Главная / Подборки / 15 вдохновляющих фильмов для художников-постановщиков: от «Заводного апельсина» до «Амели»

15 вдохновляющих фильмов для художников-постановщиков: от «Заводного апельсина» до «Амели»

1. «Великая иллюзия» (Жан Ренуар, 1937)

Художник-постановщик: Эжен Лурье

Антивоенное полотно Жана Ренуара, созданное в канун Второй мировой. Чтобы добиться максимальной реалистичности, большая часть фильма снималась не в павильоне, а на натуре, что по тем временам было редкостью. Контрастное сочетание домишек и бараков в эльзасских городах Кольмар и Нёф-Бризах и средневекового замка Верхний Кёнигсбург призвано подчеркнуть извечные противоречия между героями фильма, представителями разных классов.

2. «Леди исчезает» (Альфред Хичкок, 1938)

Художник-постановщик: Алекс Ветчински

Шедевр британского периода творчества Хичкока, успех которого во многом способствовал скорому перемещению режиссера в Голливуд. Картина доказывает, что даже при скромном бюджете можно добиться впечатляющего визуального ряда. Из-за недостатка средств большая часть фильма снималась всего лишь в двух хитро устроенных декорациях – поезда и отеля. Также в картине использовалась рирпроекция и изображение горного пейзажа.

3. «Бен-Гур» (Уильям Уайлер, 1959)

Художники-постановщики: Уильям А. Хорнинг, Витторио Валентини

Вершина жанра пеплум, ярко демонстрирующая все ключевые черты фильмов такого рода, в первую очередь масштабные, местами исторически достоверные декорации. Специально для картины было создано около 300 декораций, на проектирование которых ушло около 5 лет, а на строительство – 14 месяцев. Самая впечатляющая декорация, ипподром, возводилась в течение года руками тысячи рабочих и заняла площадь в рекордные 7 гектаров. Фильм удостоился 11 «Оскаров», в том числе за лучшую работу художника-постановщика. Увы, все декорации картины сразу после съемок были уничтожены.

4. «В субботу вечером, в воскресенье утром» (Карел Рейш, 1960)

Художник-постановщик: Тед Маршалл

Образец британской новой волны, также называемой кинематографом «кухонного реализма», поскольку действие непременно происходит в подлинных интерьерах обитания представителей рабочего класса. Изобилующие бытовыми деталями натурные съемки на заводах, в пабах, в скромных квартирках и на неказистых улочках окраин Ноттингема не только служат колоритным местом действия, но и выявляют духовный портрет простого человека, заодно приближая его к зрителю.

5. «Выпускник» (Майк Николс, 1967)

Художник-постановщик: Ричард Силберт

Фильм, который считается одним из самых показательных примеров того, как каждая деталь в кадре должна работать на раскрытие характеров, мотивов и тем. Например, о страстности натуры миссис Робинсон со всей очевидностью говорит интерьер ее дома. Вместе с тем дом главного героя кажется неуютным и чуждым внутреннему миру молодого человека. Также пространство дома подчеркивает центральную тему конфликта поколений.

6. «Галактика THX 1138» (Джордж Лукас; 1971)

Художник-постановщик: Майкл Д. Хэллер

Минималистский и в то же время футуристический дизайн научно-фантастического дебюта Джорджа Лукаса работает не столько на характеристику персонажей и их вымышленного мира, сколько наоборот – словно бы лишает все, находящееся в кадре, каких-либо уникальных черт. Что, впрочем, тоже можно назвать характеристикой. Помимо такого необычного подхода работа художника-постановщика в ленте является еще одним доказательством того, что при желании сделать впечатляющие, соответствующие духу фильма декорации можно и за две копейки.

7. «Заводной апельсин» (Стэнли Кубрик, 1971)

Художник-постановщик: Джон Бэрри

Совершенно иная, отличная от лукасовского минимализма футуристическая концепция была создана в «Заводном апельсине» Стэнли Кубрика. Бруталистская архитектура и безумные, наполненные контрастными цветами и самыми невообразимыми предметами интерьеры в духе 60-х годов формируют ужасающий антиутопический образ.

8. «Шпион, который меня полюбил» (Льюис Гилберт, 1977)

Художник-постановщик: Кен Адам

В бондиане, как известно, все ультрасовременно и немного чрезмерно. Особенно удачно это иллюстрирует десятый фильмы серии. К примеру, для создания декораций гигантского танкера, способного вместить пару-тройку подводных лодок, художник-постановщик Кен Адам, работавший еще над пятью фильмами бондианы, отстроил на студии Pinewood целый павильон площадью 4,2 тыс. кв. м. Здание, которое сегодня так и называется – павильон 007, обошлось с учетом инфляции в $4 млн., что составило одну седьмую часть бюджета. Декорация оказалась настолько большой, что для правильной отладки света пришлось на условиях анонимности приглашать известного гигантомана Стэнли Кубрика.

9. «Бэтмен» (Тим Бертон, 1989)

Художник-постановщик: Антон Ферст

Очевидно, уже сформировалась традиция каждому новому поколению кинематографистов создавать свое видение вселенной Готэм-сити. Наиболее яркой даже спустя четверть века можно назвать версию Тима Бертона, воплотившего мрачный эклектичный мир, в котором современная и фантастическая техника сочетается с модой 40-х, а готическая и экспрессионистская архитектурная стилистика с позаимствованными прямиком из комиксов городскими пейзажами. Разумеется, безумное устройство мира Готэм-сити вполне соответствует населяющим его безумным героям.

10. «Двенадцать обезьян» (Терри Гиллиам, 1995)

Художник-постановщик: Джеффри Бикрофт

Подмеченный еще Аристотелем «парадокс безобразного» с исключительным умением взял на вооружение Терри Гиллиам. Свои причудливые миры режиссер собирает из пугающих, отталкивающих, словно бы покрытых грязью и плесенью элементов. Оторваться, правда, от созерцания этого беспредела невозможно. Характерно, что местом значительной части съемок «Двенадцати обезьян» стали заброшенные здания и сооружения, что отлично соответствовало апокалиптической атмосфере ленты.

11. «Семейка Тененбаум» (Уэс Андерсон, 2001)

Художник-постановщик: Дэвид Уаско

Пряничные миры Уэса Андерсона – явление в кино уникальное. Благодаря маниакальной любви к симметрии, статичной камере, скрупулезной работе с цветом и повышенному вниманию к интерьерам и костюмам, едва ли не каждый кадр его фильмов можно, без преувеличения, вешать в картинной галерее. В «Семейке Тененбаум» Андерсон раскрывает тему кризиса большой семьи, в том числе и через декорации. Комната каждого из героев подчеркивает особенности ее обитателя, причем вместе эти комнаты, очевидно, не сочетаются, также как и яркие индивидуальности членов семьи.

12. «Амели» (Жан-Пьер Жене, 2001)

Художник-постановщик: Алин Бонетто

Еще примеры условных, словно бы игрушечных декораций – в ленте «Амели». Исследуя причуды женской природы, знатный визионер Жан-Пьер Жене наполняет колоритными деталями и делает уникальным каждое место съемок, будь то кафе или продуктовая лавка. Реальный мир таким образов становится похожим на сказку.

13. «Мария-Антуанетта» (София Коппола, 2005)

Художник-постановщик: К.К. Баррет

Эпоха рококо – это, конечно, раздолье для художника-постановщика. Помножив опыты Милоша Формана и Питера Гринуэйя в исследовании эпохи на смелую фантазию и драйв XXI века, София Коппола создала яркую и драматичную историю. Особенно интересны в ней выраженные через декорации и костюмы переходы от состояния простоты и невинности в завязке к атмосфере безудержного кутежа в развитии и, наконец, к трагедии в финале. Часть съемок, кстати, проходила непосредственно в Версале.

14. «500 дней лета» (Марк Уэбб, 2009)

Художник-постановщик: Лора Фокс

Еще один яркий образец картины, в которой тонкая и изобретательная работа художника-постановщика помогает выявить характеры героев и линии развития их отношений. Учитывая, что картина независимая и ее бюджет по меркам американского кино довольно скромный, художнику явно пришлось проявить недюжинную смекалку.

15. «Пена дней» (Мишель Гондри, 2013)

Художник-постановщик: Стефани Розенбаум

Тоже романтическая история, однако, обрамленная, казалось бы, принципиально непереносимыми на экран выдумками Бориса Виана. Не меньший фантазер Мишель Гондри и удостоенная за свою работу премии «Сезар» Стефани Розенбаум сумели воссоздать в кино безумные вещи вроде пианоктейля или меняющегося в размерах, в зависимости от самочувствия обитателя, дома. Принцип эволюции декораций и костюмов по ходу развития сюжета и героев здесь соблюдается, надо полагать, в максимально буквальном смысле.

Источники: Taste of Cinema, Style by Emily Henderson

Еще по теме

«Каждый сезон отсылает к новому фильму»: визуальная связь сериала «Фарго» с картинами братьев Коэн
С каждым новым фильмом братья Коэны пробуют себя в новом жанре, однако...
Ещё 10 документалок о великих режиссерах: Бунюэль, Скорсезе, Полански и другие
Первая часть — 10 документалок о великих режиссерах: от Чарли...
Хиты «Сандэнса» — 2018: драмы взросления, миграция актеров и операторов в режиссеры и русский след
1. «Неправильное воспитание Кэмерон Пост» / The Miseducation of Cameron Post (Дезире Акхаван,...
10 фильмов, снятых в форме дневника
01. «127 часов» (Дэнни Бойл, 2010) Как и Марк Уотни,...
Форс-мажоры на площадке: свет, дым, погода и пьянство
1Дыма много (не) бывает Задымление — излюбленный операторский прием, делающий...
Подай знак похожие фильмы
Фильмы, похожие на «Подай знак» (2024): что еще посмотреть?
Триллер «Подай знак» (Blink Twice) стал громким дебютом Зои Кравиц...
10 книг для кинорежиссеров
1Роберт Родригес. «Кино без бюджета»   «Прежде чем начать съемку,...
актеры уехавшие из россии
Какие актеры уехали из России после начала спецоперации в 2022 году?
С началом спецоперации жизнь многих людей поделилась на до и...