Репортаж

Дневники 38-го Московского кинофестиваля (Часть 4)

Финишная прямая: битва за Наталью Орейро, любовь назло врагам, неоднозначный Вуди Аллен и автобиографичный Алехандро Ходоровский, немного путаницы, множество вопросов и, конечно — награды.

  • 1 июля 2016
  • 2185
Родион Чемонин , Евгений Белов , Павел Орлов

Каждый день авторы tvkinoradio.ru работали на главном российском международном кинофестивале, чтобы рассказать вам обо всем самом интересном и необычном. И вот, наконец, финал — как прошли два последних дня работы ММКФ.

Все дневники 38-го ММКФ вы можете найти по данной ссылке.

29 июня


Родион ЧемонинРодион Чемонин, 02:00
Ночью позвонил редактор, рассказал, что есть вариант взять интервью у Наталии Орейро. Ну, поржали, пожелали друг другу спокойной ночи и разошлись. А поутру они проснулись. Вот вы думаете, кто главная звезда нынешнего фестиваля? Человек, снявший Хелен Миррен? Нет. Член жюри, работавший с Виктором Цоем? Промах. Одна из самых влиятельных художников мира? Опять мимо.

Наталья ОрейроАктриса и певица Наталья Орейро / Фото: Виктор Вытольский
 
Родион ЧемонинРодион Чемонин, 11:15
«Человеком года» на фестивале стала девушка, сыгравшая в одном из аргентинских сериалов 15 лет назад. И это надо было видеть и слышать: всю неделю в Театре киноактера было тихо, мирно, спокойно, но стоило Наталье Орейро войти в зал, спокойствию пришел конец. Вокруг шум, охранники впервые вспомнили о своем профессиональном долге и, наконец, начали делать что-то похожее на работу, а именно: препятствовать штурму Театра киноактера фанатами Натальи. Штурм был, причем весьма неслабый. Человеку, далекому от аргентинских сериалов, это казалось какой-то сюрреалистичной альтернативой Третьей мировой. Вспоминался эпизод про Израиль из «WWZ».

Но Орейро приехала по делу: она представила документальный фильм «Наша Наташа» Мартина Састре, участвующий в программе «Русский след». Кино получилось не очень, материал изначально не предполагал никакой драматургии. Грубо говоря, получился фильм про то, как уругвайская звезда полтора года назад проехалась со своим музыкальным туром по всей России и стала почти народным артистом бывшего СССР. Документальное кино про поп-музыку с единственным драматическим персонажем — белым плюшевым медведем, который следует за «Наташей» из поезда в поезд, из гостиницы в гостиницу.


Трейлер фильма «Наша Наташа»

Если серьезно говорить о кино, то ничего не получается — все равно итоговый смысл приводит к банальным картинкам: «Уругвайская подданная в Сибири», «Наташа и снежинки», «Поп-звезда в условиях 30 концертов за месяц», «Как стать звездой в России» и так далее. Был похожий фильм про Кэти Перри, но там создателям фильма крупно повезло с тем, что была перипетия с Расселом Брэндом. И тогда кино получилось: детство, отрочество, юность, драма, воскресение. У «Нашей Наташи» такого не случилось, и я не знаю, хорошо это или плохо. И вообще, какой бес меня заставил об этом так долго и длинно писать?

Кстати. Вы знали, что Наталья Орейро не только поет, но и до сих пор снимается в кино? Согласно базе данных на IMDb, у нее за плечами 39 проектов, включая работу с приятным названием «Entre caníbales».
 
Родион ЧемонинРодион Чемонин, 20:00
Мне совершенно непонятно, почему фильмы «MH-17. Нация скорбит» и майклмуровский проект «Куда бы еще вторгнуться» остались без особого внимания на ММКФ. Есть, конечно, вероятность, связанная с тем, чтобы мол, это не мы сбили самолет и нас программы NATO не интересуют. Но, ребята, даже если вдруг вы обнаружили в европейском и американском кинематографе какого внешнего недоброжелателя, то, согласно первобытной логике, надо знать своего врага. Как бы то ни было, по критерию качества «МН-17» очень слаб, а Майкл Мур превращается в карикатурного персонажа.


Трейлер фильма «Куда бы еще вторгнуться»
 
Евгений БеловЕвгений Белов, 21:00 Изначально на фильм «Монах и бес» я категорически не хотел идти — посмотрел трейлер и ужаснулся. Однако ожидания знакомых кинокритиков по поводу этой ленты заставили изменить отношение (все-таки сценарий Юрия Арабова и режиссура Николая Досталя давали надежду на хорошее кино). Отстояв 20 минут на улице в большой очереди из прессы и гостей, я, наконец, попал в зал. Первая половина фильма была весьма неплоха — и зрители смеялись, и действие разворачивалось крайне интересно. Визуальные эффекты тоже смотрелись довольно сносно.

Но как только во второй части визуализировался «бес», все пошло наперекосяк. Не буду спойлерить, скажу лишь, что поведение главных героев перестало поддаваться здравому смыслу и возникло множество вопросов к сценаристу. Как ни странно, в итоге зрители довольно тепло приняли эту картину, которая наверняка должна понравиться и адептам православия, и их противникам. У меня же «Монах и бес» не вызывала ничего, кроме неудовлетворения от просмотра.

Режиссер фильма «Монах и бес» Николай ДостальРежиссер фильма «Монах и бес» Николай Досталь  / Фото: Виктор Вытольский
 
Евгений БеловЕвгений Белов, 01:00
Долго выбирая между «Неизвестной» Дарденнов и «Сьераневадой» Кристи Пую, решил все же пойти на последний и не прогадал. Трехчасовая лента о румынской семье, встретившейся с друзьями на поминках, оказалась чуть ли не лучшим фильмом, который я видел на ММКФ. Кристи Пую, положивший начало румынской «новой волне» своим легендарным фильмом «Смерть господина Лазареску», не изменяет традициям и вновь помещает зрителя в эпицентр семейной драмы.

Долгие кадры сняты на отстраненную камеру, которая настырно исследует героев методами документального кино. Порою режиссер так правдоподобно вовлекает зрителя в действие, что это начинает надоедать и хочется поскорее уйти из зала, как это сделали некоторые зрители, спешащие на метро. Однако фильм стоит досмотреть хотя бы ради оптимистичной концовки, которая все расставляет по местам. Вообще это кино про нас, про вечно ругающихся депрессивных славян, способных найти иронию в любой ситуации и любить друг друга назло врагам.


Фрагмент фильма «Сьераневада»

30 июня


Родион ЧемонинРодион Чемонин, 10:15
То ли это я подустал. То ли это Вуди Аллен, «выпекающий» фильмы быстрее, чем наш «взбесивший принтер». Короче, его новое кино «Светская жизнь» похоже на формальность. То есть, просыпается Вуди Аллен как-то раз и думает: «А не снять бы еще одно кино?» Артисты, конечно, стоят к нему в очередь. Быстро снял, быстро смонтировал, быстро выпустил. Его «Светская жизнь», которая станет сегодняшним фильмом закрытия 38-го ММКФ, ничего не прибавит ни самому фестивалю, ни фильмографии режиссера. Хочется пошутить насчет прически Кристин Стюарт, но, учитывая огромную фан-базу актрисы во всем мире, не буду.

И вот еще вопрос. Это нормально, что фестиваль класса «А» (каким себя и позиционирует ММКФ) закрывается не премьерным фильмом?
 
Родион ЧемонинРодион Чемонин, 12:00
Вручаются первые призы фестиваля. Критики, федерации киноклубов и так далее. Кое-кто в зале, услышав неизвестные названия, вроде «Великие свершения» или «Дневник машиниста», яростно перебирает каталоги в надежде на то, что еще можно успеть посмотреть лауреатов.

Вся утренняя церемония похожа на передачу «Что? Где? Когда?» Непонятно, что происходит, где призы и когда это закончится. Модератор Петр Шепотинник путается в фамилиях и забывает про Андрея Плахова (то есть приз от ИД «Коммерсант»). Переводчик так волнуется, что переводит с английского на английский. Список наград тут.

На 38-ом ММКФ / Фото: Виктор Вытольский
 
Родион ЧемонинРодион Чемонин, 14:00
Главная интрига нынешнего фестиваля заключается в том, что нет ни одного фаворита. Или конкурсного фильма, который (объективно или субъективно — уже не так важно) стал бы каким-никаким, но символом. Скажу резче, если перед открытием фестиваля отборщики ставили в плюс то, что в этом году нет одной идейной составляющей (типа, так разнообразней), то к концу ММКФ подведение итогов вообще кажется ненужной забавой «для своих».

  
Родион ЧемонинРодион Чемонин, 17:00
Закрытие фестиваля. Заболевший президент ММКФ появился на дорожке плохо выглядящим. В толпе журналистов тихо переговариваются, точно ли у Никиты Сергеевича воспаление легких? В общем, все настроены обеспокоено.

Теперь главный сюрприз. Мы, журналисты, привыкли к тому, что нас руководство ММКФ не чтит. Закрывает аккредитации без комментариев, «заворачивает» те или иные интервью и так далее. Я, честно говоря, отношусь к таким мерам спокойно. Подумаешь, главный кинофестиваль страны отказывается информировать СМИ о победителях. В прошлом году просто закрыли дверь в зал прямо перед носом. Но я-то гордо думал, что это так относятся к некоторым представителям прессы, ан нет. Как оказалось, это такое пренебрежение ко всем представителям масс-медиа.

Никита МихалковПрезидент ММКФ Никита Михалков / Фото: Виктор Вытольский
 
Евгений БеловЕвгений Белов, 18:00
Обожаю последний день фестиваля: большинство журналистов убегает на закрытие, в «Октябре» уже нет показов — можно прийти в полупустой Театр Киноактера, чтобы спокойно посмотреть последние фильмы. Картина «SEXXX» меня привлекла отнюдь не громким названием фильма и программы «Секс, еда, культура, смерть», в рамках которой она была показана. Мне захотелось посмотреть на то, что же предложит режиссер Давиде Феррарио после своей документальной картины «Суп дьявола», собранной полностью из редких архивных кадров фабричной кинохроники и показанной в прошлом году на фестивале итальянского кино.

На «SEXX» режиссера вдохновили балетные постановки Маттео Леваджи. Совмещая камерную хореографию с небольшими вставочками интимного характера, Феррарио попытался раскрыть природу секса и человеческих взаимоотношений. Признаться, высказывание получилось весьма занудным и несексуальным. Может быть, все потому, что меня не «вставляет» балет (судя по спящим соседям-старичкам, не меня одного). В конце режиссер выдает фразу «Кожа — священна! Язык, член, рука, задница — священны!» и иллюстрирует ее обнаженной пожилой парой, расположившейся на диване в галерее искусств, что наводит еще большую тоску. Неужели в 60 лет мы все будем также думать о сексе?

Режиссер Давиде ФеррариоРежиссер Давиде Феррарио
 
Родион ЧемонинРодион Чемонин, 20:00
Ой, курьез. Внезапно результаты работы жюри основных конкурсов опубликованы раньше, чем их объявили со сцены «Пушкинского». Это было сделано специально или случайно?
 
Евгений БеловЕвгений Белов, 20:30
Фильмом закрытия для меня стал не «Светская жизнь» Вуди Аллена, а «Бесконечная поэзия» Алехандро Ходоровского. По сути, «Бесконечная поэзия» — это продолжение автобиографичной картины «Танец реальности», с которой Ходоровский начал свой эпос в духе «Детство. Отрочество. Юность». Безумно приятно осознавать, что в 87 лет режиссер еще способен творить и удивлять новыми кинематографическими высказываниями. «Бесконечная поэзия» — очень интимный и лирический фильм, в котором режиссер не только сам появляется в кадре, но и привлекает собственных детей сыграть себя в молодости.

Так, один из младших сыновей Адам Ходоровский сыграл молодого Алехандро, а старший — Бронтис Ходоровский, отца режиссера. В итоге получился очень любопытный кинематографический эксперимент, в результате которого зритель глубоко погружается во внутренний мир пожилого мастера. Правда иногда это попахивает излишним самолюбованием, но чилийскому режиссеру мы готовы простить все, ради того, чтобы он и дальше вовлекал нас в свои сюрреалистические рефлексии. И, пожалуй, это самый лучший финальный аккорд под закрытие Московского международного кинофестиваля.

Кадр из фильма «Бесконечная поэзия»
 
Павел ОрловПавел Орлов, 23:00
Фильмом закрытия ММКФ выступает фильм открытия Канн — «Светская жизнь» Вуди Аллена. Это в каком-то смысле символично, с учетом того, что добрая половина самых интересных картин нашего фестиваля позаимствованы из программы французского смотра. Про каждый новый фильм Вуди Аллена хочется сказать, что он прекрасен. Ну а как еще? В свои восемьдесят режиссер продолжает выпускать по фильму в год, оставаясь верным однажды избранному минималистичному, но изысканному стилю: джаз, скромные ч-б титры в одном и том же шрифте, проницательный закадр, дух ретро, звездный актерский состав, очередной любовный многоугольник, шутки про евреев и маленькие-большие жизненные истины.
 
Что касается последних, то в этот раз автор с грустной иронией размышляет о потерянном времени и ответственности за однажды сделанный выбор — бывшие влюбленные встречаются спустя годы, мучаясь вопросом: а с теми ли людьми они связали свои жизни? Но если некоторую монотонность ритма и пару лишних сценок-скетчей (впрочем, для Аллена привычных), еще можно принять, то один элемент фильма все-таки раздражает решительно — визуальное решение. Рискую навлечь на себя проклятия, но все-таки выскажусь. На «Светской жизни» Аллен впервые работал с великим оператором Витторио Стораро, и, понятно, это обстоятельство заставляло ожидать от изображения чего-то особого. Особое действительно вышло, но оно начинает утомлять минут через двадцать просмотра. Авторы явно перестарались с teal & orange, режимом и глянцем. Все это хорошо в меру, но не на дистанции в полтора часа.


Трейлер фильма «Светская жизнь»
 
Родион ЧемонинРодион Чемонин, 23:59
Весь ММКФ очень здорово рифмуется с футболом. Кстати, в прежние годы президент фестиваля любил обосновывать пустые залы конкурсной программы тем, что, мол, внезапно, случился ЧЕ или Чемпионат мира. В прошлом году — санкциями.

Но, дорогой дневник, я не прошу руководителей ММКФ показывать фильмы-сенсации. Я вообще уже забыл, что такое «крутой фильм на Московском кинофестивале». Я свыкся, все свыклись, отборщики свыклись с тем, что к нам попадает далеко не самое передовое кино. Мы ищем алмазы среди всей этой восточно-европейской и ближневосточной кинематографии. Все равно, спасибо даже за это.

Я увидел за эту неделю примерно полусотню полнометражных фильмов. Плохих или хороших — не важно. Надо понимать, что 99% из показанных картин мы не посмотрим уже никогда по разным причинам. Мы брали интервью у самых разных кинематографистов. Талантливых или не очень — тоже неважно. В итоге, мы увидели, что происходит в киномире, выяснили, что сейчас является важным, каков киноязык в 2016 году. Как можно снимать и как нельзя. Это дорогого стоит. Спасибо, любимый дневник, спасибо, коллеги, спасибо вам, зрители и читатели. До встречи через год — если, конечно, получится.


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также