10 правил для тех, кто хочет снять веб-сериал
Три года работая над первым в России профессиональным веб-сериалом «Район тьмы», постоянно размышляя над тем, что это такое и бесконечно экспериментируя, я вывел для себя некоторые правила, которых необходимо придерживаться, если вы решили снимать свой собственный проект в этом формате.
Особенно если у вас нет на это денег. Но очень хочется.
Стоит подчеркнуть, что веб-сериал — это художественное кино, в отличие от многочисленных видеоблогов и комедийных скетчей. Это независимый от продюсеров, телестудий и дистрибьюторов кинопродукт, который продвигается и публикуется только в интернете. В настоящее время веб-сериал наиболее независимый формат в киноиндустрии.
До «Района тьмы» я снял несколько полнометражных работ, и все — без бюджета. Под бюджетом мы понимаем государственные деньги или деньги крупных инвесторов. Без бюджета — не значит, что денег нет совсем. Это значит, что кино снимается на собственные деньги создателей и при помощи добрых друзей.
Эти правила — не догмат и не аксиома, а, скорее, рекомендации. Они субъективны, но основаны на реальном опыте создания собственного интернет-сериала. Надо понимать, что это не разовое мероприятие, когда надо поднатужиться для короткометражки — мы снимаем наш проект уже третий год.
Итак, правила.
1Веб-сериал должен сниматься дешево и быстро
1-3 смены на одну серию. Оптимальный хронометраж одной серии — проверенные временем и интернетом 10 минут.
Еще раз. Веб-сериал должен сниматься дешево. И быстро. С максимальной оптимизацией возможностей. Если вы будете снимать каждую серию по полгода, интернет вас не поймет. У него быстрый обмен веществ, и если новые серии вашего сериала не выходят более месяца, то можно закрывать лавочку.
Деньги — ищите. Не бойтесь снимать на свои. Нельзя страдать предрассудком, что «настоящие продюсеры не снимают на свои», это полная глупость.
Ищите спонсоров, занимайтесь краудфандингом. Никогда не останавливайтесь. Кино может быть прибыльным.
2Меньше пафоса
В интернете зритель хочет поесть как дома: вкусно, дешево и сытно.
3Всегда оставайтесь профессионалами
Снимайте только профессиональных актеров. Не снимайте друзей и родственников. Это подкупает и ведет к компромиссам, а они губительны. Достоверность существования актера в кадре, работа с состояниями, с физикой, деталями, мастерство и опыт артиста в мизансценировании — все это то, без чего кино не может существовать. И уж точно не может быть хорошим. Этим нельзя пренебрегать.
Нет правил без исключений. Друзья и родственники тоже могут быть хорошими актерами. А если актер непрофессионал и нигде не учился, работайте с типажами. Подбирайте их максимально точно. И помните, непрофессиональных актеров снимать гораздо сложнее, чем профессионалов. Если вы к этому готовы — вперед!
Люди пойдут за вами, только если они чувствуют, что вы готовы идти до конца.
4Актеры и сценарий — это главное, что у нас есть
Это две вещи, которые составляют 90% качества вашего фильма. Отнюдь не техника, которой у вас нет. Ищите хорошие сценарии, как искали руду первые золотоискатели. Ищите всегда, бесконечно, изо всех сил, пока не найдете. Если есть малейшие сомнения в драматургии, переписывайте сценарий бесконечное количество раз. Не жалейте сил.
Переписывайте, пока вас не проклянут и от вас не отрекутся все. Давайте прочитать сценарий равнодушным к вам людям и даже своим врагам. Именно они скажут вам правду. Вам будет больно, но вы исправите ошибки и ваш фильм станет лучше.
5Не пишите и не снимайте того, что вы не можете снять
Нет, никто не запрещает прописать в сценарии графику, съемки на Садовом кольце, с вертолета, подводные съемки, батальные сцены и гигантские взрывы. Можете писать. Вдруг ваш знакомый работает в компании, которая снимала «Аватар», а у вашей девушки родной отец руководитель столичного ГИБДД? Но если всего этого нет, не пишите сцены, подразумевающие сложную графику, сложные объекты с дорогой арендой. Снимайте проще, снимайте по силам.
Да, кино — искусство зрелища. Но найдите способ, чтобы создание вашего зрелища было адекватно вашим возможностям. Если у вас нет денег, а есть хочется, вы же не остаетесь на диване мечтать об омарах, а идете в магазин и покупаете хлеб. В конце концов, величайшее чудо огня получается из трения всего лишь двух палочек.
6Вкладывайтесь в маркетинг
Вы можете снять гениальный фильм и положить его в лесу под кустик. И там его никто и никогда не найдет. Вы снимаете для интернета, а там столько всего, что шансов остаться незамеченным слишком много.
Пишите про свои фильмы в соцсетях. Занимайтесь самостоятельной раскруткой. В сегодняшнем мире надо уметь себя подавать, продвигать. Стесняться этого — самоубийственно. Как говорил один из героев Стивена Кинга, «сегодня каждый мерзавец умеет подать себя». Будьте этим мерзавцем! Продвигайте себя. В конце концов, не реклама и не пиар решат исход битвы. Люди все равно будут оценивать не маркетинг, а продукт. Здесь все честно.
Сделайте хороший фильм, но не забудьте всем рассказать об этом.
7Смотрите и читайте классику
Больше черно-белого старого кино. Именно тогда титаны кинематографа снимали максимально просто, не имея сегодняшних безграничных технических возможностей: графики, грима, компактных камер и проч. Они работали, что называется, талантом, головой, руками. Они были невероятно изобретательными. И делали это лучше, чем делают сегодня. Не про классиков будет сказано, но однажды при подготовке очередной серии «Района тьмы» мой исполнительный продюсер воскликнул: «И правда! Как только им (команде, художникам) говоришь, что денег нет, так они сразу начинают мозги включать!»
Читайте книги, потому что литература — это колосс, который стоит за маленьким, хотя и очень шустрым, мальчиком-кинематографом. Он вырос из литературы, как все искусство — родился из слова. Вы смотрите много фильмов? Отлично. Но очень часто фильмы вторичны по отношению к книгам.
8Совершенствуйте свое мастерство
9Если у вас нет денег на полноценное кинопроизводство, не платите актерам, сценаристам, команде
Мы живем в такое время, что слава и известность дороже денег. Звезды интернета, рэперы, видеоблогеры не берут денег за свои ролики и выступления. Зато когда их ролики и выступления делают их известными, они сполна компенсируют свои затраты на рекламе.
Плату за труд никто не отменял. Но если у вас нет денег, не платите никому. Выбор простой — или снимать без денег или не снимать вообще. Извините, мы будем снимать!
И никогда не кичитесь тем, что вы не платите людям за работу. Помните, вы одалживаете у них их время, силы, труд. Вы их должник. Не забывайте, что вы их просите о помощи. Будьте благодарны. Всегда.
10Помните, что вы находитесь в абсолютно экспериментальном поле
Особенно если работаете в России. Еще вчера у нас не было ни одного веб-сериала — это формат будущего. Перед вами сложная задача. Мы все знаем, что такое кино. Это кинотеатр, прокат, телевидение, фестивали. Мы прекрасно знаем, что такое интернет. Это блоги, соцсети, мессенджеры, общение. Но мы пока не знаем, что такое веб-сериал.
Поверьте, за рубежом тоже этого не знают. Но экспериментируют. Много и по-разному. Гораздо активнее, чем наша индустрия, которая только-только просыпается на тему веб.
Мы верим, что нам удастся найти некую особую форму, тип и способ производства, которые сделают художественное игровое кино в интернете чем-то новым и особенным.
И, наконец, главное
Если вы хотите снять свой веб-сериал, вам нужны две вещи:
1. Снять первую серию.
2. Снять весь сериал.
Талант и упорство неотделимы друг от друга.
Дерзайте!