Международная конкурсная программа
Сюда вошли 15 короткометражных работ участников и призеров международных фестивалей в Каннах, Локарно, Венеции, Мельбурне и др. Оценивать фильмы будут члены жюри – режиссер Владимир Котт, кинокритик Михаил Ратгауз и продюсер Юлия Мишкинене.
«Изысканный труп» (Петер Черкасски; Австрия)
Необычная короткометражка австрийского режиссера Петера Черкасски, известного своими авангардистскими и экспериментальными проектами. Черкасски создал дерзкий коллаж из различных кусочков рекламы, любительских, художественных и порнофильмов 1960-1980-х годов в духе сюрреалистической игры «cadavre exquis» («изысканный труп»), когда несколько участников по порядку составляют фразу или рисунок, не видя того, что сделал предыдущий человек. Режиссер дает понять, что весь кинематограф отчасти является этой коллективной игрой. Короткометражка удостоилась специального упоминания в «Двухнедельнике режиссеров» МКФ в Каннах.
«Распад» (Альваро Мартин; Испания)
Черно-белый игровой фильм про одиннадцатилетнего мальчика, который живет на улице, пьет воду из собачей миски, курит электронные сигареты, рассуждает о финансовом кризисе и о странностях своих родителей. Работа независимого испанского режиссера – это ироничный, экспериментальный портрет-рефлексия современной Испании, выполненный в духе французской новой волны. Короткометражка стала лучшим молодежным короткометражным фильмов на МКФ в Вальядолиде и взяла второе место на фестивале короткого метра в Чикаго.
«Арт» (Адриан Ситару; Румыния)
По сюжету режиссер с оператором пригласили несовершеннолетнюю актрису на необычные пробы. Девочка должна сыграть в будущем фильме малолетнюю проститутку, однако её мать об этом не предупредили. Речь не идет о прямом насилии или криминале, просто девочка должна полизать чупа-чупс, покрутить бедрами и постоять на карачках. Будущая роль может принести молодой актрисе славу и даже «Пальмовую ветвь». Провокационная короткометражка Адриана Ситару – самоироничный и оригинальной фильм на тему моральной ответственности, выполненный в лучших традициях румынской новой волны. Работа получила приз жюри на МКФ «Темные ночи» в Таллине и стала лучшим короткометражным фильмов на МКФ в Намюре.
«ММТП. Обмяк» (Михаил Максимов; Россия)
Единственный российский фильм в конкурсной программе, и, пожалуй, один из самых странных. Кратко описать его сюжет – невозможно. Это экспериментальная недоанимационно-полуигровая короткометражка про победу русского космизма, про гравитационные составляющие жизни и вымышленную правящую партию России. Её главные персонажи – Платонов, Мамлеев, Маслаев и Тарковский дискутируют на тему воскрешении из мертвых и наращивания земной гравитации. Неудивительно, что эта короткометражка стала лучшим российским фильмом на МВФ в Канске.
Программа «Новые российские мастерские»
Здесь представлен срез учебных работ ведущих киношкол: Московской школы нового кино (мастерская Дмитрия Мамулии), Школы документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова, ВГИК (мастерская Владимира и Александра Коттов), Московской школы кино (мастерская Алексея Попогребского), Кабардино-Балкарского государственного университета (мастерская Александра Сокурова).
«14 Шагов» (Максим Шавкин; МШНК)
Игровая картина одного из самых известных выпускников МШНК – Максима Шавкина, ставшая лучшим короткометражным фильмов на 36-ом ММКФ. По сюжету молодая девушка из провинции, перебравшаяся в Москву для учебы и порвавшая всякую связь с родным городом, собирается переехать из общежития к своему парню-москвичу. Однако в её жизни появляется другой мужчина – призрак из прошлого, который рушит все планы.
«Ямаха» (Инна Омельченко; Школа документального кино Марины Разбежкиной)
Документальная короткометражка Инны Омельченко, ставшая лучшим дебютом и лучшим короткометражным документальным фильмов на МКФ «Послание к человеку». Главный герой – молодой человек, который живет в коммуналке с рабочими мигрантами, работает продавцом в гипермаркете и мечтает о карьере музыканта. Но в отличие от профессиональных музыкантов, он способен только на простенькие переработки известных песен, которые он периодически играет в переходах на старенькой «Ямахе». Никто из родственников, друзей или соседей не воспринимает его увлечение музыкой всерьез, но это не останавливает нашего героя, ведь главное – мечта.
Параллельная программа «Культовые. Начало»
Секция посвящена ранним короткометражным работам культовых режиссеров нашего времени: Апичатпонг Вирасетакун, братья Дарденны, Ларс фон Триер, Шанталь Акерман и др.
«А мир бежит, бежит…» (Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн; Бельгия)
Ранняя короткометражка великих бельгийцев – братьев Дарденнов, снятая в 1987 году. Не похожий на поздние работы, этот короткометражный фильм Дарденнов является их первым шагом из документального кино в игровое. По сюжету режиссер Жан снимает научпоп про «скорость». Он обсуждает со съемочной группой, как смонтировать вместе различные проявления скорости – запуск ракеты, ядерный взрыв, оргазм и… цитаты фашиста-футуриста Маринетти. Однако его отвлекает Софи, вернувшаяся раньше времени из Нью-Йорка, она должна сообщить срочную новость Жану. В этом фильме братья Дарденны пытаются избавиться от документальной правдивости за счет резких монтажных склеек, интертитров и пространственно-временного сдвига, доведенного до абсурда.
«Цветок» (Ларс фон Триер; Дания)
Одна из первых короткометражек могучего и ужасного Ларса фон Триера. Режиссер снял её в 15 лет (1971 год), когда ещё не имел аристократической приставки «фон» и не помышлял о «Догме-95». По сюжету мальчик хочет вырастить цветок на бесплодной, перепаханной бульдозерами земле. Его действия сопровождаются классической музыкой, а конец фильма – неожиданно трагичен (что типично для Триера).
«Москва» (Бакур Бакурадзе, Дмитрий Мамулия; Россия)
Совместный короткометражный дебют двух друзей и мастеров МШНК – Бакура Бакурадзе и Дмитрия Мамулии. Их документально-игровой фильм посвящен заурядной теме: Москве и гастрабайтерам. Однако от этих режиссеров всегда нужно ждать подвоха. В поисках подлинной реальности они заходят на территорию «живого», избавляясь от искусственного киношного света, профессиональных актеров и искусственных декораций. Фильм получил один из главных призов в конкурсе короткометражных фильмов на фестивале «Кинотавр» в 2007 году.
Параллельная программа «Прототипы»
Самая необычная секция фильмов, в ней представлены авторские короткометражные работы, которые превратились через какое-то время в полнометражные.
«Форбак» (Клер Бюргер; Франция)
Кто был на фестивале «2morrow» в начале этого года, тот наверняка помнит фильм «Party Girl» про пожилую тусовщицу, живущую на границе Франции и Германии. Эту коллективную полнометражную работу представлял один из режиссеров и сын главной героини – Самюэль Тейс. Он снял её вместе со своими друзьями и сокурсниками по киношколе «La Fémis» – Клер Бюргер и Мари Амашукели. Короткометражка «Форбак» – дипломная работа Клэр, в которой запечатлены отношения Самюэля и его безбашенной мамы Анжелик. Уже в этой короткометражке был заложен тонкий баланс между игровым и документальным, который режиссеры сохранили в полнометражной работе. «Форбак» объездил кучу фестивалей и взял Гран-при на МКФ в Клермон-Ферране, 2 место в секции «Cinefondation» МКФ в Каннах и другие награды.
«Глухота» (Мирослав Слабошпицкий; Украина)
Полнометражный фильм «Племя» Мирослава Слабошпицкого также показывали на фестивале «2morrow» в этом году. Удивительно, но ещё в 2010 году режиссер снял свою первую, пусть и короткометражную, картину «Глухота», в которой не было звучащих диалогов, субтитров и закадрового текста – всё то, что отсутствовало и в «Племени». Короткометражка стала лучшей на фестивале «Молодость» в Киеве, а также получила главный приз на МКФ в Винтертуре.