7 простых способов научиться лучше монтировать
Хотелось бы уточнить, что все советы ниже — это просто мнения. Монтаж, в свою очередь, — это вид искусства, так что в любом правиле могут быть исключения. Вы можете делать все, что захотите.
1. Не вырезайте — стройте
Скриншот из видео
Многие монтажеры начинают проект с забитой до отказа таймлинией, после чего принимаются планомерно ее сокращать, чтобы найти среди всего материала что-то хорошее. Это неэффективный подход и, скорее всего, вы будете выбирать «нормальные», но ничем не выдающиеся кадры. Все потому, что на сокращение материала нужна энергия.
Вместо этого постарайтесь «выстраивать» сцены с самого начала, отбирая самые лучшие кадры. В конце концов вы поймете, что этот метод экономит кучу времени и делает историю интереснее.
2. Добивайтесь единства звука и изображения
Фото: John Hult
Если закадровый голос будет говорить о миграции фламинго, пока изображение показывает слонов, зрителю будет сложно обработать всю эту информацию. Это — ножницы аудиовизуальной коммуникации. Если два элемента информации расходятся слишком далеко — их трудно воспринимать. Так что монтируйте изображение и звук так, чтобы информация сходилась в одной точке.
3. Придерживайтесь принципа вечеринки
Скриншот из видео
Приходите поздно и уходите рано — прямо как на вечеринку. Часто сцены стоит делать как можно короче. Забудьте о растянутом начале и медленно затухающем финале. Врывайтесь в действие ровно тогда, когда оно становится интересным. Если вы сможете поддержать напряжение и не будете давать зрителю времени, чтобы перевести дыхание, аудитория попросту не сможет предсказать, что будет дальше.
Конечно же, если у вас на руках потрясающие экспозиционные моменты, раскрывающие персонажей и погружающие в историю, забудьте об этом правиле.
4. «Посмотрите сюда!»
Дэвид Финчер на съемках фильма «Социальная сеть» (2010) / Фото: Merrick Morton / Columbia Pictures
Каждая склейка должна кричать: «Эй, посмотри сюда!». Каждый раз, когда вы переходите к определенному кадру, вы говорите зрителю: «Это важно». Может быть, вы слышали рассуждения Финчера о значении крупного плана.
«Каждый раз, когда вы переходите на крупный план, зритель знает, что вы приняли осознанное решение, что вы считаете это важным. Все, что вы показываете крупным планом — важно, вне зависимости, так ли это на самом деле. Вы можете измотать зрителя, показывая ему вещи, не имеющие никакого значения».
5. Не бойтесь сбивать зрителя с толку
Кадр из фильма «Джеки» (2016) / Фото: Fox Searchlight Pictures
Вы можете показывать крупным планом вещи, не имеющие значения, или переходить на общие планы, предоставляя зрителю возможность сделать те или иные выводы самостоятельно. Вы можете утаивать информацию аудитории, используя обратные планы и не показывая, что чувствует персонаж. Все это инструменты, которые помогут сделать монтаж неожиданным. История должна быть правдоподобна, но непредсказуема.
6. Ориентируйтесь на глаза
Кадр из фильма «Холодная гора» (2003) / Фото: Miramax
Движение глаз актера может задать направление для монтажа.
«Моргание связано с нашими мыслями и реакциями на происходящее вокруг», — говорил Уолтер Мерч, монтажер «Апокалипсиса сегодня» и автор книги «Во мгновение ока». Другими словами, вы можете использовать моргание актеров, особенно хороших актеров, как указание на то, где сделать склейку: «Обычно я нажимаю на кнопку «Стоп» ровно перед тем, как персонаж моргнет. Так я связываю свою реакцию с реакцией актера на своего персонажа».
7. Доверьтесь инстинктам
Скриншот из видео
Прочувствуйте проект. Нет никакого точного правила, которое скажет вам, когда делать склейку. Вы можете ориентироваться только на ваши ощущения. Это интуитивное решение, и чем больше вы этим занимаетесь, тем сильнее вам следует опираться на свои профессиональные эмоции. Ваши нейроны откликаются на определенные вещи, на визуальные чувственные реакции. Не бойтесь делать склейки там, где их нельзя объяснить никакой логикой. Вы просто делаете то, что кажется вам правильным.
Источник: nofilmschool.com
Обложка: Jakob Owens