Главная / Практика / Что общего между фильмами «Изгой-один» и «Лев»

Что общего между фильмами «Изгой-один» и «Лев»

Для оператора Грега Фрейзера, снявшего обе ленты, сходство очевидно: «Все сводится к интересным персонажам. Я работал над „Изгоем“ и „Львом“ в одно время, из-за этого у них много общего. Я старался сделать их самобытными».

Фрейзер известен разнообразным подходом к съемкам своих картин. Он работал над такими фильмами, как «Охотник на лис», «Цель номер один» и «Белоснежка и охотник», и в каждом из них использовал различные изобразительные средства. Эстетика «Охотника на лис» — холодная отрешенность, а «Цель номер один» выделяется динамичностью, сходством с документальным фильмом и новаторской ночной съемкой. «Белоснежка», в свою очередь, — мрачный и драматичный фильм, на полную использующий свой 170-миллионный бюджет.

На съемках фильма «Лев» На съемках фильма «Лев» 

«В „Изгоя“ я привнес то, чему научился во время работы над „Львом“, — и наоборот. Мне удалось задействовать различные зоны своего мозга, всегда помня при этом, что я сам хочу увидеть на экране. Думаю, обе картины выиграли от этого», — рассказывает Фрейзер.

Перед съемками «Льва» Фрейзер занимался технической подготовкой «Изгоя» и сделал для себя открытие, которое в корне изменило его подход к съемкам: светодиодная установка производства Digital Sputnik дала ему возможность полностью контролировать освещение: «Убийственная вещь. Она состоит из трех частей, так что у вас появляется три источника света, каждый со своим цветом. И всем этим можно управлять через iPad».

Digital Sputnik DS 6Digital Sputnik DS 6

Основатель Digital Sputnik Каер Каллас считает, что их продукция дарит операторам инструменты цветокоррекции: «Вы можете буквально рисовать светом. Операторам-постановщикам это очень нравится, так как они всё стараются держать под контролем. Для них гораздо лучше добиться желаемого результата сразу, не полагаясь на постпродакшн».

Светодиодные лампы — основа эстетики «Изгоя-один»: их использовали практически в каждом кадре. Фрейзер работал с моделями D3 и D6 в качестве практического освещения и источников света за кадром. Фильм снят на камеру ARRI Alexa 65 с разрешением 6K, дебютировавшую в позапрошлогоднем «Выжившем». Фрейзер также использовал анаморфотные объективы Ultra Panavision 70, с которыми уже работал Квентин Тарантино в «Омерзительной восьмерке»: они позволили убедительно показать космические сражения и сложные декорации, благодаря которым мы любим «Звездные войны».

Кадр из фильма «Лев» Кадр из фильма «Лев» 

В картине Гарта Дэвиса «Лев», за которую Фрейзер получил «Золотую лягушку» Camerimage (вторая по важности награда для оператора после «Оскара»), светодиодное освещение сыграло более прагматичную роль.

«Во время съемок такого небольшого фильма я могу сидеть за камерой и просить гафера или ребят из съемочной команды поправить освещение, установить яркость, цвет, чтобы они подходили для используемого света», — вспоминает Фрейзер.

Освещение оказалось очень удобным во время съемок на оживленных улицах Индии, где разворачивается большая часть действия «Льва». Оно помогло Фрейзеру ловко управиться с ярким индийским солнцем: «Практически каждый кадр снят с использованием светодиодных источников, за исключением ночной сцены, где я установил M18, чтобы подсветить дом за окном, но вы наверняка этого не заметили. Всю по-настоящему личную и красивую работу отлично выполнил Digital Sputnik», — говорит Фрейзер.

На съемках фильма «Лев» На съемках фильма «Лев» 

Располагая ограниченным бюджетом, Фрейзер и его команда смогли запечатлеть самобытность страны через призму восприятия пятилетнего главного героя Сару. Ему, разлученному со своей семьей на перроне, Индия кажется одновременно и пестрым полотном людей, и странным враждебно настроенным местом, пытающимся поглотить его. Операторская работа демонстрирует отчаяние героя через подвижные планы в сцене, когда паникующий Сару пытается разыскать родных. Но когда он терпит неудачу, подчинившись обстоятельствам, камера, как и главный герой, замедляется, переходя на статичные кадры.

Фрейзер и Дэвис воплотили эту сцену, создав карту эмоций. «Это очень важно для создания кадров. Камера должна отражать эмоции персонажа (или не отражать, в зависимости от ваших целей): если он нервничает, то вы можете перейти на ручную съемку; если герой утомлен, или он приходит к выводу, что это и есть его участь в жизни, то камере стоит замедлиться», — считает Фрейзер.

Кадр из фильма «Лев» Кадр из фильма «Лев» 

Чтобы снять эту сцену, Фрейзер должен был понять, как следить за маленьким, подвижным главным героем, пробирающимся сквозь многотысячную толпу: «Очень сложно снимать актера на улице, чтобы происходящее не превратилось в цирк. Трудно снимать даже в центре Лос-Анджелеса, не говоря уже об Индии — это практически невозможно. Нужно быть достаточно хитрым и изобретательным, чтобы прохожие как можно меньше замечали камеру, чтобы все выглядело как обычная жизнь».

Фрейзер изучил перрон в поисках места, куда бы можно было спрятать камеру. Он заметил множество коробок — каждый состав в Индии перевозит одновременно и пассажиров, и грузы, поэтому он сложил все коробки в повозку рикши. «Мы поместили внутрь камеру, сделав небольшое отверстие для объектива. По рации я связывался с гафером, который вел рикшу, чтобы тот подвез меня совсем близко к мальчику, но никто все равно не замечал камеры».

На съемках фильма «Лев» На съемках фильма «Лев» 

Ту часть фильма, действие которой происходит в Австралии, Фрейзер снимал на ARRI Alexa XT, в сценах в Индии он работал с ARRI Alexa XT M в паре с электронным стабилизатором: «Стабилизатор отлично подходит динамических кадров в Индии, а также его можно установить в один рост с мальчиком, чего нельзя сделать со стедикамом. Также мы использовали дрон с камерой RED Dragon».

«Мы полностью выкладывались на съемках в Индии. Это мне напомнило, как я в начале карьеры делал изобретательные музыкальные клипы за тысячу долларов», — вспоминает оператор.

Повествование фильма разворачивается в хронологическом порядке, но по мере взросления Сару все чаще обращается к детским воспоминаниям, чтобы понять, откуда он. Чтобы это показать, Дэвис и Фрейзер использовали определенный визуальный язык: фрагменты из детства (флэшбеки) ничем не отличаются от настоящего: «Хоть это и считается флэшбеком, для Сару это не так. Вот он пьет пиво, стоит в океане, а вот он видит мать, которая ищет своего сына в каждом мальчике. Очень важно, чтобы зритель не думал об этих сценах, как о флэшбеках. Для героя все это кажется настоящим».

Грег Фрейзер Грег Фрейзер

Это бережное отношение к внутреннему миру персонажа не дает «Льву» стать приторной голливудской историей, как это могло бы случиться, возьмись за нее кто-нибудь другой. «Я знал, что Гарт единственный, кто сможет работать с этим сюжетом. Это звучит как клише, но он привносит в повествование нечто особенное. На показе в Мельбурне мне хотелось заплакать, несмотря на то, что я знал каждый сюжетный поворот фильма» — рассказывает Фрейзер.

Он считает, что визуальная составляющая должна в первую очередь дополнять историю. Эта мысль не покидала его во время съемок «Изгоя»: «Я не хотел, чтобы визульные эффекты как-то заслоняли повествование. Я хочу, чтобы все казалось реальным».

Сейчас «Лев» покоряет кинотеатры по всему миру, собирает восторженные отзывы о прекрасной операторской и режиссерской работе. «Изгой-один» станет одним из самых кассовых фильмов, вышедших в 2016 году. Тем временем Фрейзер сделал для себя самое важное после Digital Sputnik открытие: инстаграм.

На съемках «Изгоя-один»На съемках «Изгоя-один»

«Мне очень интересно общаться с молодыми операторами в инстаграме. Не думаю, что у меня есть право давать советы, но мне нравится отвечать на различные вопросы» — говорит он.

Чаще всего Фрейзера спрашивают, как он достиг сегодняшних высот, снял два крупных фильма 2016 года. Он признался, что на этот вопрос нет правильного ответа, ему очень повезло, что его друзья-операторы решили попробовать себя в роли режиссеров, а он постоянно находился в поисках проектов: «Я бы посоветовал снимать как можно больше, показывать людям свои лучшие работы — ведь о вас будут помнить благодаря тому, что вы покажете».

Кадр из фильма «Лев»Кадр из фильма «Лев»

Общение с начинающими операторами воодушевляет Фрейзера, который видит немало преимуществ в том, что его профессия становится все более массовой: «Сейчас операторам проще добиться признания, и мне очень интересно посмотреть на будущие достижения сегодняшних новичков. У них гораздо больше преимуществ перед опытными операторами. Я снимал на пленку, а сейчас вы можете получать прекрасное изображение на 5D».

«Я приятно удивлен, что люди хорошо приняли и «Льва», и «Изгоя». Я хотел бы, чтобы зрители приходили и говорили: «Так вот о чем ты говорил, когда сказал, что светодиодные осветители изменили твой взгляд на кино». Или: «Вот что ты имел в виду, когда говорил, что 65-миллиметровая цифра — это прекрасный современный формат»».

Источник: nofilmschool.com