Практика

Как это снято: «Вокруг света за 80 дней» (1956)

Ровно 60 лет исполняется поразительному по размаху зрелищу, способному удивить даже современного кинозрителя. Рассказываем о создании самой масштабной экранизации приключенческого романа Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней» в цифрах, фактах и деталях

  • 17 октября 2016
  • 1272
Маргарита Васильева

Драматургия: приключенческая комедия с гэгами и аттракционами


Идея экранизировать популярный роман Жюля Верна, опубликованный в 1873 году, витала в воздухе Голливуда с конца 1940-х. Создать киноверсию приключений эсквайра Филеаса Фогга и его верного слуги Жана Паспарту хотел и Орсон Уэллс, в 46-м осуществивший постановку «Вокруг света за 80 дней» на Бродвее, и Александр Корда, напрасно пытавшийся «что-то сделать из материала Верна много лет». В итоге за воплощение их коллективной мечты взялся известный театральный продюсер Майкл Тодд, укравший у первого идею (по крайней мере, так считал сам Уэллс) и не поддавшийся уговорам второго «не ввязываться в это дело». 

Афиша к фильму «Вокруг света за 80 дней» (1956)Афиша фильма «Вокруг света за 80 дней» (1956)

Предприимчивый бродвейский импресарио начал свою экспансию в кинобизнес в 50-х и развернул бурную деятельность в области широкоформатного кино. Он стал сооснователем компании Cinerama и разработал собственную систему Todd-AO, возможности которой продемонстрировал в музыкальном фильме «Оклахома!» (1955). Уже после продюсер решил применить технологию для более масштабного зрелища, способного потрясти зрителя широтой и размахом. Роман, действие которого развивается в нескольких частях света, оказался идеальным материалом для осуществления амбициозной задачи.

Майкл Андерсен, Майкл Тодд и Фрэнк СинатраМайкл Андерсен, Майкл Тодд и Фрэнк Синатра

Заручившись финансовой поддержкой United Artists, в качестве сценаристов Тодд позвал Джона Фэрроу, отказавшегося от режиссерского кресла в пользу Майкла Андерсена, а также Сидни Перельмана и Джеймса По. Авторы в полной мере отразили развлекательный потенциал романа в сценарии. Драматургия фильма построена на чередовании видовых картин, возникающих на пути героев, и многочисленных аттракционов. В истории присутствовали штормы на воде, полеты на воздушном шаре и погони на суше, а также комичные ситуации, гэги и танцевально-музыкальные номера, среди которых - фламенко и коррида в Испании и песни в кабаре на Диком Западе. Авантюрную ноту придавала заявленная в первоисточнике детективная интрига: по сюжету Филеаса Фогга преследует сыщик Альберт Фикс, а зрительское напряжение поддерживает постоянная угроза срыва рискованного плана путешественников — обогнуть земной шар за 80 дней. Кроме того, сценаристы добавили международным эпизодам ироничное звучание, гиперболизировав архетипические представления о жителях разных регионов планеты. В частности, под удар попали британская чопорность, испанская сладострастность, индийская религиозность и американская неотесанность.
 

Кастинг: камео, замены и гигантская массовка


Комическому эффекту способствовали и многочисленные микроскопические роли знаменитостей, нарочито не соответствующие их звездному масштабу. К примеру, в образе проводника поезда засветился великий Бастер Китон, кучера сыграл Фернандель, декаденствующую владелицу салуна – Марлен Дитрих, а пианиста в том же заведении – Фрэнк Синатра. Всего в картине порядка сорока камео — именно этот фильм впоследствии и популяризовал подобную практику.




Достаточно экстравагантным может показаться и выбор актеров на некоторые более крупные роли. Например, индийскую принцессу Ауду сыграла юная Ширли МакКлейн, а Паспарту – в первоисточнике француза – исполнил «мексиканский Чарли Чаплин» Кантинфлас. В 50-е он был настоящей суперзвездой, и его присутствие могло обеспечить фильму отличную кассу в испаноговорящем мире. Поэтому линия Паспарту была значительно расширена по сравнению с романом – в том числе сценаристы добавили развернутый эпизод корриды, а также отправили персонажа на сцену японского театра.

Кантинфлас, исполнитель роли ПаспартуКантинфлас, исполнитель роли Паспарту в фильме «Вокруг света за 80 дней» (1956)

Хотя актерский состав и так был невероятно звездным, он мог бы стать еще более блестящим. К примеру на роль Филеаса Фогга Тодд мечтал заполучить Кэри Гранта, но спустя полгода бесполезных уговоров продюсер сдался и позвал британца Дэвида Нивена. Он идеально вписался в образ английского педанта, а единственной трудностью в работе с ним оказалась боязнь высоты, из-за которой в сценах на воздушном шаре Нивена подменял дублер Том Берджесс. Тем не менее, британский актер называл Фогга самым любимым персонажем в своей карьере.

Дэвид Нивен, исполнитель роли Филеаса Фогга Дэвид Нивен, исполнитель роли Филеаса Фогга в фильме «Вокруг света за 80 дней» (1956)

Куда менее серьезно к своему герою отнесся Грегори Пэк, приглашенный на роль офицера американской кавалерии. Почувствовав, что звезда «Римских каникул» не хочет глубоко погружаться в  образ, Майкл Тодд уволил Пэка, а солдата в итоге сыграл Тим Маккой, который до начала своей актерской карьеры был самым настоящим военным. Не проникся предложенной ролью и Лоуренс Оливье. В результате камео экс-слуги Фогга досталось другому сэру – Джону Гилгуду.
Тим Маккой

Тим Маккой

Джон Гилгуд

Джон Гилгуд

Помимо обилия знаменитостей, кастинг «Вокруг света…» славится рекордным количеством актеров-животных. В фильме снялись порядка восьми тысяч представителей фауны, среди которых 3 800 овец, 2 448 американских буйволов, 950 ослов, 800 лошадей, 512 макак-резусов, 17 боевых быков, 15 слонов, 6 скунсов, 4 страуса и одна священная корова, питавшаяся исключительно цветами. Для управления разномастным зоопарком понадобилось 90 дрессировщиков, а в массовке участвовало 68 894 статиста. Среди них были как «голливудские профессионалы», так и местное население. Например, в сцене «На Западе» снялись 650 человек, по большей части – настоящие индейцы, а зрителей корриды изобразили все 6 500 жителей испанского городка Чинчон и 3 500 обитателей близлежащих населенных пунктов. При такой арифметике число костюмов, использовавшихся в фильме, — 74685 — уже не кажется таким обескураживающим.

Кадр из фильма «Вокруг света за 80 дней» (1956)Кадр из фильма «Вокруг света за 80 дней» (1956)
 

Локации: Англия, Гонконг, Япония и Голливуд

Кадр из фильма «Вокруг света за 80 дней» (1956)

Кадр из фильма «Вокруг света за 80 дней» (1956)

Кадр из фильма «Вокруг света за 80 дней» (1956)

Кадр из фильма «Вокруг света за 80 дней» (1956)

География ленты не менее впечатляющая. Съемки проходили в период с 9 августа по 20 декабря 1955 года в 13 странах, в том числе в Великобритании, Гонконге и Японии. В общей сложности команда фильма пролетела 4 миллиона миль. Студийные съемки развернулись в трех вышеупомянутых странах, а также на площадках таких голливудских гигантов, как Universal, Columbia, Warner Bros., 20th Century Fox, RKO-Pathe и RKO. Всего было построено 140 павильонных декораций, а порой необходимый реквизит доставался киношникам даром. Например, широко известна история, как таиландский король одолжил Майклу Тодду собственную баржу.
 

Визуальное решение: широкий формат, Мельес в прологе и титры Сола Басса


Продюсер, в свою очередь, использовал для съемок все технические возможности собственной системы Todd-AO. Инженеры компании American Optical создали ее в 1955-м году с учетом требования сделать подобие «Синерамы» из одного проекционного окна. Другими словами, суть усовершенствования заключалась в замене трех 35-миллиметровых кинопленок на одну широкую. 

Широкоформатную версию «Вокруг света за 80 дней» снимали на 70-миллиметровую пленку с частотой 30 кадров в секунду. Для этого были задействованы девять специальных кинокамер Todd-AO — то есть все модели, имевшиеся на тот момент. Руководил процессом оператор Лайонел Линдон, заслуженно получивший «Оскар» за труд доселе невиданных масштабов: параллельно ему приходилось отвечать за создание 35-миллиметрового варианта с частотой 24 кадра в секунду для обычного показа. В результате съемка шла одновременно двумя камерами, при этом зачастую требовались и дополнительные дубли, снятые с другой скоростью. 



Естественно, все эти усилия не должны были пройти мимо зрительского взора, поэтому Андерсен и Линдон решили снабдить широкоформатную версию прологом в обычном формате. Контраст между «кино старого образца» и новейшим высокотехнологичным аттракционом подчеркивался и на уровне содержания смонтированных кадров (работа режиссеров монтажа, к слову, также была удостоена бронзовой награды). Архаичный шедевр Жоржа Мельеса «Путешествие на Луну» (1902) сменялся широкоэкранным показом запуска космической ракеты. Мизанабим сопровождался текстом рассказчика (камео знаменитого телерадиожурналиста Эдварда Р. Марроу) о роли творчества Жюля Верна в прогрессе человеческой цивилизации, что рифмовалось с желанием создателей фильма показать важность их вклада в развитие экранной культуры. Ну а весь этот изобретательный пролог любопытно гармонировал с анимационными финальными титрами, созданными гением графического дизайна Солом Бассом, который в дальнейшем прославился работами для Хичкока («Головокружение», «Психо» и др.), Кубрика («Сияние») и Скорсезе («Славные парни», «Казино» и пр.). Оформление «Вокруг света за 80 дней» сочетало в себе демонстрацию возможностей тогдашней мультипликации и тонкий юмор Басса, отлично дополнивший кинокомедию.
 

Саундтрек: Виктор Янг, оркестр и плагиат


Музыкальное сопровождение картины также не обошлось без иронии. Отвечал за него знаменитый композитор Виктор Янг, успевший поработать и в джазе, и на Бродвее, и в кино. В «Вокруг света…» он остроумно сочетал собственные композиции с фрагментами бессмертной классики, вроде увертюры Россини к опере «Вильгельм Телль», которая играла во время операции по спасению Паспарту от индейцев. 



Впрочем, заглавную тему Янга к фильму также ждал статус классической. Оркестровая версия была дополнена текстом поэта-песенника Харольда Адамсона, и в таком виде ее впервые исполнил Бинг Кросби. Его версия песни из фильма стала главным хитом 1957 года, а в дальнейшем вошла в репертуар большинства ведущих джазовых вокалистов: от Нэта Кинг Коула до Фрэнка Синатры. Такая популярность творения Виктора Янга много кому не давала покоя — по крайней мере два обращения в суд с обвинениями в плагиате остались задокументированы. Компенсацией морального ущерба, нанесенного Янгу завистниками, могла бы стать премия «Оскар» за лучший саундтрек к фильму «Вокруг света за 80 дней», но, к сожалению, получить ее лично автор не смог, поскольку скончался незадолго до церемонии. Чтобы не заканчивать чтение нашего обзора на грустной ноте, предлагаем вам послушать песню Around The World в исполнении Бинга Кросби.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также