Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Франсуа Озона

Топ-11 фильмов на тему гендерной идентичности по мнению одного из ключевых режиссеров современного французского кино: китч, эксцентрика и самые тонкие исследования женской души

  • 16 октября 2016
  • 6159
Павел Орлов

01. «В джазе только девушки» (Билли Уайлдер, 1959)



На протяжении всей жизни меня вдохновляли фильмы на тему смены гендерных ролей. Но не те, в которых герои надевают одежду противоположного пола по своему желанию, а те, где они вынуждены так поступать, спасаясь от чего-либо. Как, например, героям картины Билли Уайлдера «В джазе только девушки» приходится выдавать себя за женщин, чтобы укрыться от мафии. Мотив переодевания здесь связан не только с темой половой идентификации, но и социальной роли. И в целом «В джазе только девушки» — прекрасная комедия. Последняя реплика и вовсе — лучшая в истории кино: «У каждого свои недостатки».
 

02. «Виктор/Виктория» (Блейк Эдвардс, 1982)


02. «Виктор/Виктория» (Блейк Эдвардс, 1982)


Схожим образом тема переодевания используется и в мюзикле «Виктор/Виктория». Безработные актеры вынуждены притворяться, что они другого пола, чтобы найти работу. Благодаря такому подходу зрителю становится проще идентифицировать себя с персонажем.  
 

03. «Замужество Марии Браун» (Райнер Вернер Фассбиндер, 1979)


03. «Замужество Марии Браун» (Райнер Вернер Фассбиндер, 1979)


Райнер Вернер Фассбиндер был очень влиятельным режиссером, когда я только учился. У него разнообразная фильмография. Особенно примечательно то, как он умел в своих работах говорить об истории Германии. Он далеко не всегда стремился создать шедевр, но каждый раз у него выходило высказывание. Еще интересно, что он всегда работал с одними и теми же актерами. Его фильмы — настоящие источники вдохновения.
 

04. «В год тринадцати лун» (Райнер Вернер Фассбиндер, 1978)


04. «В год тринадцати лун» (Райнер Вернер Фассбиндер, 1978)


Фильм Райнера Вернера Фассбиндера о транссексуальной женщине. Очень мрачное и реалистичное кино. С жестоким сюжетом — о мужчине, который решает стать женщиной ради любви к другому мужчине. Однако когда этот мужчина видит героя в качестве женщины, он отвергает его. Как понимаете, очень мрачная мелодрама и один из сильнейших фильмов Фассбиндера. Мрачность здесь идет от страданий героя, отвергаемого всеми, кто его окружает. Это ведь реалистично — людей в похожих ситуациях, как правило, отталкивают их близкие. В общем, это кино без всякой надежды. Не смотрите его, если у вас подавленное настроение.
 

05. «Все, что дозволено небесам» (Дуглас Серк, 1955)


05. «Все, что дозволено небесам» (Дуглас Серк, 1955)

К Дугласу Серку я пришел через Фассбиндера. И Фассбиндер, и Годар с вдохновением писали о нем в то время, когда большинством он считался старомодным. Все почему-то рассматривали Серка как режиссера глупых американских мелодрам. Однако Фассбиндер и Годар видели в нем нечто большее, чем просто guilty pleasure.
 

06. «Живая плоть» (Педро Альмодовар, 1997)


06. «Живая плоть» (Педро Альмодовар, 1997)

В современном испанском кино сильна традиция Педро Альмодовара, которого я очень люблю. Он один из моих самых любимых режиссеров. Мне нравятся его эксперименты, я разделяю его увлечение мелодрамой о женщинах в духе американского кино 40-50-х годов, вроде того же Серка.
 

07. «Бритва» (Брайан Де Пальма, 1980)


07. «Бритва» (Брайан Де Пальма, 1980)

Фильм Брайана Де Пальмы, в котором режиссер тоже играет с темой гендерной идентификации. Картина несколько китчевая, но именно это и приносит удовольствие при просмотре. Это эротический триллер, в центре сюжета которого убийство. Переодеваться же приходится герою Майкла Кейна.
 

08. «Тутси» (Сидни Поллак, 1982)


08. «Тутси» (Сидни Поллак, 1982)

«Тутси» — кино, при просмотре которого ты физически ощущаешь удовольствие от трансвестизма. Не важно при этом, гетеросексуальны вы или гомосексуальны. Именно того же эффекта я пытался добиться в своей «Новой подружке».
 

09. «Кроссдрессер» (Шанталь Пупо, 2009)


09. «Кроссдрессер» (Шанталь Пупо, 2009)

Документальный фильм режиссера Шанталь Пупо о трансгендерах. Он интересен как исследование повседневной жизни этих людей и обыденных ритуалов их трансформации: как они накладывают волосы, косметику и тому подобное. Многие идеи для «Новой подружки» я почерпнул как раз из разговоров с Шанталь. Она знала человека, который стал увлекаться трансвестизмом после смерти жены. Мне показалось, что это может стать прекрасной и трагической историей для начала фильма.
 

10. «Далласский клуб покупателей» (Жан-Марк Валле, 2013)


10. «Далласский клуб покупателей» (Жан-Марк Валле, 2013)

Один из лучших современных фильмов, в котором также затрагивается тема трансвестизма.
 

11. «Церемония» (Клод Шаброль, 1995)


11. «Церемония» (Клод Шаброль, 1995)

Клод Шаброль был для меня всегда важен, потому что он умел создавать сильные и сложные портреты женщин. Как человек он был очень умен и умел радоваться жизни. У него не было какой-либо большой теории относительно своего творчества в кино, он просто наслаждался процессом создания фильма. Я стараюсь поступать так же.  

Источники: Cineuropa, i-D, The Irish Times, The Talks, The Times

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Должен ли костюм в историческом кино быть аутентичным

Художник по костюмам Ирина Жигмунд — о том, должен ли костюм в историческом фильме соответствовать музейным образцам или художник может проявить художественную фантазию

  • 11 января
  • 5805
Обзоры

14 основных видов драматургической композиции

Важнейшая вещь, необходимая как для создания фильма, так и для его понимания — композиция драматургии. Разберем, какие основные ее формы сегодня чаще всего встречаются в кино

  • 14 января
  • 5283
Практика

Определят ли квантовые сенсоры будущее видеосъемки

Работа над созданием квантовых сенсоров для видеокамер в самом разгаре. Что же несет новая технология?

  • 13 января
  • 2476
Обзоры

В одну реку дважды: 10 голливудских ремейков хитов мирового кино

К выходу голливудской версии знаменитой французской комедии «1+1» вспоминаем другие случаи, когда американские студии адаптировали мировые хиты: как при этом меняются оригинальные истории и какие ремейки принесли успех, а каких лучше бы не было

  • 12 января
  • 2421
Практика

Как сделать движение камеры оправданным

Динамичная камера помогает рассказать историю визуально и сделать фильм динамичнее. Но почему иногда активные передвижения могут показаться излишними?

 

  • 10 января
  • 2348
Практика

Еда в кино: как подать блюдо в кадре

Насколько свет меняет внешний вид продуктов? Почему иногда полезно нарушить идеальную композицию блюда? Разбираемся, какие приемы важны для съемки еды, и почему она выглядит аппетитно у Лассе Халльстрема и Софии Копполы и неприятно у Питера Гринуэя и Йоргоса Лантимоса

  • 9 января
  • 1925
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее