Свет – ключевой ингредиент любого фотографического процесса. Мы сами и все объекты вокруг нас так или иначе с ним взаимодействуют. Именно это взаимодействие и отвечает за органичное вписывание объекта в среду. И это важно, когда мы говорим о визуальных эффектах
Представьте, например, сцену, в которой светящийся инопланетянин облетает главную героиню. Инопланетянина еще нет, его создадут на этапе постпродашна. А героиня — вот она, в кадре. И светящийся инопланетянин должен ее освещать, плюс он еще в кадре и двигается, а значит, должен двигаться и свет от него. Инопланетянина нет, а свет — есть, потому что нарисовать его потом — в лучшем случае вылетит в копеечку! Вот этот свет, который будет взаимодействовать с актрисой в кадре — и есть интерактивный свет. Его нужно обеспечивать отдельно от несуществующего пока инопланетянина. Скорее всего, в данном конкретном случае кинематографисты обойдутся лампочкой на проволочке или подсветят актера с помощью фольги, как это было сделано в фильме «Охотники за утраченным ковчегом» в сцене с призраками. Это была довольно сложная сцена, со множеством световых эффектов. Ричарду Эдлунду и его команде пришлось одеть на массовку устройства с лампочками спереди и сзади, чтобы свет правильно освещал их одежду и лица. А в ключевой момент оператор-постановщик вручную создавал световые эффекты на актерах с помощью прожектора и фольги.
Но бывают задачи попроще и совсем не фантастические, а самые что ни на есть реальные.
Например, едущий автомобиль, съемки которого ведутся на статичном макете авто в павильоне киностудии. Проезжая по городской среде, машина будет отражать все то, мимо чего проносится. Иначе зритель сразу увидит, что автомобиль стоит на месте, ибо именно движущиеся отражения и будут показывать нам, что он едет. Для имитации движения огни закрепляют на тросах через нужную дистанцию и пускают по кругу так, чтобы, проезжая мимо декорации, они отсвечивали в блестящей поверхности автомобиля, создавая иллюзию движения. Увидеть такую конструкцию можно, например, в дополнительных материалах к фильму «Терминатор 2: Судный день». Сцены, в которых Сара Коннор и Терминатор убегают на машине от жидкого Т-1000, сняты именно так.
Если на экране вы видите только персонажа, а персонаж смотрит на взрыв — то его обязательно освещают соответствующим образом, чтобы зритель понял, что персонаж видит взрыв. Хотя в этой сцене никакой пиротехники не задействуется — она здесь не нужна. Просто за камерой ставят свет нужного цвета и имитируют всполохи огня.
Именно так действовали и на съемках картины «007: Координаты «Скайфолл» во время ночных съемок на локации. Световые панели имитировали всполохи огня: по сюжету в этом месте горело здание.
При создании злодея в фильме «Новый человек-паук: Высокое напряжение» использовали дистанционно управляемые светодиодные лампочки, чтобы казалось, что кожа персонажа светится. Конечно, большую часть эффекта было создано потом с помощью компьютерной графики, но отбрасываемый на одежду свет был снят на площадке. С помощью движущихся прожекторов создавали свечение персонажа.
Но самым интересным проектом с точки зрения интерактивного света стал фильм «Гравитация», в котором актеры находились внутри светового куба из светодиодных панелей. До начала съемок оператор-постановщик и режиссер определили все движения актеров в кадре и пространстве — относительно Земли, Солнца и рукотворных космических объектов. После этого была сделана точная превизуализация (черновая анимация) всего фильма. С помощью превизуализации было определено, где относительно актеров будут находиться источники света, и полностью воссоздана окружающая среда. Кадры с окружающей средой и ее движениями относительно актеров были заранее созданы на компьютере, чтобы кинематографисты могли ими воспользоваться — как источниками света на площадке! Эти кадры и «светили» со светодиодных мониторов светового куба.
Куб виден с 2:33
Кинематографисты определили, что кран со световым оборудованием не угонится за нужными движениями — иногда вращение объекта в кадре было слишком быстрым. Поэтому они исключили из движения массу, создав виртуальный движущийся задник (он же источник света), который вращался на экране, а не физически на кране. Иллюзия вращения дополнялась движением актера в механической «люльке» внутри куба и движением камеры на роботизированной руке. Иными словами, решение по освещению в «Гравитации» было очень сложным, но это позволило снять кино, которого никто раньше не делал.
Сегодня светодиодные панели все чаще становятся интерактивными источниками света, избавляющими кинематографистов от опасного соседства, как, например, на съемочной площадке «Глубоководного горизонта», где в противном случае пришлось бы создать больше реального огня.
Или в комбинации с механическими эффектами, помогающими творить совершенно невиданные ранее визуальные решения, как на площадке «Доктора Стрэнджа».
Интерактивный свет, позже замененный на компьютерную графику, хорошо видно с 2:25.
Но в силу отсутствия бюджета на такое красивое решение наши кинематографисты, снимавшие картину «Время первых», действие которой частично тоже разворачивалось в космосе, были вынуждены воспользоваться методом попроще.
Они воссоздали рефлексы от земли и космического аппарата с помощью панелей синего и белого цвета. Белый скафандр отлично «впитывает» все оттенки окружающих их объектов, и этих простых рефлекторов оказалось достаточно для убедительного вписывания космонавтов в космическую среду.
Еще одно интересное решение — проекция на экран — было только что продемонстрировано Роном Ховардом, режиссером не имеющего пока названия фильма о Хане Соло. Это нечто, напоминающее рир-проекцию. Изогнутый экран, деформирующий проецируемые «лучи», дает эффект ухода корабля в сверхсветовую скорость. Но камера снимает не экран, а актера, сидящего в декорации напротив экрана (это видно на мониторах). Так движущиеся световые всполохи отражаются в его глазах, на лице и гладких элементах декорации, создавая нужный эффект прямо в камере.