15 фильмов 75-го Венецианского кинофестиваля: Шазелл, Коэны, рыдающий Тарантино и воскресший Орсон Уэллс
Фильм открытия
«Человек на Луне» (Дэмьен Шазелл; США)
Трейлер «Человек на Луне»
Венецианский кинофестиваль в этом году откроется фильмом Дэмьена Шазелла, который, благодаря «Одержимости» и «Ла-Ла Ленду» снискал себе славу одного из самых ярких молодых режиссеров Голливуда. Его новая лента «Человек на Луне» посвящена важному этапу освоения человечеством космоса. Исследуя обстоятельства первой высадки на Луне, режиссер обращается к личному опыту и переживаниям космонавта Нила Армстронга. Его роль исполнил полюбившийся Шазеллу Райан Гослинг. Лента также участвует в основном конкурсе фестиваля. Очевидно, мы еще много раз услышим о ней в ходе оскаровской гонки.
Основной конкурс
«Баллада Бастера Скраггса» (Итан и Джоэл Коэны; США)
Кадр из фильма «Баллада Бастера Скраггса» (2018) / Фото: Netflix
Свежая работа братьев Коэн в их любимом жанре вестерна. Проект изначально планировался как сериал с шестью разрозненными сюжетами, однако в итоге формат изменился на кино, а вот концепция альманаха из нескольких историй осталась. Как это часто бывает у Коэнов, в фильме задействован целый сонм звезд: Джеймс Франко, Лиам Нисон, Брендан Глисон, Том Уэйтс и многие другие.
«Братья Систерс» (Жак Одиар; Франция-США-Румыния-Испания)
Трейлер фильма «Братья Систерс»
Еще один вестерн, однако, что примечательно, с французским духом. Лента «Братья Систерс» — англоязычный дебютом Жака Одиара, обладателя «Золотой пальмовой ветви» Канн (по иронии вручали ее как раз Коэны) за предыдущую работу, социальную драму «Дипан». Судя по тому, что известно о картине, стоит ожидать деконструкцию жанра и обилие черного юмора. А еще у ленты впечатляющий актерский состав: Джейк Джилленхол, Хоакин Феникс, Джон Си Райли и Рутгер Хауэр.
«Рим» (Альфонсо Куарон; Мексика-США)
Трейлер фильма «Рим»
Альфонсо Куарон прогремел «Гравитацией», получил гору наград, в том числе «Оскар», а затем на пять лет завязал с режиссурой кинопроектов. Наконец-то новая работа, причем посвященная родной мексиканской истории. Действие картины разворачивается в начале 1970-х годов на фоне студенческих волнений, когда для разгона многотысячной толпы был привлечен спецназ. Действия силовиков оказались столь решительными, что события получили название «Резня в Корпусе-Кристи».
«Петерлоо» (Майк Ли; Великобритания-США)
Трейлер фильма «Петерлоо»
И еще одна картина на актуальную тему митингов. Майк Ли продолжает совмещать социальный реализм и исторический контекст. После «Уильяма Тернера» режиссер решил задержаться в XIX веке. Автор обращается к так называемой «Манчестерской бойне». В 1819 году при столкновении полиции и митингующих, недовольных отсутствием избирательных прав у рабочих, пострадало до семисот человек. Заметим, что у Ли уже есть «Золотой лев» за «Веру Дрейк».
«Суспирия» (Лука Гуаданьино; США-Италия)
Трейлер фильма «Суспирия»
Ремейк культового хоррора Дарио Ардженто о молодой балерине, обнаруживающей в танцевальной академии логово ведьм. Только пусть вас не смущает слово ремейк, ведь сам Квентин Тарантино, увидев картину, разрыдался от восторга. И вновь у ленты именитый состав исполнителей: Дакота Джонсон, Тильда Суинтон, Миа Гот, а также русская актриса и хореограф Елена Фокина. Кроме того, лента стала дебютом лидера Radiohead Тома Йорка в качестве кинокомпозитора. Ну и, конечно же, безумно интересна визуальная составляющая картины, с учетом того, что оригинальная «Суспирия» произвела революцию в изобразительном решении хоррора.
«Фаворитка» (Йоргос Лантимос; Ирландия-Великобритания-США)
Трейлер фильма «Фаворитка»
После «Клыка», «Лобстера» и «Убийства священного оленя» грек Йоргос Лантимос прочно закрепил за собой статус одного из самых экстравагантных артхаусных режиссеров, которым к тому же удается завлекать в свои безумные проекты крупнейших голливудских звезд. «Фаворитка», судя по предварительным материалам, знаменует дальнейшее движение Лантимоса куда-то в сторону Стэнли Кубрика, Питера Гринуэйя и Михаэля Ханеке. Действие фильма происходит в Англии XVIII века. Главные герои — королева Анна и придворные дамы, ведущие подковерную борьбу за право стать фавориткой монарха. В этот раз место звезд занимают Эмма Стоун, Рэйчел Вайс и Николас Холт.
«Закат» (Ласло Немеш; Венгрия-Франция)
Трейлер фильма «Закат»
Ласло Немеш, ученик великого Белы Тарра, несколько лет назад снял дебют «Сын Саула» о нацистском концлагере. Картина вышла такой силы, что удостоилась Гран-при Канн, «Золотого глобуса», BAFTA и «Оскара». Разумеется, теперь ожидания от второго фильма очень высокие. Тема войны в «Закате» тоже звучит, но по касательной. По сюжету, в 1913 году девушка из приюта пытается найти в Будапеште своего брата, а заодно наблюдает, как мир движется по направлению к Первой мировой войне.
«22 июля» (Пол Гринграсс; Норвегия-Исландия-США)
Трейлер фильма «22 июля»
В начале года на Берлинском кинофестивале уже демонстрировался фильм о терактах Андерса Брейвика «Утёйа, 22 июля». Теперь в Венеции на ту же тему представит свою работу Пол Гринграсс. Помня о том, что за его плечами три картины о Джейсоне Борне, можно предположить, что норвежская трагедия будет передана со значительным элементом экшна.
Программа «Горизонты»
«Человек, который удивил всех» (Наталья Меркулова, Алексей Чупов; Россия-Эстония-Франция)
Кадр из фильма «Человек, который удивил всех» (2018) / Фото: Нон-стоп Продакшн
Российское присутствие в Венеции в этом году очень скромное — только одна картина в программе «Горизонты». Алексей Чупов и Наталья Меркулова после скандальных «Интимных мест» шли к новому фильму пять лет. Провокации на этот раз будет очевидно меньше, но сюжет от этого кажется даже интереснее. Кино посвящено сибиряку, борющемуся с раком нетрадиционным способом — больной решает обмануть смерть, прикидываясь другой личностью. Задействованы в картине Евгений Цыганов, Наталья Кудряшова и Юрий Кузнецов.
Конкурс документальных фильмов
«Акварель» (Виктор Косаковский; Великобритания-Германия-Дания-США)
Трейлер фильма «Акварель»
Еще один русский след в Венеции этого года (но не российское участие в производстве) — экспериментальный док Виктора Косаковского, снискавшего себе славу живого классика, благодаря необычным концептам, вокруг которых он строит каждую новую работу.
В этот раз режиссер исследует феномен и различные проявления воды. Картина снята в формате 96 кадров в секунду и демонстрироваться будет с то же скоростью, что, по словам автора, способно произвести революцию в киноискусстве. Такое решение открывает новые горизонты не только в области технологии, но и в восприятия изображения и киноязыка в целом. Об уникальности зрелища косвенно говорит и то, что Косаковский нашел средства сразу же после того, как продемонстрировал инвесторам тестовый ролик, и то, что съемки проводились в условиях строжайшей секретности.
«Процесс» (Сергей Лозница; Нидерланды)
Режиссер Сергей Лозница / Фото: ZumaTASS
И еще один отголосок России, но вновь ограниченный только режиссером и темой, а не страной-производителем. Сергей Лозница вновь сделал монтажное кино. На этот раз в фокусе его внимания сталинские репрессии. Высказывание, надо полагать, как всегда будет холодным и жестким. Любопытно, что «Процесс» — это уже третий фильм Лозницы за один календарный год, участвующий в программах трех главных мировых кинофестивалей. Напомним, что в феврале в Берлине демонстрировался документальный «День победы», а в мае в Каннах — игровой «Донбасс». Случай, кажется, в истории кино уникальный.
Внеконкурсные показы
«Звезда родилась» (Брэдли Купер; США)
Трейлер фильма «Звезда родилась»
Режиссерский дебют Брэдли Купера с ним же в одной из главных ролей. Он играет кантри-музыканта, чья слава стремительно увядает. Однажды герой встречает талантливую певицу и решает помочь ей добиться успеха. Главная женская роль досталась Леди Гаге, которая поставила условием своего участия исполнение всех песен на площадке вживую.
Специальные мероприятия
«Другая сторона ветра» (Орсон Уэллс; США-Франция-Иран)
О съемках фильма «Другая сторона ветра»
Рискнем предположить, что все-таки главная премьера Венеции в этом году — вот эта, можно сказать, воскрешенная лента Орсона Уэллса. Великий режиссер буквально бредил этой сатирической картиной в последние годы жизни. Съемки фильма прошли в начале 1970-х годов, однако из-за проблем с финансированием и правами постпродакшн чудовищно затянулся, и завершить его при жизни автора не удалось. Спустя годы картину по записям Уэллса пытался закончить его близкий друг Питер Богданович, однако даже он не справился с задачей. Довести дело до конца удалось лишь с вмешательством Netflix и режиссеров Уэса Андерсона и Ноа Баумбаха.
Фильм создан в жанре мокьюментари и во многом автобиографичен. Уэллс снял историю о гениальном режиссере, который пытается отстоять право на завершение своего фильма, однако Голливуд ему в этом противостоит. История, в общем-то, вечная и универсальная. Картина Уэллса запечатлела многих великих режиссеров в качестве актеров: Джона Хьюстона, Питера Богдановича, Клода Шаброля, Денниса Хоппера, Пола Мазурски и других. Добавим, что также на фестивале покажут еще одну картину, связанную с Уэллсом — документальная биография «Они полюбят меня, когда я умру».
Фильм закрытия
«Тачка на миллион» (Ник Хэмм; США-Великобритания)
Сцена из фильма «Тачка на миллион»
Закрывать Венецианский кинофестиваль будет основанный на реальных событиях триллер «Тачка на миллион». Выбор ленты вероятно обусловлен неизбежной киноманской ассоциацией. Сюжет связан со стремительным подъемом и трагическим крахом карьеры Джона Делореана, автомобильного конструктора, создателя DeLorean Motor Company и автора того самого DeLorean DMC-12 из «Назад в будущее». Авторы фильма фокусируются на следующем эпизоде. В начале 1980-х ФБР сфабриковало против конструктора дело о сбыте наркотиков. Делореана суд признал невиновным, однако его бизнес обвинение подорвало. В общем, вновь актуальное кино.
Обложка: кадр из фильма «Суспирия» (2018) / Amazon Studios