«Все деньги мира»: когда реплики в сценарии становятся важнее, чем действия
Что произошло и при чем тут сценарист?
В случае с фильмом Ридли Скотта перед сценаристом Дэвидом Скарпой стояла задача не просто создать, а троекратно воссоздать жуткий инцидент, произошедший в начале 70-х годов в Италии. Это, во-первых, максимально правдоподобный пересказ похищения 16-летнего внука миллиардера Пола Гетти III и мучительных переговоров о его выкупе за $17 млн. Во-вторых, это экранизация книги Джона Пирсона «Пол Гетти. Мучительные миллионы». И, наконец, это история с заменой Кевина Спейси на Кристофера Пламмера в роли самого богатого на тот момент человека в мире.
Трейлер фильма «Все деньги мира» (2017)
Нетрудно угадать, какой ад творился в головах съемочной группы, когда случился печально известный скандал с Кевином Спейси. Студия стояла перед выбором: похоронить картину или переснять, согласно данным издания THR, за девять дней сцены с участием персонажа Пола Гетти, но в исполнении уже другого актера. В России тоже, наверняка, у прокатчиков творился тихий кошмар, когда все уже знали о замене, но в кинотеатрах все еще шел трейлер с Кевином Спейси в сложном гриме.
Кадр из фильма «Все деньги мира» (2017) / Фото: Claudio Iannone / «Вольга»
Итак, вопрос: можно ли быстро, на сценарном уровне описать героев, используя только реплики: фразы, словоформы — или просто молчание?
Абигейл Харрис
Для начала давайте вспомним, что мы знаем об этом реальном человеке? Совсем немного: спортсменка, вышла замуж за Джона Пола Гетти-младшего в 1956 году и развелась спустя восемь лет, оставив с собой детей, одним из которых был Жан Пол Гетти III.
Кадр из фильма «Все деньги мира» (2017) / Фото: «Вольга»
Когда Гетти исполнилось 16 лет, подростка похитили итальянские террористы. В это время Гейл, по сути, жила одна, в бедности, привыкла все делать сама. Для этого надо обладать определенной долей мужества и силой воли. Как это написать сценаристам, чтобы зритель сразу понял, что это за женщина, которая даже в минуты отчаяния не может вернуться в ненавистное ею семейство миллиардера Гетти? Просто и одновременно нелегко — с помощью молчания.
Кадр из фильма «Все деньги мира» (2017) / Фото: Fabio Lovino / «Вольга»
Мишель Уильямс, сыгравшую Гейл, большую часть фильма снимают крупно, чтобы было видно ее внутреннее состояние — она человек дела, а не слова. Когда она узнает, что ее сын похищен итальянскими бандитами, то не роняет ни слезинки, а думает, что нужно предпринять для спасения своего ребенка. По крайней мере до сюжетного поворота с отрезанным ухом на первом часу фильма. Тем более что такая актриса, как Уильямс, может сыграть все «лицом» лучше, чем словами.
Кадр из фильма «Все деньги мира» (2017) / Фото: Fabio Lovino / «Вольга»
То есть, оставаясь формально главным героем, она по большей части молчит. Если и говорит, то или делает заявления, или ведет переговоры с бандитами. Она тратит свои сбережения не на выкуп сына, а на тысячу газет, чтобы пронять черствого деда (это второй сюжетный поворот).
Флетчер Чейз
Мы подбираемся к самому интересному. Чейз — бывший цээрушник, теперь он помощник и консультант Гетти. Узнав о похищении внука его работодателя, он сначала занимает среднюю точку между самим миллиардером и Гейл, пытаясь сохранить нейтралитет и действуя не сердцем, а головой. Как это передать в сценарии? Глаголами.
Кадр из фильма «Все деньги мира» (2017) / Фото: «Вольга»
Да, он много говорит глаголами настоящего или будущего времени (это применимо к переводу английского текста на современный русский литературный язык), не так красиво и витиевато, как многие другие люди его окружения. И это понятно. Чейз, которого сыграл Марк Уолберг, привык отдавать приказы или выполнять их.
Жан Пол Гетти
Теперь о самом интересном. Разумеется, главные герои в фильме не Гейл и не Чейз. Несмотря на то, что именно они изображены на официальном постере «Всех денег мира», несмотря на то, что большую часть фильма мы видим их, Жана Пола Гетти III в застенках или бандитов, все же в центре картины — сам миллиардер.
Кадр из фильма «Все деньги мира» (2017) / Фото: «Вольга»
Как это работает на уровне сценария? Вот как в фильме «Все деньги мира» подается эпизод, когда к Гетти приходят его сын с женой и детьми. Их появление предваряет объявление лакея миллиардера: «Сэр, к вам гости!». Мы не видим самого Гетти, но короткая формальная фраза и слово «гости» говорит о взаимоотношениях миллиардера и его сына больше, чем последующий эпизод их встречи.
Гетти — это редкий персонаж, хуже которого разве что Эбинейзер Скрудж (и то, старик из «Рождественской песни» Диккенса в конце концов переходит с темной стороны на светлую, а вот «самый богатый человек в мире» Гетти так и не становится положительным героем).
Кадр из фильма «Все деньги мира» (2017) / Фото: «Вольга»
Раз уж мы сегодня ведем речь, простите, о речи: то, как алчный магнат говорит, быстро раскрывает его личность. Он произносит «я» в одном предложении не меньше трех раз. Он говорит в основном глаголами в прошедшем времени, часто назидательно рассказывая о своем прошлом, или в повелительном наклонении («Скажи им, что меня нет», «Закрой дверь» и так далее).
Кадр из фильма «Все деньги мира» (2017) / Фото: «Вольга»
Что интересно: впервые он начинает произносить фразы в настоящем времени, когда происходит первый сюжетный поворот с отрезанным ухом. Зрителя шокируют и его поступки, придуманные Дэвидом Скарпой: Гетти скорее приобретет картину за баснословные деньги, чем отдаст несколько миллионов долларов за выкуп своего внука. Журналисты спрашивают его, сколько он может отдать бандитам, а он отвечает коротко и ясно: «Нисколько».
Тут надо напомнить то, что творилось за кадром. Как мы уже все знаем, после скандала с харрасментом, когда Кевина Спейси обвинили во всех адских грехах, а на его роль поставили Кристофера Пламмера. И Гетти стал совсем другим. Сравните.
Сравнение кадров с Кевином Спейси и Кристофером Пламмером
Так, Гетти произносит фразы, которые могут стать легендарными: «Я написал книгу не „Как быть богатым“, а „Как стать богатым“» или «У меня 14 внуков. Если я заплачу выкуп, то у меня будет 14 похищенных внуков». Очень интересно, как это произнес Кевин Спейси, но, видимо, мы теперь этого не узнаем никогда.
Получается, что сценаристы самые важные люди в кино?
Нет, конечно (хотя смотря какое кино). Просто иногда правильно написанный сценарий помогает быстро разобраться в ситуации, раздать все карты и практически переснять фильм заново в невероятно сжатые сроки.
А ведь в 2015 году «Все деньги мира», написанный Дэвидом Скарпой, попал в так называемый «черный список сценариев». Зато сейчас канал FX запускает сериал-антологию «Доверие», где первым сюжетом станет история похищения Джона Пола Гетти III.
Кадр из фильма «Все деньги мира» (2017) / Фото: Fabio Lovino / «Вольга»
В основе «Всех денег мира» — виртуозно написанная драматургия, которая является своего рода НЛП для кинозрителей. С одной стороны — молчащая, сильная женщина. С другой — много и долго бубнящий старик. Посередине — «гвоздик», стальной военный человек Чейз. Если не следить, как мы с вами, за структурной основой, то получится, что через несколько минут после начала фильма вы оказываетесь в нем с головой
Вот так, быстро и в срок, Ридли Скотт и Дэвид Скарпа сделали то, что другим вряд ли под силу: перетасовав за шесть недель важные сюжетные линии и пересняв, благодаря тщательному планированию и подготовкам, все сцены с Гетти всего за 9 дней. Правда, это стоило студии порядка $10 миллионов, но лучше уж так, чем заморозить такой важный проект навсегда.
Обложка: на съемках фильма «Все деньги мира» 2017 / Fabio Lovino / «Вольга»