Полноразмерные механические эффекты в кино
Это могут быть различные двигающиеся платформы, работающие на гидравлике и пневматике. А может быть что-то попроще. Например, в фильме «Приключение «Посейдона» переворачивающаяся декорация корабельной столовой, в которой пассажиры роскошного круизного лайнера праздновали Новый год, приводилась в движение обычным погрузчиком. Причем погрузчик поднимал край декорации дважды, дополнительный наклон камеры при втором подъеме визуально увеличивал угол наклона почти до 90 градусов. Это было дешевое решение сценарной задачи.
Сегодня такие задачи решаются иначе — с помощью гимбала. Гимбал (от англ. gimbal — «карданный подвес») — это механическое устройство, чаще всего гидравлическое, которое строится специально под определенные задачи и двигает частичную декорацию с актерами по заранее запрограммированной траектории и с нужной скоростью.
Иногда один и тот же гимбал можно использовать для разных фильмов, поскольку его движение программируется для имитации разных условий. Например, на киностудии «Мосфильм» есть как минимум один гимбал, который использовали для картин «Белый тигр», «Август. Восьмого» и «Экипаж». На съемках «Белого тигра» на устройстве стояла декорация кабины танка, а сам гимбал имитировал движение танка по поверхности почвы с «отработкой» ее неровностей. А вот на съемках картины «Август. Восьмого» на том же гимбале имитировали попадание снаряда в автобус, то есть, движение частичной декорации было намного агрессивнее. Для «Экипажа», как вы понимаете, было необходимо имитировать траекторию полета лайнера.
На съемках фильма «Дюнкерк»
Для фильма «Пираты Карибского моря: На краю света» было построено несколько гимбалов, на которые водрузили частичную декорацию «Черной жемчужины» и «Летучего голландца». Каждый корабль весил как Боинг 747. Причем каждый гимбал выполнял свою функцию. Например, гимбал из видео выше только качает судно из стороны в сторону. Но для битвы у водоворота понадобилось совсем другое устройство, которое могло бы имитировать морскую качку, двигая судно вверх и вниз по волнам, плавно наклоняя его вдоль горизонтальной оси и одновременно — вдоль перпендикулярной. Их можно рассмотреть на видео со съемок фильма.
Для фильма «Начало» Кристофера Нолана также потребовалось несколько уникальных устройств для создания измененной силы тяжести. Отдельно была построена наклоняемая платформа для сцены в баре и две вращающиеся декорации внутри огромных колец: одна для комнаты отеля и одна для его коридора. 35-метровый коридор потребовал шести колец по девять метров в диаметре. Комната же располагалась всего на двух кольцах. Если для работы внутри квадратного коридора актеру всего лишь требовалось «поймать ритм» вращения (6 оборотов в минуту), то работа в комнате требовала больших усилий, поскольку она имела 2 длинных стороны, потолок и пол. Если бы актеры во время работы замешкались на них, то им бы грозило падение с большой высоты. Один из технических специалистов всегда держал палец на кнопке выключения электромоторов на случай непредвиденной ситуации.
Еще один гимбал был построен для съемки актеров внутри вращающегося фургона. Сверху на фургон светило шесть рядов 18-киловаттных ламп, по пять в каждом ряду. Такое количество света понадобилось, чтобы Нолан мог снять эту сцену со скоростью 1000 кадров в секунду, ведь по сюжету время на этом уровне сильно растягивалось, а значит, требовалось замедлить его экранное движение.
Интересные решения были созданы для фильма Тимура Бекмамбетова «Особо опасен». Для съемок крушения поезда был создан особый гимбал — тоже на кольцах, как в «Начале», но это устройство могло не только вращаться вдоль продольной длинной оси, но и качаться вдоль поперечной. Этого требовал сценарий: падающий в разлом поезд должен был не только вращаться по кругу вдоль вагона, но и наклоняться вертикально поперек. Еще одно интересное решение было создано для сцены, в которой автомобиль с героиней Анджелины Джоли пролетает над полицейской машиной. Автомобиль также был закреплен внутри двух колец, но не по центру. Так автомобиль кроме вращения еще проделывал и круговую траекторию. На этапе постпродакшна кольца были удалены из кадра.
Но не все полноразмерные механические эффекты так монументальны. Иногда требуется нечто совсем крошечное, но выразительное. Как, например, совсем небольшая сцена в фильме «Звездные войны: Пробуждение Силы», в которой героиня Дэйзи Ридли готовит себе обед, «выращивая» в металлической тарелке булочку.
Конечно же, это далеко не весь перечень вариантов, на самом деле их несметное множество! Лапа Кинг Конга, белый медведь из «Золотого компаса», на котором едет девочка, механические лошади из многочисленных фильмов последних лет… и многое другое.