Где и как снимали фильм «Волшебник Изумрудного города»

1 января 2025 года в российский прокат вышел фильм «Волшебник Изумрудного города. Дорога из жёлтого кирпича» — третья экранизация знаменитой книги Александра Волкова, основанной на произведении Л. Франка Баума. История девочки Элли, которую ураган унёс в волшебную страну Жевунов, оживает на больших экранах. Вместе с верным пёсиком Тотошкой и новыми друзьями — Страшилой, Железным Дровосеком и Трусливым Львом — Элли отправляется в путешествие по дороге из жёлтого кирпича, чтобы найти Гудвина, способного исполнить их заветные желания. Но где снимали Волшебник Изумрудного города, и как создателям удалось перенести на экран волшебный мир?
Дагестан: волшебная страна, вдохновившая создателей
Основным местом съёмок фильма стал Дагестан — регион, который, по словам режиссёра Игоря Волошина, стал не просто фоном, а настоящей волшебной страной для Элли и её друзей. Он ранее уже работал здесь над фильмом «Повелитель ветра», и предложил повторить опыт. Идея оказалась удачной.
Природа Дагестана стала не декорацией, не дополнением, а волшебной страной, в которую попали Элли и Тотошка. Режиссёр отметил, что Дагестан идеально подошёл для создания мира, не похожего ни на один другой. Разнообразие ландшафтов региона — суровые горы, зелёные луга, каменистые ущелья, пустыни, горные озёра и маковые поля — позволило воплотить на экране ключевые локации сказки: Голубую и Фиолетовую страны, маковое и тыквенное поля.
Одним из любимых мест съёмочной группы стал Верхний Гуниб. Эта локация, по словам Волошина, практически не потребовала компьютерной графики — её естественная красота идеально вписалась в сказочную атмосферу. На маршруте Махачкала – Буйнакск, в окрестностях посёлка Талги, снимали сцены с маковым полем, где герои проходили через зачарованные цветы. Для большей выразительности маки позже увеличили до человеческого роста с помощью компьютерной графики, но, как отмечают создатели, эффект получился настолько естественным, что зрители вряд ли догадаются о цифровой обработке.
Также «Волшебника Изумрудного города» снимали и в других живописных местах Дагестана: в Каменной чаше в Матласе, на озере Мочох, в Цолотлинском каньоне, на Салтинском водопаде, в Карадахской теснине, на мосту у Датунской церкви, в селе Гуниб и на Царской дороге над Гунибом, а также на террасах в районе села Чох. Здесь снимали самые яркие сцены фильма: знакомство Элли со Львом, сражение с людоедом и приключения в лабиринте.
Продюсер Александр Горохов признался, что изначально был настроен скептически из-за отсутствия в Дагестане развитой инфраструктуры для кинематографистов. Однако его опасения не оправдались. Подходящие объекты найти было не так просто, но буквально за два дня до окончания скаута они стали появляться один за другим. После этого Горохов стал регулярно посещать Дагестан, изучая регион в разные сезоны.
Продюсер Григорий Стоялов подчеркнул, что Дагестан ещё не «затёрт» в кинематографе. Многие даже не знают, что у нас такое есть, и за этим всем необязательно ехать в Европу или Юго-Восточную Азию.
При этом съёмочная группа высоко оценила поддержку, которую оказали местные жители и власти Дагестана. Команду сопровождали местные кинематографисты под руководством Тагира Абукаева, а муниципальные власти помогали с организацией. В горах и опасных районах безопасность обеспечивали сотрудники МЧС.
Москва и Московская область: студийные съёмки и дополнение к натуре
Хотя Дагестан стал главным местом действия, часть сцен снимали в Москве и Московской области, в частности в студийных павильонах Долгопрудного. Здесь создавали сцены, которые требовали контролируемых условий, например, интерьеры Изумрудного города или эпизоды с использованием сложных костюмов и декораций. Студийные съёмки позволили команде сосредоточиться на актёрской игре и деталях, которые сложно реализовать на натуре.
Москва также стала местом, где проходила значительная часть постпродакшена. Здесь специалисты студии CGF дорабатывали сцены, снятые в Дагестане, добавляя визуальные эффекты. Например, маковое поле, снятое на натуре, обрело свой сказочный вид благодаря цифровой обработке: маки «выросли» до человеческого роста, а пейзажи дополнили волшебными элементами, чтобы подчеркнуть атмосферу фильма.
Как снимали: сочетание натуры, технологий и актёрской игры
Съёмки «Волшебника Изумрудного города» начались в июне 2023 года и завершились в середине июля. Перед стартом команда провела тщательную подготовку: все локации в Дагестане отсканировали с помощью специального дрона. Это позволило прямо на площадке совмещать реальную и виртуальную реальности на мониторах режиссёра и оператора, что упростило работу со спецэффектами.
Фильм сочетает живую актёрскую игру с компьютерной графикой. Некоторые персонажи, такие как Трусливый Лев, были созданы с использованием смешанной технологии: актёр Артур Ваха не только озвучил Льва, но и участвовал в записи движений, чтобы персонаж выглядел живым и искренним. Другие герои, например Страшила (Евгений Чумак) и Железный Дровосек (Юрий Колокольников), потребовали от актёров физической подготовки. Чумаку приходилось работать в костюме, который ограничивал обзор, а Колокольникову — носить тяжёлые доспехи Дровосека.
Роль Элли исполнила 8-летняя Катя Червова, для которой это стало первой главной ролью в полнометражном кино. Девочка призналась, что сцены в Дагестане стали для неё самыми запоминающимися. Однако съёмки не обошлись без трудностей. Кате пришлось преодолевать страх высоты, стоя у обрыва и проходя по мосту над пропастью со страховочными тросами. Ещё одним испытанием стали дагестанские змеи — гюрзы, которых на площадке отлавливал специальный змеелов.
Тотошку, верного пёсика Элли, сыграли два джек-рассел-терьера — Уджер и его дублёр Нек. Чтобы собаки выглядели одинаково, их подкрашивали, и различия были заметны только дрессировщику. В сценах, где Элли несёт Тотошку на руках, использовали пластиковую модель собаки. Работа с животными потребовала помощи кинологов, но в итоге Тотошка стал одним из главных героев фильма.
Визуальные эффекты: как оживили сказку
Хотя природа Дагестана стала основой для волшебного мира, значительную роль сыграли визуальные эффекты. Студия CGF, работавшая над фильмом, добавила цифровые элементы, которые гармонично дополнили натурные съёмки. Например, маковое поле, снятое в окрестностях Талги, было доработано, чтобы цветы выглядели гигантскими, а пейзажи приобрели сказочный оттенок. Анимированные животные, такие как Трусливый Лев, стали полноценными участниками действия благодаря сочетанию актёрской игры и компьютерной графики.
Игорь Волошин отметил, что некоторые локации после обработки спецэффектами стали неузнаваемыми даже для местных жителей. Кинематографисты делали микс разных ландшафтов, но базово Дагестан для нас был главным местом действия.
Еще по теме

Фильмы про космос: захватывающие истории о бескрайних просторах Вселенной
Ричард Линклейтер считает, что вы не сможете пробиться в киноиндустрию. Почему?

Как работает звук в VR

Звезды в Африке 4: новые участники и изменения в правилах

ТОП-5 турецких комедий

Лучшие дорамы для новогоднего настроения

10 фильмов Одесского кинофестиваля: грузинская комедия, советский тоталитаризм, Pussy Riot, FEMEN и Майдан
