку параметров перехода в Inspector panel. Это прекрасно, когда речь идет о кастомизации, но не самое лучшее решение скорости и удобства.

Источник: Premiumbeat

 

Еще по теме

Стоит ли смотреть “Не говори никому” (2022): отзывы об инди-хорроре
Инди-фильмы создаются не для массового зрителя. У них ограниченный бюджет,...
Рузиль Минекаев
Биография «пацана» Рузиля Минекаева
После премьеры драматического проекта Жоры Крыжовникова многие из артистов, исполнившие...
где снимали В поисках капитана Гранта
Где снимали фильм «В поисках капитана Гранта» (1985)
Фильм «В поисках капитана Гранта» был совместным советско-болгарским проектом с...
Фильмы про выживание
Лучшие фильмы про выживание
В основе многих фильмов про выживание лежат реальные события. Сценарии,...
фильмы где девушка притворяется парнем
10 фильмов, где девушка притворилась парнем
Сюжетные линии, где герои переодеваются в представителя другого пола, всегда...
7 главных фильмов о радио
01. «Ток-радио» (Оливер Стоун; США-Канада, 1988) Что люди любят слушать...
полнометражные мультфильмы 2024
10 новых полнометражных мультфильмов 2024
Представляем вам яркие и захватывающие новинки в мире анимации —...
10 приложений для режиссеров
01. Shot Lister Удобное и функциональное приложение для планирования и менеджмента...