Правила макетной съемки: транспорт
Мы уже рассмотрели миниатюрные пейзажи как инструмент создания экранной реальности, но не менее часто в кино требуется и миниатюрный транспорт. Он не только «наследует» все правила съемки, относящиеся к пейзажным макетам, но и имеет свои собственные особенности.
Но давайте сначала посмотрим на ранние примеры макетной съемки. Точно так же, как и в случае с пейзажами, кинематографисты не сразу научились «обманывать» камеру. Поначалу, откровенно говоря, получалось не очень.
Кстати, столкновения поездов всегда старались делать либо в полном размере, либо на совсем маленьких моделях, заранее смирившись с грядущей неудачей.
Вот еще один пример — первый фильм о крушении «Титаника», снятый в 1912 году, что называется, по горячим следам, буквально несколько месяцев спустя после катастрофы. Картина получила название «Ночью во льдах».
Столкновение корабля с айсбергом происходит на 22:46
Почему же макеты выглядят так халтурно?
Например, если оригинальный автомобиль длиной 4,8 метра весит около 1000 кг, то его модель в масштабе 1:16 должна будет весить примерно 68 кг при длине всего в 30 см. Но вы вряд ли сможете добиться этого веса от модели такого размера. Проще сделать ее метр длиной и весом 220 кг. В нее уже можно добавить балласт — например, металлические слитки. Если веса будет чуть-чуть не хватать, это можно будет откорректировать, ускорив съемку до 60 кадров в секунду.
Именно поэтому поезда в миниатюре делать довольно сложно — это очень тяжелые конструкции, которые должны соответствующим образом взаимодействовать с другими объектами при столкновении.
Подрыв состава в фильме «Лоуренс Аравийский» сделан в полном размере
Автомобили с обрыва бросают тоже в полном масштабе, поскольку модель почти никогда не даст нужных деталей и абсолютной убедительности при разрушении в процессе падения. Кстати, чаще всего сами разрушения спланированы заранее и театрально поставлены специалистами по спецэффектам. Не думайте, что при реальном падении у автомашины так зрелищно оторвется дверца или отскочит колесо — все это нужно «запрограммировать» заранее.
Погоню в тоннеле из «Темного рыцаря» специалисты студии New Deal Studios почти полностью сняли при помощи миниатюр. Сегодня эта студия чуть ли не единственная в мире делает модели для кино и постоянно сотрудничает с Кристофером Ноланом. Их работу можно увидеть в фильмах «Начало» и «Интерстеллар».
Но вернемся к теории. Если участвующая в столкновении модель будет не того веса, она нереалистично отскочит от другого объекта почти без разрушений. А нам на экране нужно сымитировать инерцию, с которой автомобиль или другой вид транспорта будет взаимодействовать с окружением в данной ситуации. Поэтому часто модели транспорта строят довольно большими. К примеру, масштаб поезда для фильма «Назад в будущее 3» — 1:4, а его «нос» состоит из мягкого металла, который может согнуться в момент столкновения с землей. На создание поезда ушло два месяца. Локомотив достигал длины 4 метров и весил полтонны. Его сделали из гальванизированной стали, металла, дерева и эпоксидной смолы, а перед падением подпилили, чтобы при столкновении с землей паровоз стопроцентно сломался. Падение снимали шестью высокоскоростными камерами. Было снято два дубля.
Создание крушения поезда для фильма «Хранитель времени» в студии New Deal Studios
На воде и под водой
Одним из самых сложных видов транспорта для модельной съемки считается водный. Напомним, что вода не масштабируется, так что любая волна выдаст размер модели. Поэтому корабли часто делают даже в большем масштабе, чем миниатюрные автомобили.Например, баржа Клеопатры в фильме 1934 года была миниатюрой только если говорить о ней в относительных размерах. На деле же она превышала в размерах обычную лодку. Ее построили по историческим запискам того времени в масштабе 1:10. Длина модели составляла 3,5 метра, а весила она несколько тонн. Все ее 300 весел были моторизированы, а вот след на воде и брызги от них создавали с помощью сжатого воздуха, поступавшего под водой по трубкам.
Для воссоздания «фактуры» волн моря в съемочном бассейне требуется два «слоя». Крупная базовая волна идет от большой волномашины, причем создавать ее нужно нерегулярно, чтобы море не казалось слишком упорядоченным и нереалистичным. Мелкие волны поверх базовой волны получают с помощью ветродуев. При этом нужно убедиться, что они «покрывают» всю площадь воды, иначе где-нибудь обязательно окажется «проплешина», которая разрушит иллюзию. Для создания белых барашков пены поверх волн в бассейн добавляли моющие средства, но здесь нужно быть осторожным: слишком много шампуня или стирального порошка создаст чересчур крупную пену.
Еще один пример: для фильма «Тора! Тора! Тора!», на съемках которого в миниатюре воссоздали катастрофу Перл-Харбора, было построено 19 японских судов и 10 американских, плюс несколько американских кораблей, стоящих у побережья. На создание миниатюр потратили 1 250 000 долларов. Американские суда строили в масштабе 1:16, потому что их предстояло взрывать. Средняя длина модели достигала 12 метров. Опять же, если использовать воздушные пушки при взрывах в воде, капли выдадут размер модели, поэтому на воду клали взрывчатку, которая поднимала в воздух гипсовый порошок.
Отто Преминджер для фильма «Идти в опасности» построил несколько моделей длиной от 10 до 16 метров и снимал их в настоящем озере, а не в съемочном бассейне. Так он добился реалистичности в изображении морского боя.
С интересной проблемой столкнулись кинематографисты на съемках ленты «Хозяин морей: На краю земли». Им предстояло воссоздать парусное судно «Сюрприз» в миниатюре. Модель корабля достигала 7,6 метра в длину, но главная сложность заключалась в парусе, который должен был создавать иллюзию полноразмерного. Обычный холст не подходил, так как был слишком грубым и его невозможно было сложить как надо.
Студия WETA Workshop нашла умельцев в Гонконге, которые соткали для них ткань нужной фактуры и с нужным количеством вискозы. Так получилась тонкая и мягкая материя, напоминающая по фактуре грубый холст. Морские волны для этой модели создавали с помощью распыленной воды и пара. Модель парусника была установлена на двигающейся конструкции в сухом павильоне, а морскую воду потом добавили в кадры с помощью инструментов композитинга.
Подводные лодки представляют не меньшие сложности. Здесь проблема с масштабированием воды как бы вывернута наизнанку, и размеры выдают пузырьки воздуха, которые постоянно отрываются от модели.
Поэтому зачастую подводные лодки снимают в сухом павильоне, воссоздавая иллюзию подводной среды с помощью дыма и освещения и подвешивая модель на специальных ригах, позволяющих имитировать движение лодки в толще воды. Именно так снимали, например, «Погоню за «Красным октябрем».
Авиакосмический транспорт
Если же камера снимала модель в профиль и не видела землю при съемке, самолет обдували дымом для создания иллюзии движения через облака.
Видеоколлаж с полетами моделей на риге Лайдекеров
На съемках картины Стивена Спилберга «1941» риг Лайдекеров дополнительно модернизировали так, чтобы позволить самолету вращаться вокруг своей оси, одновременно с изменением высоты полета. Супервайзер спецэффектов А. Д. Флауерс получил за свое изобретение «технический» «Оскар».
Те же проблемы наследовал и космический транспорт. Но здесь еще и требуется передать отсутствие гравитации, например, во время взрыва. Чтобы создать иллюзию космического пространства, взрываемую модель подвешивают над камерой и снимают снизу вверх. Так все падающие обломки разлетаются на одинаковое расстояние от эпицентра — одновременно в стороны и вниз, на камеру. Именно так снимали космические взрывы для «Звездных войн» и сериала «Звездный путь».
Надо отметить, что вообще все экшн-сцены в докомпьютерную эру снимали на макетах: это было дешевле, проще, безопаснее, а некоторые вещи вообще невозможно снять в реальности: скажем, как вы снимете бой двух истребителей?