Как снимают выстрелы в кино
На самых ранних этапах киноистории артисты стреляли из настоящего боевого оружия: стрелки просто целились выше голов актеров. Конечно же, без несчастных случаев не обходилось. Например, на съемках фильма Сесиля Б. ДеМилля «Пленник» (1919) режиссер заставил статистов пользоваться боевыми патронами в сцене с разрушением двери — «для реалистичности». Потом, по сценарию, персонажи врывались в помещение. Стрелять внутри захваченного здания было чревато, ведь рикошет не менее опасен, чем прямой выстрел. Поэтому ДеМилль приказал массовке перезарядить ружья холостыми. Однако кто-то из участников сцены почему-то этого не сделал. В итоге один из артистов массовки погиб на месте от огнестрельной раны. Да, вдова долгое время оставалась на обеспечении студии. Но вряд ли это ее утешило.
Кадр из фильма «Пленник» (1919)
Так было довольно долго — проще поставить в кадр стрелков с реальным оружием, чем придумывать что-то безопасное. В 1938 году на съемках фильма «Ангелы с грязными лицами» Джеймс Кэгни отказался стоять в окне, по которому должны были стрелять, метя выше его головы. В итоге актера сняли отдельно, а выстрелы — отдельно. Как выяснилось, пули отрикошетили туда, где стоял бы актер, если бы согласился на эту съемку.
В Голливуде до сих пор существует компания «Прокат оружия Стэнбриджей», основанная оружейником Джей Эс Стэнбриджем и режиссером Сесилем Б. ДеМиллем в 1920 году. Оружие этой фирмы можно видеть в сотнях картин, начиная от пулемета Луиса на самолетах в «Кинг Конге» (1933) до мини-пулемета в «Терминаторе 2». В хранилище фирмы есть даже мушкеты, датированные 1560 годом. Все огнестрельное оружие Стэнбриджей модифицировано так, чтобы оно могло стрелять только холостыми патронами. В таких патронах нет пули, но все остальное, даже мини-взрыв в дуле — как настоящее. Поэтому, когда бандиты стреляют в кино, мы видим, как из дула их оружия вырывается пламя.
Кадр из фильма «Индиана Джонс»
В Лондоне тоже есть подобная фирма — Bapty & Co. Ее оружие можно видеть в фильмах «Мост через реку Квай», «Звездные войны», «Индиана Джонс», «Чужой» и картинах про Джеймса Бонда. Как видно из вышеперечисленного, они не только предоставляют реальное оружие, но и конструируют фантастическое!
Что касается попадания пули в объект, то на заре кинематографа этот эффект отыгрывали стрельбой кусками мела и мрамора из рогатки. Люди же просто зажимали «рану» рукой, чтобы ее «не было видно». Но очень скоро такая практика перестала удовлетворять публику. Поэтому кинематографистам пришлось придумать нечто более убедительное.
В 40-е годы был придуман специальный заряд — взрыватель (squib), завернутый в плоскую картонную упаковку (часто встречаются и продолговатые взрыватели). Это относительно безопасный заряд небольшой мощности. Интересно, что каждое пулевое отверстие, которое предстоит сделать артистам на площадке, заранее создано пиротехниками.
Схема пневматического заряда для имитации попадания пули в стену
«В моей практике максимальное количество зарядов, что мы использовали в одной сцене — несколько сотен, — было на съемках картины “Золотой глаз”, — говорит супервайзер спецэффектов Крис Корбоулд. — Но после первого дубля режиссер Мартин Кэмпбелл решил, что хочет видеть больше зарядов в кадре. Поэтому мы позвали всех квалифицированных пиротехников, которых знали, и за ночь заложили 1800 зарядов. В обычном режиме это заняло бы два дня. Провода от зарядов напоминали спагетти, но были пронумерованы, так что мы точно знали, к какому заряду какой провод ведет».
Сегодня специальные программируемые устройства позволяют заранее просчитывать время срабатывания закладки. Кроме того, вместо пирозарядов на киносъемках часто используют сжатый воздух, если декорация это позволяет.
Схема пиротехнического устройства для имитации попадания пули в тело человека
Кстати, в кино к работе с пиротехникой допускаются только специально обученные люди с государственной лицензией, позволяющей им заниматься подрывными работами. Чтобы сдать экзамен на получение разрешения, нужно знать физику, химию и технику безопасности. Так что экспериментировать с пиротехникой дома не рекомендуется!
В заключение вспомним выпуск передачи Movie Magic, выходившей на канале Discovery: его авторы наглядно продемонстрировали техники, которые использовали в Голливуде для создания перестрелок.