Главная / Подборки / ​10 фильмов, снятых под псевдонимами

​10 фильмов, снятых под псевдонимами

В прокате – IT-драма об основателях «Яндекса» «Стартап». Как известно, поставивший картину молодой режиссер, увидев продюсерский монтаж, предпочел скрыться под псевдонимом Игорь Сколков. tvkinoradio вспоминает другие прецеденты в мировом кино, когда режиссеры снимали свои имена с титров.

«За пригоршню долларов» (1964)

Режиссер: Серджио Леоне
В титрах: Боб Робертсон
Первый фильм в жанре «спагетти-вестерн», открывший не только новую страницу в творчестве Серджио Леоне и Клинта Иствуда, но и целую эпоху в кинематографе. Поскольку картина была европейской, авторы особенно опасались ее провала в американском прокате. Чтобы хоть как-то снизить риски, Леоне поставил в титры псевдоним Боб Робертсон, полагая, что англоязычное имя, в отличие от итальянского, не будет отталкивать аудиторию.

«Первороссияне» (1967/2009)

Режиссер: Евгений Шифферс
В титрах: Александр Иванов
Авангардный шедевр, снятый к 50-летию Октябрьской революции, однако из-за своей радикальной эстетики задвинутый подальше на полку. Картина стала первой и последней работой в кино молодого театрального режиссера-экспериментатора Евгения Шифферса. Имя Александра Иванова, заслуженного советского классика, официально числившегося режиссером, служило как бы гарантом благополучного завершения фильма и его выхода на экраны. Однако если работу над картиной довести до конца удалось, то ее путь до зрителя растянулся почти на четыре десятилетия.

«Смерть стрелка» (1969)

Режиссер: Роберт Тоттен, Дон Сигел
В титрах: Алан Смити
Алан Смити – до недавнего времени традиционный в Голливуде псевдоним режиссеров, пожелавших исключить свое имя из титров. Впервые его использовали в вестерне «Смерть стрелка», за время съемок которого успело смениться два постановщика, ни один из которых не захотел оставлять упоминания об этой ленте в своей фильмографии. Любопытно, что критики того времени встретили картину благосклонно, в частности Роджер Эберт отмечал крепкую режиссуру Смити и сокрушался, что не знаком с другими образцами его творчества.

«Среди серых камней» (1983)

Режиссер: Кира Муратова
В титрах: Иван Сидоров
Как известно, созданию большинства картин Киры Муратовой в советский период сопутствовала неравная борьба режиссера с цензурной машиной. В случае экранизации повести Владимира Короленко «В дурном обществе» Муратова отказалась вносить в ленту граничившие с абсурдом правки. Тогда кастрация фильма была услужливо произведена без участия автора, в ответ на что режиссер потребовала изъять свою фамилию из титров. Картина вышла в ограниченный прокат под авторством мифического Ивана Сидорова, что было той еще издевкой со стороны киноначальства.

«Дюна» (1984)

Режиссер: Дэвид Линч
В титрах: Алан Смити
Многострадальная фантастика Дэвида Линча со звездным актерским составом, головокружительными – по тем временам – визуальным эффектам и нереализованным потенциалом конкурента «Звездных войн». Отснятый материал не вполне устраивал продюсеров, однако если с сокращением трехчасового оригинала до двух часов Линч смирился, то ставить свое имя под телевизионной версией, перемонтированной с добавленными эпизодами, режиссер отказался. В итоге, в различных телевариантах фильма – а их как минимум три – стоит имя уже знакомого нам Алана Смити.

«Фильм Алана Смити: Гори, Голливуд, гори» (1997)

Режиссер: Артур Хиллер
В титрах: Алан Смити
Неловкая попытка высмеять голливудскую киноиндустрию, обернувшаяся производственным адом, оглушительным кассовым провалом и победой в номинации «Худший фильм» премии «Золотая малина». По сюжету, режиссер дорогущего боевика Алан Смити хочет убрать свое имя из титров. Но как это сделать, когда единственный разрешенный в Голливуде псевдоним совпадает с его именем? Зловещая ирония заключается в том, что режиссер картины Артур Хиллер, разочаровавшись итоговым результатом, последовал примеру своего героя. Круг замкнулся – фильм о вымышленном Алане Смити снял сам вымышленный Алан Смити.

«Сверхновая» (2000)

Режиссер: Уолтер Хилл, Фрэнсис Форд Коппола
В титрах: Томас Ли
Фильм, традиционно включаемый в число худших научно-фантастических картин в истории кино. Режиссер Уолтер Хилл, а также доводивший материал до ума Фрэнсис Форд Коппола иллюзий по поводу качества ленты не испытывали, а потому предпочли скрыться под псевдонимом. Чтобы не привлекать лишнее внимание, авторы не стали прибегать к услугам примелькавшегося Алана Смити, а выдумали еще более безликого Томаса Ли.

«Азазель» (2002)

Режиссер: Александр Адабашьян
В титрах: —
Первая попытка перенести на экран прозу Бориса Акунина, производство которой сопровождалось постоянными трениями между режиссером Александром Адабашьяном с одной стороны и продюсерами и автором первоисточника – с другой. Желание «Первого канала» сделать фильм динамичнее, в том числе путем добавления графики и русских романсов в исполнении Мумий Тролля, Ногу Свело и Чичериной, привело к тому, что Адабашьян снял свое имя с титров. Заморачиваться по поводу псевдонима никто не стал.

«Рагин» (2004)

Режиссер: Кирилл Серебренников
В титрах: —
Киновариация сюжета чеховской «Палаты №6», постановкой которой занимался Кирилл Серебренников. Продюсер фильма и исполнитель главной роли Алексей Гуськов настоял на своей монтажной версии ленты, что по мнению Серебренникова исказило его авторский замысел. Режиссер от «Рагина» отказался, и с тех пор характеризует его не иначе как «фильм Алексея Гуськова про Алексея Гуськова с Алексеем Гуськовым в главной роли».

«Метель» (2013)

Режиссер: Александр Гордон
В титрах: Глеб Глебов
Очередная отечественная адаптация литературной классики – на сей раз одноименного рассказа Льва Толстого – к современным реалиям. Поводом отказаться от своего детища режиссеру Александру Гордону вновь послужили разногласия с продюсерами по поводу монтажа. Интересно, что занявшему место Гордона в титрах вымышленному Глебу Глебову продюсеры решили сочинить еще и биографию. Получился собирательный образ режиссеров новой формации – 30-летний дебютант, выходец из провинции, набивший руку на рекламе и сериалах.

Еще по теме

Работа в кино: как пробиться новичку без опыта и где искать вакансии
Мир киноиндустрии кажется закрытым и недоступным для тех, у кого...
Как снимать ночные сцены в салоне автомобиля
В автомобилях разворачивались многие запоминающиеся сцены мирового кинематографа. Монолог Скорсезе в машине...
Как приступить к записи звука: 6 базовых советов
Контент с неидеальным изображением, но качественным звуком будет восприниматься зрителем...
Приемы: Дорисовка (мэттпейнт)
Дорисовка (от англ. matte painting – «трафаретный рисунок» или рисунок с...
22 режиссерских совета Алана Паркера
1Никого не слушай Конечно, для режиссера главное быть честным с...
документальные фильмы 2025
Новинки документальных фильмов 2025 года
Среди новинок кинематографа нас ждут не только яркие художественные картины,...
«Форма воды»: Гильермо дель Торо о создании мира монстра-амфибии
Дель Торо десять лет переносил свой запоминающийся стиль в большие голливудские...
«Возможность ощутить энергию локации нельзя сравнить ни с чем»
Вчерашние студенты киношкол довольно часто начинают со съемок короткометражек, музыкальных...