Главная / Практика / «Рассказ служанки»: создание антуража для мини-сериала в жанре альтернативной истории

«Рассказ служанки»: создание антуража для мини-сериала в жанре альтернативной истории

В 1985 году в свет вышел роман Маргарет Этвуд «Рассказ служанки», действие которого разворачивалось в недалеком будущем в вымышленной Республике Гилеад — теократическом социуме с кастовой системой. Принадлежность человека к той или иной касте была «промаркирована» цветом его одежды. Многие люди потеряли возможность иметь детей, поэтому сохранивших фертильность одиноких женщин превратили в рабов, предназначенных для вынашивания младенцев правящей верхушки.

Роман уже переносили на экран: в 1990 году немецкий классик Фолкер Шлёндорф снял фильм с участием Наташи Ричардсон и Фэй Данауэй. И вот теперь книга предстала перед телезрителями в виде мини-сериала.

Речь в произведении идет о сексуальном насилии, возведенном в ранг чуть ли не религиозного таинства. Визуально это решено безупречно: явно религиозные одежды «монахинь» окрашены в кроваво-красный: цвет месячных, бойни и насилия.

Режиссер первых трех серий Рид Морано, художник по костюмам Эн Крабтри и художник-постановщик Джули Бергофф начали работу над художественным решением сериала с разработки цветовой палитры всего полотна. Они изучили взаимоотношения цветов-маркеров: красный — служанки (фертильные рабы), синий — жены высшего эшелона, зеленый — марты (служанки, работающие по хозяйству). Мужчины в основном носят темно-серый (командоры) и черный (охрана).

Арт-команда сериала установила четкие правила — не использовать красный нигде, кроме как в одежде и антураже служанок, что довольно сложно, потому что красный превалирует в архитектуре и элементах оформления жилища Викторианской эпохи, выступавшей референсом для стиля сериала. Например, костюмы Эн Крабтри явно отсылали зрителя к ней. Но на экране перед зрителем предстает современный, хоть и фантастический мир,  поэтому совмещение этих двух визуальных «культур» с одновременным сохранением правил Республики Гилеад было главной и самой сложной задачей художников.

Супермаркет и внешний мир

Вторым правилом Гилеада было отсутствие текстов. Никаких слов — только символы, никакого искусства или книг. Все напоминания о прежнем укладе мира стерты. Женщины Гилеада не должны читать даже вывески в магазине. Воссоздать это правило в мире, где все подписано и брендировано, было еще сложнее. По сюжету в четвертой серии героини Оффред и Мойра сбегают из Красного центра, где держат служанок, и впервые видят истинный Гилеад, где охрана сжигает книги и картины — все, что напоминает о старом укладе жизни.

Съемки проходили рядом с городской ратушей Торонто, и у декораторов было только четыре часа, чтобы создать на локации нужный антураж. Чем-то пришлось жертвовать, поэтому декораторы сделали только три виселицы и закрыли фонтан. Остальные двадцать с лишним виселиц было добавили на постпродакшне с помощью компьютерной графики.

Отдельную сложность представлял супермаркет — его предстояло создать без печатного слова, без ценников и вывесок. Для этого арт-отдел разработал целую систему символов, которая и стала языком супермаркета.

«Моя команда сделала дизайн сотен наклеек, упаковок и вывесок и наклеила этикетки на все объекты в супермаркете, — рассказывает Бергерофф. — Во всем остальном супермаркет выглядит точно так же, как любой современный, и именно эти детали пугают, потому что в кадре вообще-то сегодняшний день».

«Рид хотела как можно больше белых декораций, это особенно выделяло бы красные одеяния Оффред,  – продолжает Джули. – Кабинет гинеколога и другие медицинские интерьеры были похожи на сегодняшние, однако зрители понимали, что в этих стерильных интерьерах cлужанки подвергались сексуальному насилию».

Дом Уотефордов

Одна из самых важных локаций в сюжете — это дом Уотефордов, где главная героиня проводит чуть ли не треть экранного времени.  По задумке создателей сериала он представляет собой микрокопию всего общества Гилеада. Обитатели дома существуют в четко очерченных для них пространствах: марты — на кухне, служанка — в своей комнате,  водитель — в гараже.  Иногда они встречаются на общей территории.

В CAD создается чертеж, чтобы каждый участник процесса знал, в каких отношениях друг с другом находятся элементы интерьера

По сюжету требовалась большая задняя дверь, большой гараж для Ника, водителя командора, и огромный сад для супруги хозяина Серены Джой. Скауты нашли прекрасный дом с большими окнами и декором Викторианской эпохи,  но у него отсутствовали такие важные элементы, как задняя дверь, гараж и сад.

Каждая комната в доме была создана таким образом, чтобы красная одежда служанки выделялась на ее фоне.

Комната Оффред

Спальня Оффред вызвала особую сложность, потому что по правилам Гилеада там нельзя было повесить картины или положить книги. И режиссер хотела, чтобы спальня и ванная были белыми.

«Мне запрещали пользоваться белым столько лет, что я испугалась, — говорит Джули Бергофф, — испугалась, что комната окажется скучной. В третьей серии героиню закрывают в комнате на три недели! Я хотела сделать так, чтобы скрытые ранее детали открывались по мере того, как героиня изучает это ограниченное помещение. Все заключалось в текстурах и слоях, в дохлой мухе на подоконнике, к тому же декоратор Софи Нойдорфер идеально подобрала мебель».

Это спартанское обиталище тем не менее оживили при помощи текстур, например, белого покрывала и обоев на стене. Все это разнообразило интерьер и делало комнату интересной для камеры.

Кроме того, комната Оффред напоминала о том, что героиня потеряла, оставила в прошлой жизни. Она была книжным редактором, поэтому в ее комнате стоит стол для письма, но писать она не может.

В комнате нет зеркала, ведь тщеславие — это грех,  но по оставшимся следам понятно, что когда-то оно тут было. Кроме того, в комнате нет ничего, чем героиня могла бы нанести себе увечья, и нет замка на двери.

Интерьер кухни и гостиной для слуг был построен в павильоне и примыкал к двери, идентичной той, что установлена в доме на локации. Кстати, сам павильон представлял сложность: высота  его составляла всего 6,7 метров, и через каждые 7 метров стоял поддерживающий потолок столб. Оператору сначала понравились окна, но потом он увидел ограничения павильона.

Художнику-постановщику пришлось искать подходящие живописные задники и каким-то образом закрывать вид.. Она использовала все существующие приемы: ставни, жалюзи, занавески и матовое стекло.

Кабинет командора Уотефорда

Кабинет Командора — это другой мир. Здесь есть то, что недоступно другим жителям Гилеада: картины, книги, алкоголь, картинки сексуального содержания, сигары.

«Я использовала идею, что Гилеад находится в состоянии войны, — говорит Джули Бергофф, — поэтому сделала компас и карты главной темой кабинета. Мне понравилось, что Уотефорд может метать дротики в карту на потолке после очередной победы и завоевания следующего штата. 

Обычно я не уделяю так много внимания потолкам, но здесь есть целая сцена, в которой Оффред разглядывает потолок в частной резиденции Уотефордов. Референсом для создания этого потолка послужили росписи итальянского Ренессанса. На создание декорации было всего четыре недели, поэтому пришлось «срезать углы». Например, мы просто напечатали мраморный пол и компас на нем. Кроме того, использование карт подобным образом отражает отказ общества от высоких технологий».

Гостиная Серены

Напоследок рассмотрим комнату жены командора. Поскольку она — матка улья, ее комната должна быть особенной. Комната имела эркер с окнами высотой 3,6 метра. Режиссер сказала: «Смелее используй цвета», — так что Джули покрасила комнату в изумрудно-зеленый. Декоратор Софи Нойдорфер написала все картины на холсте, придав им текстуру кистями. Картины в Гилеаде запрещены, и их наличие в доме командора показывает его статус в обществе. Более того — это довольно известные полотна.

«Мы представили, что во время переворота они пришли в Бостонский музей современного искусства и украли все, что понравилось Серене, — говорит Бергофф. — Жена Командора  —  акварелистка и любительница природы, поэтому она выбрала Моне. Мы долго думали, стоит ли убирать подписи на картинах, раз письменность запрещена, но решили, что на этих полотнах их стоит оставить».