Практика

«Снять такой фильм — все равно, что создать космический корабль подручными средствами»

Умная массовка, игры-стрелялки, двойной прокат и другие приемы из режиссерского арсенала Андрея Кравчука, создателя исторического экшена «Викинг»

  • 21 ноября 2016
  • 7304
Евгений Белов

— Почему Владимир и Древняя Русь?

— Когда в детстве в рамках школьной программы я прочитал «Повесть временных лет», она показалась мне невероятно скучной и неинтересной. По эмоциональной выразительности её можно сравнить с годовым отчетом какого-нибудь банка: построили здание, выбрали нового директора и т.д. В сознательном возрасте я решил обновить знания по истории и перечитал целый набор книг. В итоге этот период очень ярко вошел в мою память, особенно всё, что связано со Святославом и Владимиром — начало «Повести временных лет». Оно увлекательно написано, там имеются даже некоторые ассоциации с Ветхим Заветом, по драме, коллизиям и объему злодейств.

Андрей Кравчук, режиссер, создатель исторического экшена «Викинг»Андрей Кравчук, режиссер, создатель исторического экшена «Викинг»

Позже, после премьеры фильма «Адмирал», мы сидели ночью в кафе с продюсером Анатолием Максимовым и я сказал, что хотел бы попробовать сделать фильм про князя Владимира. Его зацепила эта идея и мы до 5 утра обсуждали, как ее реализовать. Во-первых, в России никто не пытался сделать фильм на подобную тему в таком объеме, как нам хотелось. Во-вторых, это совершенно потрясающая человеческая драма. А в-третьих, у нас было огромное желание доказать, что наша страна имеет реально интересную историю, и что период раннего средневековья — это не только рыцари короля Артура. Мы хотели попробовать создать фильм в стиле экшн-адвенчур, но при этом показать путешествие человека к самому себе. Наш герой совершает огромное количество самых разных неблаговидных поступков, превращаясь из обаятельного молодого человека в настоящего злодея, пока в его жизни не происходят определенные открытия.

А дальше началось наше собственное путешествие, потому что про время, которое мы хотели рассказать, ничего не известно. С нами на проекте работало два консультанта – доктор исторических наук Владимир Петрухин и доктор филологических наук Фёдор Успенский. Нам пришлось полностью реконструировать этот мир, его философию, психологию, экономику и т.д. Наиболее близким источником по ментальности, физиологии и сенсорики для нас оказались скандинавские саги, где достаточно подробно описан быт, жизнь и отношения между людьми.



В этих источниках мы узнавали наши 90-е годы: голый бизнес, понятия добра и зла не сформированы, отношения к богам как министерствам — ты им не молишься, а пытаешься с ними договориться и т.д. Со мной над сценарием в разное время работали очень хорошие писатели — Алексей Иванов, Леонид Юзефович, Захар Прилепин и Андрей Рубанов. Сценарий пришлось переделывать огромное количество раз. Первый вариант представлял собой 500 страниц такой хорошей исторической литературы, но это ни в какой бы бюджет не влезло. Были даже мысли сделать одновременно сериал и кино, но размазывать бюджет на 10 серий бессмысленно. Зачем снимать плохо и долго, если мы хотим хорошо? В итоге оказалось, что сделать такой фильм — все равно, что создать космический корабль подручными средствами. И кино наше тоже про то, как люди совершают нечто большее, чем они сами могут.

— Сколько заняли подготовка к съемке, продакшн и постпродакшн?

— Около 4 лет мы писали сценарий, параллельно готовясь к съемкам. Я понимал, что сколько теоретически не рассуждать, в итоге будет как всегда — ты долго готовился и мечтал, а тебе дают совсем немного времени, чтобы успеть собрать и пошить вещи. В этом отношении продюсер Анатолий Максимов полностью разделял мое мнение. И мы верили, что если будем заранее готовится, то быстрее соберём деньги. Я сразу привлек художника, который рисовал эскизы и мудборды: получилось более 300 живописных картин. Искал натуру, понимая, что в подмосковной роще X век невозможно достоверно передать. В ходе тестов и проб я осознал, что если одеть людей в костюмы, поставить на фоне природы и красиво сфотографировать, то получится такой Билибин или Васнецов. Нам хотелось избежать ощущения школьной программы, поэтому мы отказались от правильной композиции и стандартного способа съемки.

На съемках фильма «Викинг»На съемках фильма «Викинг»

Мы хотели максимально подробно воссоздать мир во всех проявлениях. Массовку разбили на семьи, придумали для них свои истории и взаимоотношения, которые развивались между ними на втором плане. Причем мне удалось сделать кастинг на массовку в Крыму и Москве. Нужно было как-то разводить всех этих людей, не говоря про то, что их нужно одеть. Грим-костюм одного человека занимает около двух часов, соответственно, если у тебя 50 человек в кадре, это огромное количество человеко-часов. Нужно было с математической точностью организовать все так, чтобы на съемку оставалось не полчаса, а хотя бы восемь при 12-часовой смене. Поэтому у меня были не только раскадровки, но и аниматики. Еще я нашел программу, которая позволяет создать виртуальную площадку, разместить на ней людей, организовать примерную траекторию их движения, выставить камеры и далее оптимизировать вызывной лист и жизнь на площадке.

Отдельная история – изготовление постиж. Дело в том, что на большом экране наклеенный на сетку парик будет виден. Я нашел блестящего гримера из Питера, она училась в Италии и знает эту технологию.

Кадр из фильма «Викинг»Кадр из фильма «Викинг»

Колоссальное время ушло на изготовление оружия: наши мастера были из в Белоруссии. Мы разработали дизайн мечей для каждого героя, чтобы оружие отвечало его характеру. Помимо этого нужно было научить артистов ими владеть, хотя бы достать из ножен, чтобы это выглядело убедительно. Пробы показали, что человека, делающего это впервые в жизни, видно за версту. Актеров этому нужно было учить, выкраивать время для репетиций и вписывать в их забитые графики. Привычки учить текст у них нет, они живут в режиме «Что мы сегодня играем, на какой площадке я нахожусь?». Это нужно было искоренять, поэтому с главными героями я договаривался на эксклюзив.

Кадр из фильма «Викинг»Кадр из фильма «Викинг»

Более интенсивный подготовительный период шел последние полтора года, когда уже была прикреплена часть группы и мы стали шить костюмы в огромных количествах. Ткани в основном закупали в Индии и Китае, а фабрики находились в Китае иБелоруссии — разбрасывать производство оказалось гораздо дешевле и качественнее, чем заказывать все в Москве. Любопытно, что больше всего похожими на домотканые оказались ткани известных брендов типа Gucci или Armani, которые наш художник по костюмам Екатерина Шапкайц случайно обнаружила на распродаже в категории «хэндмэйд». Мы купили по бросовым ценам какое-то количество этих материалов для костюмов главных героев.

Съемочный период длился 95 дней с конца февраля до августа. Сейчас у нас финальная стадия постпродакшена. Недавно прошло озвучание артистов. От чистового звука я отказался, потому что большая часть съёмок проходила на природе и бороться с паразитными шумами бессмысленно, для этого нужно готовить все — от одежды до стаканчиков и тратить на это огромные деньги. А самое главное, когда артист сыграет как надо и кадр случится, обязательно подойдет звукорежиссёр и скажет, что у него плохой звук и нужно делать дубль.

Кадр из фильма «Викинг»Кадр из фильма «Викинг»

Сейчас заканчиваем работу над компьютерной графикой, она очень сложная. У нас в стране талантливые специалисты по компьютерной графике, но у них мало опыта. Поэтому приходится вместе с ними осваивать новые вещи, например, Crowds. Это умная компьютерная массовка, ее впервые начал применять Питер Джексон. Для создания компьютерных персонажей мы создаем подробную фотометрическую модель при помощи 120 фотоаппаратов, расположенных вокруг человека. Там видны все детали костюма, лица и т.д. Дальше записывается набор движений при помощи технологии Motion Capture. И в специальных программах типа MASSIVE из этих воинов создаётся цифровая массовка в любом количестве, которую можно обучать. Если персонаж встречает врага, он может совершать определенные действия: биться мечом, перескакивать, приседать, бежать, пугаться и т.д. Сейчас наши ребята научились делать её хорошо: я видел последние результаты, они мне понравились. У нас даже в трейлере это есть. Никто в жизни не догадается где бегут живые люди, а где — компьютерные человечки.

— Как создавались декорации?

— В Х веке большинство людей жило в невыразительных землянках, глазу зацепиться не за что. Но мы знаем, что дома уже были — до нас дошел лишь фундамент. Мы пофантазировали и нарисовали огромное количество эскизов со стандартными избушками, в которых бревна кладутся горизонтально. Однако же в скандинавских домах того времени бревна стояли вертикально, это показалось нам привлекательным. Мы даже съездили с продюсером в Норвегию, чтобы посмотреть эти деревни. Большой княжий дом похож на перевернутый корабль, который выбросили на берег, этот образ нам очень понравился и мы за него зацепились.

Кадр из фильма «Викинг»Кадр из фильма «Викинг»

Мы посчитали сколько нам будет стоить постройка декораций, прослезились — цифра была безумная. Стали оптимизировать и выбирать, что точно нужно, а без чего можно обойтись. Для этого специалисты по компьютерной графике взяли движок из какой-то стрелялки и на его основе построили декорации. Каждый раз, отбирая натуру, мы делали её геодезию, чтобы воссоздать съемочную площадку. Что в этих «играх» еще удобно — это возможность правильно задавать солнце и видеть, как в реальности падает свет или тень.

— Почему вы выбрали на главную роль Данилу Козловского?

— Пробы шли года два, мы невероятно долго искали каждого героя, потому что в историческом кино очень трудно играть. К тому же не все по психофизике могут махать мечом и двигаться, как воины. Я вначале хотел, чтобы князем Владимиром был совсем молодой человек, ибо есть косвенные данные, что ему тогда было 14 лет. Понятно, что брать такого молодого артиста — это безумие, он в жизни не сыграет, это другая психофизика. Продюсеры мне предлагали Сергея Безрукова, я отказался, потому что Сережа — взрослый человек, и то, что он совершит в кадре, мы никогда ему не простим. Я поехал в Ярославль, там каждый год проходит фестиваль с романтическим названием «БТР» (Будущее театральной России), где все творческие вузы страны показывают свои выпускные спектакли. Посмотрел практически всех будущих артистов и каждый вечер общался с ними в надежде кого-нибудь найти. Но меня постигло глухое разочарование — они слишком молодые, неопытные и психологически незрелые для той роли, которая нам нужна.

Кадр из фильма «Викинг»Кадр из фильма «Викинг»

Позже вышел фильм «Шпион», мне очень понравился там Данила и мы пригласили его на пробы. Причем это была одна из первых проб: я позвал Максима Суханова и Даню, и оба отлично подошли. Это был самый сложный эпизод с точки зрения актерских задач: он длится около 8 минут и должен быть снят практически одним кадром. Пробы были в гриме, костюме и с декорацией, так как я считаю, что нельзя пробоваться на роль в тренировочном костюме и джинсах.

— Как вы работали с оператором?

— На «Викинге» у нас c Игорем Гринякиным было четыре или пять камер: мы использовали анаморфотную оптику, при этом я категорически запрещал снимать со штатива. Есть режиссеры, которые разводят мизансцены, занимаются с артистами, а оператор сам решает, как лучше снять. Я работаю иначе — я точно знаю, какую изображение хочу, и сам выбираю оптику, из-за чего мы с Игорем иногда ругаемся, но он знает, что меня не переспорить. Если он почувствует в тебе неуверенность и слабость, то будет искренне помогать, не для самоутверждения, а потому что у него на все есть решение. Поэтому, если я вижу, что он сам начинает что-то делать, то жестко и категорически обламываю. Он это понимает, принимает и не обижается, потому что мы с ним друзья.

Кадр из фильма «Викинг»Кадр из фильма «Викинг»

— Какой был самый дорогостоящий кадр проекта?

— Наверное, самыми дорогостоящими были сцены боёв. Один бой был в Москве. В нём участвовало 400 человек массовки, каскадеры. Мы роняли башню при помощи специальной конструкции. Второй бой, с конной массовкой, был в Крыму. Мы нашли каскадеров в Казахстане и привезли их на машинах вместе с полсотней лошадей в Крым. С нами работал уникальный специалист Жайдарбек Кунгужинов («Марко Поло», «47 ронинов»). Он каскадер и постановщик трюков, у него  своя отличная команда Nomad Stunts. Мы даже сначала думали снять какие-то конные сцены в Алма-Ате, потому что Жайдарбек мог там собрать для нас 200–300 лошадей и всадников, но съемки там пришлось отменить.

Кадр из фильма «Викинг»Кадр из фильма «Викинг»

— Как вы будете прокатывать ваш фильм?

— Мы решили сделать две версии — «12+» (для дневных сеансов) и «18+» (для вечерних), будем прокатывать их одновременно. Версия «12+» немного короче, но если честно, это не совсем решает проблему. Мы вырезаем то, что запрещено для «12+» — несколько откровенных и достаточно жестких эпизодов, пытаемся решать их художественно. Версию «12+» мы еще не закончили, а вот «18+» уже смонтировали. Первая сборка произвела сильное впечатление на всех.

Я хорошо помню собственный шок: получилось довольно жестко. Мне было важно, чтобы бой, война и психологическое человеческое насилие не были поддельными. Я заставил каскадеров биться железными мечами.

В начале мне еще предложили дать им обрезанные мечи, которые можно потом дорисовать при помощи графики. Но это не натурально, выглядит, как шоу, и не страшно.

Кадр из фильма «Викинг»Кадр из фильма «Викинг»

Еще я добивался от каскадеров, чтобы они поставляли щит во время удара, а не до него. Мне хотелось достичь документальной правды и иногда это удавалось.

Встреча с режиссером прошла в рамках Всероссийской школы короткометражного кино на площадке Недели моды Mercedes-Benz Fashion Week Russia в ЦВЗ «Манеж» 14-15 октября.

 


Комментарии

Комментариев: 1

Официальный Трейлер 

https://youtu.be/HGAg5rJ8i4k

Смотрите также

Популярное
Практика

5 простых монтажных приемов, которые могут серьезно изменить видеоролик

Нет ли у вас ощущения, что ролику, который вы собираетесь выпустить, чего-то не хватает? Иногда небольших изменений бывает достаточно, чтобы ваша работа приняла законченный вид

  • 5 декабря
  • 6163
Обзоры

Как разрушить свою кинокарьеру: 10 вдохновляющих примеров

Кевин Спейси удачно доказал известный тезис, что репутацию строят годами, а разрушают за мгновение. Собрали примеры, как еще можно уничтожить свою кинокарьеру, помимо харассмента. Осторожно: некоторые истории могут шокировать

  • 7 декабря
  • 5094
Практика

Творческий подход к освещению, или как передать эмоции с помощью стеклянных банок

Канадский оператор Мэтт Бендо вспоминает съемки рекламного ролика, где он пропускал свет через стеклянные банки, чтобы добиться интересного эффекта в повествовании

  • 2 декабря
  • 4398
Практика

Как это снято: «Я — легенда»

К юбилею одного из самых успешных фильмов в жанре постапокалипсиса обращаемся к истории его создания: запуск длиной в десять лет, перекрытый на полгода Нью-Йорк, «светлый» хоррор, а также средний палец в адрес Уилла Смита

  • 6 декабря
  • 4281
Практика

5 базовых композиционных правил и как их нарушить

В кинематографе есть множество правил, касающихся построения кадра: кадрирование на уровне глаз и правило третей — лишь одни из них. Но их можно (и нужно) нарушать

  • 10 декабря
  • 4108
Обзоры

Базовые составляющие глубины изображения

Общая глубина изображения — это не только небольшая глубина резкости. Существует еще множество способов сделать изображение объемным. О них рассказывает режиссер, монтажер, оператор Таннер Шинник

  • 3 декабря
  • 3922
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее