Почему электронный стабилизатор нужен далеко не всегда
Как только на рынке кинооборудования появляется какая-то новая технология, от нее становится негде спрятаться. Только задумайтесь: до 2013 года не существовало ни одного электронного стабилизатора (первым был Movi M10, анонсированный на выставке NAB 2013). А до 2014 года на установленную на коптер камеру нельзя было снять материал кинематографического качества (тогда вышел первый Inspire). Теперь же все это стало настолько популярным, что операторы и видеографы стали пользоваться этими инструментами слишком часто.
Кадры, снятые при помощи стабилизатора, в отличие от воздушных планов с коптера, не так очевидны для зрителя. Это система поддержки, схожая с тележками долли, стедикамами или штативами. Она помогает сделать движение камеры плавным и естественным. Тем не менее и такие стабилизаторы бывают излишними.
Когда DJI Ronin только вышел, я как можно скорее купил подержанную модель на eBay. И просто влюбился в систему. Все, что я снимал, буквально преобразилось, и я начал использовать стабилизатор почти везде. Иногда это было совершенно бессмысленно, к тому же — только замедляло процесс. Ведь, несмотря на то, какой это отличный инструмент, у него есть свои ограничения.
Вот несколько ситуаций, когда его применять, все же, не стоит.
Когда вам нужен стабильный фокус
Если у вашей камеры отличный автофокус (к примеру, вы снимаете на Sony a6500 или же пользуетесь беспроводным фоллоу-фокусом), то, возможно, к вам это не относится. Тем не менее настраивать фокус при съемке со стабилизатором всегда сложно, а в некоторых ситуациях съемка вообще может быть безнадежно испорчена.
Объект съемки должен находиться в фокусе только, когда это нужно вам. Со стабилизатором это не всегда возможно.
Без дополнительного оборудования и камеры с приемлемым автофокусом единственным вариантом для вас остается сфокусироваться в определенной точке и держаться на одном расстоянии от объекта. Все это может изрядно раздражать, особенно если вы снимаете с небольшой глубиной резкости или следуете за актером, пытаясь предугадать его скорость. Это особенности операторской работы со стабилизатором, и если вы хотите им пользоваться, вам нужно будет овладеть данной техникой.
При смене фокуса вам будет нужен помощник. Либо готовьтесь к тому, что вам придется сбивать свое кадрирование, опускать (обычно тяжелый) стабилизатор, угадывать, как настроить фокус, а затем снова выстраивать кадр. Смена фокуса также может нарушить баланс стабилизатора в зависимости от объектива (хотя со стабилизаторами это случается реже, чем со стедикамами), что может помешать правильному движению и перегрузить моторчики.
Когда это не так важно:
- при съемке слоу-моушн и когда вам нужна особая атмосфера, позволяющая вам ненадолго уходить в расфокус;
- при съемке общего плана, на котором вы следуете за медленным объектом;
- когда кадр может начинаться в расфокусе и фокусироваться в результате движения камеры;
- если у вашей камеры хороший автофокус;
- если у вас есть беспроводной фоллоу-фокус или ассистент.
Когда вы снимаете в одиночку
Здесь я, пожалуй, перебарщивал со стабилизаторами больше всего. Я постоянно снимал документальные фильмы в одиночку и слишком долго пытался включить в этот процесс громадную и тяжелую стабилизацтонную систему. Иногда это было даже смешно.
К примеру, используя Ronin первого поколения с практически любой камерой, вы быстро понимали, что вес всей системы увеличивался в разы. В результате кадры получались плохими, ведь вы как оператор уставали и не могли сделать правильное движение с нужной скоростью или же вообще были не в силах держать камеру. С этим можно бороться при помощи ассистентов — им можно передать камеру, чтобы руки отдохнули в перерыве между кадрами.
Совет: Если ваш риг тяжелый, купите какую-нибудь поддерживающую систему, вроде Atlas, изирига или их подражателей. Руки и спина поблагодарят вас, а кадры будут выглядеть гораздо лучше.
Другой недостаток съемки в одиночку — время настройки. Обычно электронный стабилизатор настраивается довольно быстро, и каждая последующая модель становится все легче и проще. Однако если вы используете более сложную систему с мониторами или отдельными креплениями для аккумуляторов (рекомендуется, если вы собираетесь пускать в ход Ursa Mini или другую камеру подобных размеров), вам потребуется определенное время, чтобы настроить и сбалансировать ее. За это же время можно бы было развести сцену или поговорить с героем съемки, подумать об освещении, кадрировании, режиссуре — о чем угодно.
Позовите помощников и убедитесь, что они знают, как подготовить систему к работе. Пусть они займутся этим.
Когда это не так важно:
- если у вас легкий и простой в настройке стабилизатор, вроде Zhiyun Crane, с беззеркальной камерой;
- если объект съемки легко контролировать и у вас есть много времени;
- если у вас есть четкий монтажный лист, в котором не так много кадров со стабилизатором;
- если вы не планируете переключаться со стабилизатора на другие системы;
- если вы настраиваете стабилизатор до съемок.
Когда важно остаться незамеченным
Это особенно важно, когда речь идет о документалистике. Преимущество небольших форм-факторов камер — с ними можно пролезть почти везде, чтобы снимать «партизанскими» методами. Вам часто придется снимать в публичных местах, при этом разрешений на это у вас не будет. Это нормально — просто реалии малобюджетной документалистики.
Тем не менее появляться в публичном месте с огромным стабилизатором — это, возможно, не самая лучшая идея. Большинство людей, не связанных с кино, понятия не имеют, что такое электронный стабилизатор и как он выглядит. Так что вы наверняка привлечете лишнее внимание. А если у вас еще нет разрешения или ваша тема очень щекотливая, то, скорее всего, съемка быстро прервется: появится охрана, кадр испортит случайный прохожий, который удивленно посмотрит прямо в объектив, или же вашим героям будет сложно вести себя естественно.
Иногда незаметность — это техническая необходимость.
Когда это не так важно:
- если у вас есть разрешение на съемки;
- если ваш герой привык к камерам и съемочному оборудованию;
- если ваша система небольшая и незаметная.
Когда съемка на стабилизатор не работает на историю
До появления стабилизаторов мне очень нравилось снимать ручной камерой. Так мне было проще погружаться в эмоции сцен, это более естественный способ съемки. В какой-то момент я заметил, что все кадры за последний год снимал либо со стабилизатора, либо со штатива. В результате материал резко потерял в естественности, которой я когда-то гордился. Плавное движение стабилизатора не всегда подходит истории. Снимая так, вы можете чувствовать себя частью происходящих событий, однако получившиеся кадры кажутся отстраненными.
Также важно не забывать о других методах движения. Существуют стедикамы, долли, ручная съемка, штативы, моноподы и так далее. Каждый из них обладает своими особенностями, у каждого будет свое настроение.
Подумайте, что вы хотите от сцены в эмоциональном плане и решите, насколько тот или иной инструмент отвечает вашим задачам. Возможно, вам придется дольше работать со сценой, вы не сможете принимать решения на лету или моментально менять свои планы. Не ставьте себе целью во что бы то ни стало использовать на съемках какой-то определенный инструмент. Да, может быть, с его помощью можно снять красивые кадры, но эти красивые кадры могут не подойти для вашего проекта.
Планируя съемки, думайте о том, стоит ли на них использовать стабилизатор. Может быть, вы полагаетесь на него чересчур много?
Источник: premiumbeat.com