15 фильмов про это: от «Экстаза» до «Нимфоманки»
«Экстаз» (Густав Махаты, 1933)
Чешская авангардистская мелодрама о любовном треугольнике, ставшая одной из первых картин с откровенно показанной постельной сценой. Фильм, довольно пуританский по нынешним меркам, в момент выхода вызвал невиданный скандал вплоть до внесения цензурных правок и даже запрета и уничтожения копий в ряде стран. Со временем, правда, ленту признали классикой европейского кино. Да, любопытная деталь – исполнительница главной роли Хеди Ламар умела не только создавать чувственные образы, но и была ученым-изобретателем. Ей принадлежит авторство системы дистанционного управления торпедами, легшей в основу работы мобильной связи и Wi-Fi.
«Лолита» (Стэнли Кубрик, 1962)
Экранизация провокационного романа Владимира Набокова о губительной любви взрослого мужчины к нимфетке. Пойдя на уступки цензорам и смягчив некоторые пикантные моменты, Стэнли Кубрик впоследствии сожалел о картине, тем более что даже умеренная трактовка первоисточника вызвала протесты блюстителей нравственности. Неудача картины стал уроком и для Кубрика и для других режиссеров – радикальное содержание должно иметь радикальную форму.
«Тихие дни в Клиши» (Енс Ёрген Торсен, 1970)
Вольная экранизация одноименного автобиографического романа Генри Миллера. В полудокументальной манере автор воспроизводит разудалую жизнь парижской богемы, по большому счету ограничивающуюся алкогольными загулами и бесконечными оргиями. Чем не эталон киноадаптации произведения Миллера?
«В.Р. Мистерия организма» (Душан Макавеев, 1971)
Гротескный коллаж из Югославии, переплетающий игровое кино и документальное, реальность и абсурдные фантазии, чувственность и политику, сексуальную революцию и тоталитарную идеологию, психоанализ и коммунизм. За излишне откровенный эротизм и непозволительную иронию в сторону Владимира Ильича фильм был признан порнографическим, а его автор Душан Макавеев объявлен врагом народа. Режиссеру пришлось эмигрировать во Францию, зато там он смог продолжить свои эротико-сатирические эксперименты.
«Глубокая глотка» (Джерард Дамиано, 1972)
Первый порнофильм, вышедший в широкий прокат, тем самым открывший так называемый «Золотой век порно» и снизивший порог допустимости радикальной эротики в обычном кино. Поборники морали пытались бороться с картиной, однако только сделали ей хорошую рекламу. В итоге «Глубокая глотка» стала одной из самых прибыльных кинолент в истории, заработав баснословные $45 млн и окупившись 2 тысячи раз. Фильм раскачал не только дискуссию на тему сексуальности, но и повлиял на вопросы, касавшиеся состояния киноиндустрии, возможностей независимого кинопроизводства, цензурных ограничений, феминизма, политики и даже юриспруденции. В общем, представить без «Глубокой глотки» современное американское общество попросту невозможно.
«Сало, или 120 дней Содома» (Пьер Паоло Пазолини, 1975)
Последняя картина итальянского гения Пьера Паоло Пазолини, перенесшего действие знаменитого романа маркиза де Сада в ад последних дней фашистской Республики Сало. Многочисленные сексуальные перверсии, отраженные в фильме, служат метафорой безумия и духовного вырождения персонажей. Из-за натуралистичных сцен насилия и секса картина вызвала в Италии скандал и даже подвергалась запрету (что для Пазолини, впрочем, не впервой). Более того, существуют версии взаимосвязи создания фильма и последовавшей вскоре трагической гибели режиссера.
«Империя чувств» («Коррида любви») (Нагиса Осима, 1976)
«Первый великий эротический фильм в истории», шокировавший трактовкой плотской страсти как смертоносной болезни. Между хозяином публичного дома и молодой проституткой вспыхивает неконтролируемая любовная связь, медленно, но верно приводящая к трагическому финалу. Картина долгое время цензурировалась в Японии, а за публикацию сценария Нагиса Осима даже был судим. До России фильм дошел только в 90-е годы, зато моментально обрел культовый статус.
«Секс-миссия, или Новые амазонки» (Юлиуш Махульский, 1983)
Эротическая фантастика, снятая главным польским комедиографом Юлиушом Махульским. Двое ученых оказываются в недалеком будущем, где вымерли все мужчины, а женщины наловчились счастливо жить без них. Герои, ясное дело, должны эту нелепую ситуацию исправить. На советские экраны фильм попал в начале перестройки (в несколько сокращенном формате) и стал одним из лидеров кинопроката, что не удивительно. А удивительно другое – при показе по российскому телевидению сегодня кино продолжают цензурировать.
«Секс, ложь и видео» (Стивен Содерберг, 1989)
Дебют Стивена Содерберга, сделавший его самым молодым обладателем «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля, провозгласивший появление новой волны американских независимых, а также примиривший форматы кино и видео. В центре сюжета – платонические любовные отношения импотента, увлекающегося записью на видео эротических признаний, и несчастной в браке женщины.
«Автокатастрофа» (Дэвид Кроненберг, 1996)
Один из самых спорных фильмов рубежа тысячелетий. Исследователь разного рода физиологических и духовных мутации Дэвид Кроненберг обращается к особой форме сексуальной девиации – его героям доставляют удовольствия автокатастрофы и их жуткие последствия. Так секс становится проявлением влечения современного человека к смерти, а технологии – катализатором этого влечения.
«Ночи в стиле буги» (Пол Томас Андерсон, 1997)
Трагикомическая история взлета и падения талантливого порноактера Дирка Дигглера на фоне заката «Золотого века порно». Довольно сомнительному сюжету главный мегаломан наших дней Пол Томас Андерсон умудряется придать эпическое звучание. В мире порноиндустрии режиссер обнаруживает хитросплетения человеческих судеб, душевные травмы, возвышенные стремления, глубокие трагедии и искренние чувства. Даже секс, обыденное для порнобизнеса явление, у Андерсона оказывается чем-то большим.
«Рай: Любовь» (Ульрих Зайдль, 2012)
Горькое, но хирургически точное и беспристрастное исследование гибели современной Европы, проведенное ведущим мизантропом от кино Ульрихом Зайдлем. Немолодая австрийка отправляется в Кению в поисках сексуальных утех и душевного понимания. Ни того, ни другого не находит, а путешествие оборачивается глобальной метафорой современного конфликта цивилизаций.
«Интимные месте» (Алексей Чупов, Наталья Меркулова; 2013)
Сборник грустных и обаятельных зарисовок о странностях интимной жизни московского среднего класса. Невинная, в сущности, картина была воспринята буквально как провокация, видимо просто потому, что наконец-то сняла табу на тему секса в российском кино. Отдельного внимания заслуживает актуальная деталь – найденная авторами взаимосвязь между политическим реакционизмом и сексуальной неудовлетворенностью. Подробнее о картине можно почитать в нашем интервью с режиссерами.
«Жизнь Адель» (Абделатиф Кешиш, 2013)
Драматическая и тонкая история взросления, первой любви и обретения собственного «я». Юная Адель неожиданно для себя переживает настоящее чувство с другой девушкой. По словам знатоков сцены лесбийского секса в фильме являются «самыми бурными» в истории кино. Что любопытно, представители ЛГБТ-сообщества считают их нелепыми. Как бы то ни было, фильм является обладателем «Золотой пальмовой ветви» Канн.
«Нимфоманка» (Ларс фон Триер, 2014)
Эпическая порно-драма главного режиссера наших дней, ставшая то ли действительно художественным откровением, то ли гениальным маркетинговым проектом. Исследовать потемки женской души фон Триер пробует, обратившись к природе и последствиям чрезмерного влечения. Разные грани сексуальности в картине воплощают Шарлотта Генсбур, Шайа ЛаБаф, Джейми Белл, Кристиан Слэйтер, Уиллем Дефо, Ума Турман и другие смельчаки, не побоявшиеся радикализма датского гения. Полная 5,5-часовая версия фильма должна стать доступной в ближайшее время.