Главная / Практика / Как использовать полиэкран в кино

Как использовать полиэкран в кино

Как зритель воспринимает полиэкран?

В обычном монтаже зритель видит кадры последовательно. Смысл первого кадра равняется самому себе, смысл второго кадра — это смысл первого плюс смысл второго, и так далее. Сочетание кадров рождает «третий смысл», новое содержание, которое позволяет зрителю последовательно воспринимать историю.

В полиэкране восприятие новой информации происходит одновременно. Задача в том, чтобы расположить кадры на полиэкране так, чтобы зритель мог правильно считывать режиссерские акценты и в то же время воспринимать все кадры как одну общую историю.

Допустим, у нас на экране четыре кадра. Как сделать так, чтобы они воспринимались как часть одной истории? Прежде всего, нужно простроить траекторию внимания зрителя — куда вы хотите, чтобы он смотрел в начале, а куда потом.

Что привлекает внимание зрителя

  • Средние и крупные планы, где можно разглядеть лицо и эмоции героя.
  • Кадры с двумя героями, между которыми происходит или может произойти диалог.
  • Динамичное действие (когда стоит задача показать на полиэкране неторопливый монолог героя, в других кадрах не стоит в этот момент показывать динамичное действие).

Полиэкран и композиция

При создании полиэкрана желательно, чтобы все его кадры имели схожую композицию. Это значит, что главный объект внимания должен располагаться примерно в одной и той же части кадра (чуть правее или левее от центра). Тогда зритель будет воспринимать их все как единое целое.

Цельному восприятию также способствует единый тип композиции — открытый или закрытый. В своей книге «Компонуем кинокадр» С.Е. Медынский писал о двух типах кинокомпозиции  — открытой и закрытой. Первый — когда все линии всех объектов направлены за пределы кадра. Второй — когда все линии сосредоточены внутри кадра.

Таким образом, при создании полиэкрана стоит придерживаться одного и того же типа композиции во всех кадрах.

Когда уместно использовать полиэкран?

Как художественный прием полиэкран обладает широкими возможностями. Например, его хорошо использовать, когда в фильме несколько главных героев, у каждого из которых своя повествовательная линия (повествовательная линия — это все сцены с героем).Полиэкран хорошо позволяет передать взгляд на один объект с разных точек зрения в пространстве.

Также на полиэкране можно показать субъективный взгляд героя (то, что он видит) и объективный взгляд камеры (взгляд зрителя). Полиэкран может передать сразу несколько диалогов или монологов, создавая полифонию голосов.

В диалоге на полиэкране можно показать, как два героя смотрят друг на друга из разных кадров. По сценарию они находятся в одном и том же пространстве, но благодаря разделяющей линии полиэкрана, кажется, что они находятся в разных местах. Это может служить визуальной метафорой того, как герои, на самом деле, далеки друг от друга, даже когда они вместе.

Полиэкран позволяет показать одновременность событий динамичней, чем при параллельном монтаже. Наконец, при помощи полиэкрана можно показать сны, мечты или воспоминания героя.

Как научиться создавать полиэкран?

Работу над полиэкраном нужно начинать с выделения из сценария всех повествовательных линий. Для каждой из них должна быть своя линейная последовательность кадров и своя раскадровка.

Когда раскадровка повествовательных линий будет готова, нужно соединить их вместе, выделить акценты и простроить маршрут внимания зрителя.

Важно понимать, что если фильм отснят линейно, сделать потом «понятный» полиэкран на монтаже будет очень трудно.

Также для создания полиэкрана стоит помнить, как работает эффект Кулешова. В зарубежной теории монтажа эффект Кулешова соотносят с принципом монтажа под названием Eyeline Match. Это значит, что объект, на который смотрит герой в первом кадре, во втором кадре должен быть на уровне его глаз в первом кадре (в том же месте, где находятся глаза героя).

Например, мы хотим показать, что человек смотрит на море. В первом кадре он стоит на среднем плане по грудь, а в следующем мы должны показать море с такого ракурса и расстояния, с какого будет видеть море человек, стоящий на берегу.

Урок

Чтобы лучше понять, как работает полиэкран, потренируйтесь соединять кадры так, чтобы они вместе давали третий смысл — создавали историю (как при эффекте Кулешова).

Например 

1) Подберите пару к картине одного и того же художника, чтобы обе картины вместе давали третий смысл (историю).

2) Подберите пару к фотографии по такому же принципу.

3) Создайте полиэкран из картин одного и того же художника, где будет понятно, на что смотреть в первую очередь.Совет: подберите картины по цвету и свету (например, по времени суток), по локациям (все город или все природа), крупностям (необязательно одни и те же, главное — чтобы они хорошо сочетались вместе).

Помните:

  • зритель прежде всего обращает внимание на более крупный план, где видны эмоции героя;
  • если в кадре два героя, он тоже привлечет внимание зрителя, так как между ними потенциально возможен диалог;
  • кадры должны иметь один и тот же тип композиции (открытый или закрытый);
  • кадры должны быть похожи по композиции;
  • учитывайте цвет и освещение (чем больше кадры близки по цвету и свету, тем лучше).