Обзоры

15 фильмов из «Темных ночей». В фокусе – Грузия, Россия, «Оскар» и дебюты

Сегодня открывается 19-й таллинский кинофестиваль «Темные ночи». Из насыщенной и эклектичной программы самого молодого смотра класса «А» мы взяли 15 фильмов, среди которых возможные претенденты на «Оскар», лучшее российское кино этого года и один грузинский раритет

  • 13 ноября 2015
  • 1745
Маргарита Васильева

Фильм открытия


«Моя бабушка» (Котэ Микаберидзе, СССР, 1929)



В центре внимания таллинской публики в этом году – грузинский кинематограф. На что и указывает обширная программа Focus on Georgian Cinema, в которую вошли фильмы таких мэтров, как Тенгиз Абуладзе, Отар Иоселиани и Георгий Шенгелая, картины современных авторов и черно-белая сатирическая комедия Котэ Микаберидзе «Моя бабушка». Немая лента, высмеивающая нравы бюрократов, после премьеры в 1929 году была признана антисоветской. В отреставрированном виде она вернулась на экраны почти полвека спустя. Теперь вот открывает «Темные ночи».
 


Основной конкурс


«В лучах Солнца» (Виталий Манский, Россия, Германия, Северная Корея, Чехия, Латвия)



Восемнадцатая по счету картина именитого российского документалиста Виталия Манского уже признана большим событием в неигровом кино. Для съемок режиссер, в прошлом году переехавший из России в Латвию, отправился в Пхеньян. Под жестким контролем северокорейских властей он будто бы снимал ленту, прославляющую жизнь «в лучшей стране мира», а на самом деле – собирал материал для разоблачающего тоталитаризм «фильма о фильме». Получилась провокационная контрпропаганда, трактовки которой на фоне политического активизма и эмиграции самого Манского несложно предсказать уже сейчас.
 


«Инсайт» (Александр Котт, Россия)



Еще одна российская картина участвует в основном конкурсе «Темных ночей». Премьера «Инсайта» состоялась на «Кинотавре» в Сочи, где фильм призов не получил. Посмотрим, как негромкую драму о потере Павлом Зуевым (Александр Яценко) зрения и обретении любви и Надежды (Агриппина Стеклова) оценят в Таллине.
 


«Лето замерзших фонтанов» (Вано Бурдули, Грузия, Россия)



В совместной грузинско-российской картине режиссер Вано Бурдули исследует на примере нескольких городских историй тему человеческой некоммуникабельности, не теряющую актуальности со времен Антониони. Наблюдая за жизненными перипетиями главных героев, зритель отправляется в путешествие по живописному Тбилиси, чья экранная убедительность многократно доказана кинематографом.
 


«Бродяга» (Йермек Турсунов, Казахстан)



Мировая премьера драмы виднейшего современного казахского режиссера Йермека Турсунова состоялась на МКФ в Торонто. В Таллине «Бродяга» поборется за признание европейских кинематографистов, а позже, как уже известно, представит Казахстан в иностранной оскаровской номинации. Сюжет основан на реальных событиях, в центре которых свободолюбивый герой-одиночка, не пожелавший сражаться на фронтах Великой отечественной, а потому признанный предателем.
 


«Престол» (Ли Чон Ик, Южная Корея)



Еще один возможный претендент на «Оскар-2016» в категории «лучший иностранный фильм» – историческая драма, созданная признанным южнокорейским мастером эпоса и крупной формы Ли Чон Иком («Король и Шут», 2005). «Престол» переносит зрителя в 1762 год и рассказывает о принце Садо, который пал жертвой дворцовых интриг и был приговорен к казни собственным отцом.
 


«Райская сюита» (Йоост ван Гинкель, Голландия, Швеция, Болгария)



Сюжет картины, тоже выдвинутой на «Оскар», но уже от Нидерландов, строится по популярной схеме – судьбы героев из разных стран пересекаются в условном городе мечты (в данном случае – Амстердаме). В краю далеком каждый из четырех персонажей ищет чего-то своего – славы, убежища или возмездия, а находят в итоге друг друга.
 


«Заря» (Лайла Пакалниня, Латвия, Эстония)



Постоянная участница престижных европейских кинофорумов Лайла Пакалниня на этот раз поставила черно-белый ретро-фильм, возвращающий зрителя во времена социалистической утопии и развенчивающий ее. В центре повествования – пионер по имени Янис, предающий своего отца-кулака по примеру хрестоматийного Павлика Морозова.
 


«Лавина» (Мортеза Фаршбаф, Иран)


«Лавина» (Мортеза Фаршбаф, Иран)

Ученик иранского мэтра Аббаса Киаростами, ранее получивший приз «Темных ночей» за дебютную драму «Траур», представит на фестивале свою новую работу. Сон и явь в ней практически неотличимы, так похожи друг на друга и безрадостные будни главной героини – медсестры по имени Хома. Измученная тяжелой работой и семейными проблемами женщина теряет связь с реальностью, которая оказывается вне зоны видимости еще и из-за непрекращающейся метели.
 


«Цветок циннии» (Том Линь, Тайвань)



Начинавший как ассистент эпатажного Цая Минляна Том Линь сейчас является одним из самых интересных тайваньских молодых режиссеров. Его второй полный метр рассказывает о встрече мужчины и женщины, чьи супруги трагически погибли. Следуя буддистской традиции, герои в течение ста дней оплакивают своих возлюбленных, проходя за это время ряд важных духовных испытаний. Картина позиционируется как глубоко личная история, потому что сам Линь пережил подобный опыт.
 


Фестиваль детского и юношеского кино Just Film


«14+» (Андрей Зайцев, Россия)



Один из самых обсуждаемых и, вероятно, лучших российских фильмов этого года продолжает свою фестивальную жизнь участием в детско-юношеской программе Таллина. Посмотрим, как универсальный сюжет о Ромео и Джульетте, перенесенный в реалии спального района Москвы, оценят зрители секции Just Film, организованной в рамках «Темных ночей» в 15-й раз.
 


«Коробка» (Эдуард Бордуков, Россия)


«Коробка» (Эдуард Бордуков, Россия)

Именно в Таллине состоится мировая премьера дебютного полного метра режиссера и сценариста Эдуарда Бордукова. Он рассказывает о конфликте между 17-летним футбольным фанатом Костей и звездой юношеского футбола Дамиром. Разрешится ли противостояние спортивным состязанием – главная интрига фильма. Отметим, что продюсером ленты выступила Елена Гликман («Питер ФМ», «Плюс»), поддержавшая яркий дебют прошлого года, драму «Чайки» Эллы Манжеевой, представленную на этот раз во внеконкурсной программе «Фокус».
 


«Маленький принц» (Марк Осборн, Франция)



В рамках «Темных ночей» пройдут специальные показы анимационной ленты по мотивам великой повести Экзюпери. Премьера сказки, созданной режиссером «Кунг-фу Панды» и «Губки Боба» Марком Осборном, состоялась на Каннском МКФ, а ее выход на российские экраны ожидается 24 декабря 2015 года.
 


Tridens First Feature Film Competition


«Находка» (Виктор Демент, Россия)



В учрежденном в этом году конкурсе международных кинодебютов – всего один российский участник. Первая киноработа известного театрального режиссера и теледокументалиста Виктора Демента посвящена переоценке ценностей, которую по ходу действия совершает затерянный в тайге инспектор рыбнадзора в исполнении Алексея Гуськова.
 


Фильм закрытия


«Мальчик и чудовище» (Мамору Хосода, Япония)



 
Эстонский фестиваль закроет аниме о мальчике-сироте, которому предстоит захватывающее путешествие в компании получеловека-полуволка. Ранее мультфильм был показан в программах Торонто, Сан-Себастьяна, Лондона и Токио. «Темные ночи» вписываются в мировой контекст, оправдывая класс «А», полученный всего лишь год назад.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

10 лучших драм в истории кино: от «Гражданина Кейна» до «Трех билбордов»

Разбираемся, что необходимо хорошей драме с помощью очень субъективного(!) списка эталонных картин в этом жанре

  • 20 июля
  • 2700
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Люка Бессона

Пускай новые фильмы Люка Бессона не идут ни в какое сравнение с его классикой, вроде «Леона» или «Пятого элемента», зато список любимых картин режиссера действительно заслуживает внимания: от шедевров анимации и блокбастеров до европейского арт-хауса и американского социального кино

  • 13 июля
  • 2205
Практика

Как это снято: «С широко закрытыми глазами»

20 лет назад на экраны вышел последний и самый спорный фильм Стэнли Кубрика. Погружаемся в непростую историю создания картины и изучаем ее особенности: рекорд съемочного периода, сюр, гирлянды и «мертвая» технология рир-проекции

  • 16 июля
  • 2164
Практика

Цвет в кино: особенности восприятия

Как с помощью гармонично выстроенной цветовой схемы кинематографисты привлекают внимание к содержанию сцены, выделяют персонажа, создают напряжение, задают общий тон повествованию? Разбираемся в правильных сочетаниях основных цветов

  • 17 июля
  • 1942
Практика

Тритмент: как написать, чтобы его прочли

Разбираемся, что такое тритмент, как его правильно написать и оформить, каких ошибок при создании стоит избегать и как с его помощью продать будущий сценарий

  • 14 июля
  • 1889
Практика

Сотрудничество художника по костюмам и режиссера

Зачем Эйзенштейн учился искусству кройки, как долго братья Коэны сотрудничают со своим художником по костюмам и с какой профессии начинал свою карьеру Джоэл Шумахер, рассказывает Ирина Жигмунд

  • 11 июля
  • 1686
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее