10 фильмов, полностью (ну, почти) снятых на хромакее: от «Звездных войн» до «Жизни Пи»
«Звездные войны» (Эпизоды I-III) (1999-2005)
Именно Джордж Лукас, новатор в области применения самых разных спецэффектов, популяризировал хромакей, использовав для съемки некоторых сцен первых «Звездных войн» синий экран. Однако если в 1970-80-х годах хромакей был диковинкой, то спустя два десятилетия при работе над приквелами космической саги уже натурные съемки стали чем-то из ряда вон. Звездные дали, инопланетные пейзажи или диковинные зверушки – все это синий экран, на постпродакшне замененный необходимыми изображениями. Многими пристрастие Лукаса к хромакею было воспринято критически и даже послужило поводом для фотожаб.
«Небесный капитан и мир будущего» (2004)
Один из первых блокбастеров, в котором использование хромакея почти во всех сценах задумывалось как часть художественной концепции. Воссоздавая на экране специфическую эстетику дизельпанка пополам с атмосферой приключенческих фильмов 30-х годов, авторы заменяли однотонный фон изображениями старых фотографий Нью-Йорка. Картина помогла выявить многие плюсы и минусы работы с хромакеем. Так, фильм удалось снять всего за 29 дней. Используй создатели реальные декорации, съемки продлились бы раза в три-четыре дольше. В то же время, из-за затянувшегося постпродакшна картина вышла в не самое удачное время и осталась никем не замеченной.
«Бессмертные: Война миров» (2004)
Режиссер: Энки Билал
Бюджет: €22 млн.
Французская научная фантастика по мотивам серии графических новелл, ставшая первым европейским полностью хромакейным блокбастером. Цифровой визуальный ряд, когда-то считавшийся прорывом, а сегодня просто наивный, тем не менее, уверенно работает на создание атмосферы беспросветного биопанк-будущего.
«Зеркальная маска» (2005)
Режиссер: Дэйв МакКин
Бюджет: $4 млн.
Британский опыт в работе с цифровым пространством на материале романа Нила Геймана. Съемки большей части фильма на хромакее позволили воссоздать на экране мрачный сюрреалистический мир снов главной героини. Успеху фильма, несмотря на яркие образы, очевидно, помешала не самая убедительная графика.
«Город грехов» (2005)
Бюджет: $40 млн.
Снимая «Город грехов» целиком (кроме трех сцен) на хромакее, Роберт Родригес и иллюстратор Фрэнк Миллер добивались стилизации изображения под графические романы и старые рисованные комиксы. Созданное за год постпродакшна достоверное изображение, – контрастное черно-белое с вкраплениями ярких цветовых пятен, – было по достоинству оценено не только зрителями, но и жюри Каннского кинофестиваля, где картина получила технический Гран-при с формулировкой «За визуальную заостренность».
«300 спартанцев» (2007)
Еще одна экранизация графического романа Фрэнка Миллера, целиком снятая на фоне синего и зеленого экрана и признанная идеальным воплощением термина «кинокомикс». На создание резкой, контрастной картинки ушло больше года работы десяти студий спецэффектов. Любопытно, что на натуру съемочной группе пришлось выбраться один раз только из-за того, что участвовавшие в сцене лошади не успевали в павильоне развить необходимую скорость.
«Мститель» (2008)
Самостоятельный кинодебют Фрэнка Миллера, ставший убедительным доказательством того, что броская визуальная стилизация под комикс не отменяет важности режиссуры и драматургии. Созданная на базе тех же технологий, что и «Город грехов», картина также показала, что уникальную эстетику фильма Родригеса крайне сложно применить к другому сюжету. Иными словами, картина вполне заслуженно считается провалом.
«Аватар» (2009)
Режиссер: Джеймс Кэмерон
Бюджет: $237 млн.
Еще один популяризатор цифровых технологий Джеймс Кэмерон благодаря хромакею, а также другим передовым разработкам, вроде motion capture и симулькаму, создал мир целой планеты Пандоры. При этом на сей раз цифровое изображение, которого в фильме 60%, работало не на стилизацию, а, напротив – на максимальную реалистичность. Редких критиков, беспокоившихся о том, что Кэмерон выдает искусственное за реальное, режиссер успокаивал вопросом: «Когда вообще в кино что-то было реальным?». Постпродакшн картины занял больше года и потребовал привлечения двадцати студий спецэффектов. Усилия, как известно, того стоили.
«Алиса в Стране чудес» (2010)
Режиссер: Тим Бертон
Бюджет: $200 млн.
Фантазируя вокруг сказки Льюиса Кэрролла, Тим Бертон дошел до необходимости создавать Страну чудес с помощью зеленого экрана и хромакейных костюмов, оставив настоящими только лица главных актеров и несколько нарядов. В итоге, съемочная группа провела несколько месяцев в окружении исключительно зеленого цвета, что приводило многих к состоянию вроде морской болезни. Впрочем, и в кинозале искусственная картинка у некоторых вызывала похожее чувство. Пост-продакшн фильма, в котором 90% изображения – графика, занял почти полтора года.
«Жизнь Пи» (2012)
Режиссер: Энг Ли
Бюджет: $120 млн.
Приключенческая сказка, в которой полуфантастическое путешествие мальчика через океан в одной лодке с тигром полностью снято с помощью хромакея. Специально для картины бал создан обтянутый синим фоном бассейн с искусственными волнами. Также хромакей позволял создавать иллюзию присутствия в одном кадре главного героя и тигра, что в реальности, конечно, закончилось бы печально.