Конкурс полнометражного кино
«В Калифорнии» (Шарль Редон, Франция)
Дебютный полнометражный фильм французского режиссера, окончившего известную национальную французскую киношколу «La Femis». Это очень интимная и автобиографичная история, начавшаяся с безобидного желания режиссера снять картину про свою жену, занимающуюся бальными танцами. Одержимый поиском драмы Шарль Редон становится заложником собственной камеры, и маниакально фиксирует моменты из жизни, которые не принято выносить на публику. Выдержит ли его супруга такое вторжение в личное пространство?
«Разберись с этим» (Шамира Рафаэла, Нидерланды)
Успешный телевизионный режиссер Шамира Рафаэла сделала очень личный и жесткий семейный портрет, где описала свои отношения с братом и отцом, вышедшими из тюрьмы и постоянно употребляющими всевозможные наркотики. В своей дебютной полнометражной работе она попыталась отразить мир карибской диаспоры (ее отец с Кюрасао, сама девушка родилась на острове Аруба) и разобраться в причинах, по которым ее родные оказались на социальном дне.
«Парк Ленина» (Ициар Лиманс и Карлос Миньон, Мексика-Франция-Куба)
Еще один фильм про семью с довольно неожиданным для русского зрителя названием «Парк Ленина». Антуан, Есуан и Карла потеряли свою мать четыре года назад, после чего их пути разошлись. Антуан уехал во Францию, чтобы стать профессиональным оперным певцом, а Есуан и Карла остались на Кубе и пытаются подстроиться под новые семейные роли. Единственное, что теперь их объединяет — эпизод из прошлого, произошедший в Гаванском парке развлечений имени Ленина.
«Земля, которую мы выиграли» (Кристофер Прайор, Новая Зеландия)
Любопытная документальная картина о сельской команде новозеландских фермеров-регбистов, которые пытаются одержать первую победу после длиной серии поражений. Выдержанный в стильной черно-белой гамме фильм, обошедший весь свет от Локарно до Сиднея, притягивает своими фактурными героями и колоритом Новой Зеландии, в которой современные технологии и бренды сосуществуют со знаменитыми ритуальными танцами хака племени маори.
«Воины» (Барни Дуглас, Великобритания)
Еще один фильм про спортивную экзотику, но поданный под совершенно новым соусом. Это история про то, как молодые представители племени масаев формируют кенийскую команду по игре в крикет, чтобы отправится в Лондон на турнир. На этот шаг их сподвиг не спортивный интерес, а желание избавиться от жестоких традиций (женского обрезания и гендерного неравенства), которые активно поддерживает старшее поколение. Непонятно, как участие в турнире им поможет, но трейлер интригует.
«Собиратели Морской Травы» (Мария Мурашова, Россия)
Единственный российский фильм в конкурсной программе «DOKера» и к тому же полнометражный дебют Марии Мурашовой. Она взяла излюбленную тему российских документалистов — жизнь в глубинке, но показала ее с необычного «космического» ракурса, выбрав в качестве героев заготовщиков морской капусты, которые приезжают в мае на Соловки и выходят на карбасах в море на «покос». Судя по трейлеру и материалам, выложенным
в официальной группе картины, фильм получился безумно красивым.
«Руч и Нори» (Инара Колмане, Латвия)
Удивительная и забавная история о дружбе японской студентки Нори и латышской бабушки Руч — одной из старейших представительниц народности суйтов. Межкультурная коммуникация, колоритные национальные наряды, дружба разных народов и поколений, независящая от расстояний — в фильме параллельно раскрывается множество тем. Возможно, именно поэтому картина Инары Колмане взяла четыре главных приза на национальной латвийской кинопремии «Lielais Kristaps» в 2015 году: за лучший фильм, режиссуру, сценарий и операторскую работу.
«Ничья Земля» (Жан Буарон Лажу, Франция — Италия)
Актуальный и меланхоличный слепок современной Европы, созданный на примере итальянского города Триеста, который расположен вдали от столицы — на границе со Словенией, между морем и горами. Герои фильма — четыре горожанина, на примере жизни которых автор показывает современные европейские проблемы. Практически каждую минуту картины ее герои вынуждены бороться с новыми вызовами — от безработицы и экономического кризиса до обострения отношений с мигрантами.
«Земля из Тысячи Дворцов» (Сонг Тинг и Адам Джеймс Смит, Китай)
Документальные фильмы, снятые в Китае, являются большой редкостью, поскольку чаще всего они имеют остросоциальный подтекст, который власти не очень-то желают выносить за пределы страны. Будь то картины про преследования художника Ай Вэйвэя, незаконную торговлю животными или адские тренировки детей в китайском цирке. Кинокартина «Земля из Тысячи Дворцов» посвящена актуальной проблеме переселения крестьян из деревень в различные города страны (всего планируется переселить 250 млн человек). Режиссер показывает два противоположных мнения: крестьянина, не желающего переезжать в новый город Ордос, и чиновника, который должен переубедить недовольных жителей.
«Дочь Озера» (Эрнесто Кабеллос Дамиан, Перу-Боливия-Нидерланды)
Новая работа перуанского режиссера Эрнесто Кабеллоса Дамиана, посвященная конфликту между горнодобывающей компанией в Перу и местными жителями. Это уже его третий полнометражный фильм на подобную тему (прошлые работы — «Choropampa, El Precio de Oro», «Tambogrande»). На этот раз главной героиней стала необычная женщина по имени Нелида, которая считает, что может общаться с духами воды. Она рассматривает озеро в качестве своей матери — покровительницы вод, которая кормит деревню Нелиды. Когда в ее края приходят золотодобывающие компании, угрожающие окружающей среде, девушка призывают всю свою магию, чтобы остановить добычу золота.
Программа «Let IT dok!» (специальный конкурс)
«Норильск от первого лица» (Александр Расторгуев, Россия)
Новый масштабный проект Алексея Пивоварова и Александра Расторгуева, создателей знаменитых интернет-проектов «Lentа.doc» и «СРОК», посвящен Норильску — самому северному и одному из самых экологически неблагополучных городов в мире. Авторы собрали уникальный материал, снятый жителями этого города, и сделали
интерактивный сайт, на котором каждый желающий может прогуляться по Норильску, покататься на оленей упряжке, припарковать самолет в аэропорту, произвести взрыв в карьере и многое другое.
«Район №0» (Пабло Ирабуру, Джордж Фернандез, Пабло Тоско, Испания-Иордания)
Действие фильма происходит в Заатари (Иордания) — самом большом лагере беженцев в мире. Владелец магазина по ремонту мобильных телефонов Маамун каждый день восстанавливает карты памяти, на которых расположены фотографии и видео тех мест, откуда пришлось бежать его клиентам. Вместе со своим другом Каримом они решили создать новую услугу — печать восстановленных фотографий. История сама по себе достаточно интересная, однако авторы пошли еще дальше и сделали картину про поиск собственной идентичности и попытки ответить на важнейшие экзистенциальные вопросы.
«Ретрансляция мечты» (Ману Лукш, Мартин Рейнхат, Томас Тод, Великобритания, Германия, Австрия)
Единственный фильм в программе, созданный полностью из архивных кадров, многие из которых никогда не демонстрировались (всего было использованы фрагменты из почти 200 фильмов). Главный вопрос, на который пытаются ответить авторы этой весьма любопытной картины: «Как изменились страхи и желания жителей информационного мира за последние 100 лет?» Ведь появление телефона, кино и телевизора так же будоражило сознание человека, как и изобретение интернета и социальных сетей. Особо приятно, что голосом режиссеров говорит Тильда Суинтон — это, безусловно, придает особый шарм картине.
«Краудфандинг: революция» (Йорг М.Кундингер и Тимон Биркхофер, Германия)
Первый полнометражный документальный фильм о краудфандинге, который был снят на средства, привлеченные с помощью этого механизма (586 акционеров из 24 стран). Режиссеры фильма приводят три различные истории независимых художников, которые изменили свою жизнь благодаря краудфандингу. Must See для тех, кто закинул свой проект на одну из платформ для сбора средств или только собирается это сделать.
«Спасибо за игру» (Дэвид Осит и Малика Зухали-Уорал, США)
Крайне трогательная картина про разработчика компьютерных игр Райана Грина, который вместе с женой запечатлел на камеру свои переживания после того, как они узнали, что их годовалый сын Джоэла болен раком. В итоге все это переросло в компьютерную игру под названием «Тот самый Дракон — Рак» (That Dragon, Cancer). Эта документальная работа, снятая на грани жанров и технологий, уже покорила огромное количество зрителей Северной Америки и Европы.