Обзоры

5 фильмов с одним актером

Растущее число картин, в которых главный герой является к тому же и единственным, позволяет говорить о формировании специфического жанра монофильма. tvkinoradio разбирается в его специфике на примере пяти подобных лент.

  • 21 января 2014
  • 16489
Павел Орлов

Формат фильма с одним-единственным актером, когда-то маргинальный, в последние годы обретает все большую популярность. Для режиссера – это широкое поле для эксперимента. Для актера – бенефис. Сценарий, за счет минимального количества диалогов, укладывается в пару страниц. Съемки зачастую удается провести в сжатые сроки, да и бюджет в основном требуется невеликий. Некоторые из подобных картин с лихвой окупились в прокате, получив широкое признание публики. Не удивительно, что к формату монофильма стали тяготеть и крупные голливудские проекты, к примеру, «Жизнь Пи» или «Гравитация». Рассмотрим несколько таких лент и их особенности.

01. «Луна 2112» (Дункан Джонс, 2009)
Звезда: Сэм Рокуэлл
Бюджет: $5 млн.
Сюжет: Отработавший несколько лет на Луне в одиночестве астронавт, мечтает о скором возвращении домой. Долгожданному событию мешает непредвиденное – герой встречается… с самим собой.
Особенности: Выдержанный в жанре космической научной-фантастики, этот монофильм можно назвать нетипичным, поскольку в картине все-таки действуют несколько героев. Сэм Рокуэлл играет трех клонов, которые порой даже встречаются на экране, благодаря использованию дублеров и технологии разделенного экрана (split screen).



02. «Погребенный заживо» (Родриго Кортес, 2010)
Звезда: Райан Рейнольдс
Бюджет: $3 млн.
Сюжет: Работающий в Ираке американец просыпается в темном, тесном и неуютном месте – в гробу. Надеждой на спасение для похороненного заживо становится лежащий рядом мобильный телефон.
Особенности: Эта картина, пожалуй, является наиболее радикальным монофильмом, да и просто наиболее минималистичным фильмом в истории кино. Мало того, что герой один, так он еще и находится в замкнутом пространстве, располагаться в котором приходится преимущественно в лежачем положении. Для полноценной передачи чувства клаустрофобии снято все это в одном и том же «интерьере» гроба преимущественно на крупных планах. Другие персонажи в картине присутствуют исключительно в качестве голосов, звучащих из телефонной трубки.



03. «127 часов» (Дэнни Бойл, 2010)
Звезда: Джеймс Франко
Бюджет: $18 млн.
Сюжет: Бывалый путешественник-экстремал попадает в западню – провалившись в ущелье, он не может сдвинуться с места из-за огромного камня, прижавшего руку. Вокруг ни души, вода на исходе, и вот бы отпилить поврежденную конечность, да швейцарский ножик остался дома.
Особенности: Дабы разбавить действие, тем более что большую часть экранного времени главный герой остается прикованным к одному месту, Дэнни Бойл обращается к клиповому монтажу, бодрым электронным трекам, а также к сценам снов, воспоминаний и галлюцинаций.



04. «Потерпевший» («Крушение») (Майкл Гринспен, 2010)
Звезда: Эдриан Броуди
Бюджет: -
Сюжет: Изрядно изувеченный мужчина приходит в себя в разбитом автомобиле. Вокруг – густой лес, пара трупов, сумки денег и револьвер. Сакраментальный вопрос: «Что было вчера?» –  как и положено, лишь усиливает головную боль героя.
Особенности: Интрига в фильме нагнетается в первую очередь за счет того, что герой не помнит, кто он такой. Неспешное действие картины, как и в случае «127 часов», изредка разбавляется воспоминаниями и бредом главного героя. 



05. «Не угаснет надежда» (Джей Си Чендор, 2013)
Звезда: Роберт Рэдфорд
Бюджет: $9 млн.
Сюжет: Плывущий на поврежденном паруснике пожилой главный герой, отважно сражается с бушующим океаном.
Особенности: Эта картина, вероятно, наиболее близка к условному эталону монофильма: речь здесь ограничена двумя-тремя непечатными фразами, произносимыми героем от отчаяния, а других персонажей нет ни в каком виде. Всё, с кем взаимодействует и чему противодействует главный герой – стихия, судьба, а также он сам. 



Комментарии

Комментариев: 3

ЛиляХамер
30 января 2014 17:52 
А как же "Изгой" с Томом Хэнксом?


"Изгой" не моно-фильм. Только отчасти, как "Пи" и "Гравитация" или "Отмель". Наш "Коллектор" с Хабенским тоже достойный пример. И это точно моно-фильм. 

"Locke" Стивена Найта больше всего нравится в этом жанре.

А как же "Изгой" с Томом Хэнксом?

Смотрите также

Популярное
Практика

Скрытый смысл в монтажной фразе

Диалоги, акценты на деталях, метафоры, ассоциации, ритм и рефрен — разбираемся, как с помощью монтажа в кино выражают скрытые смыслы 

  • 26 ноября
  • 3443
Практика

Как это снято: «Список Шиндлера»

К 25-летию «Списка Шиндлера» вспоминаем создание картины и разбираемся, почему она до сих пор остается одним из самых сильных киновысказываний о войне и как лента едва не стала последней в карьере Стивена Спилберга

  • 30 ноября
  • 3370
Практика

Концерт «Ночных снайперов»: как снять масштабное шоу на 15 камер

Вместе с командой Firecat Films погружаемся в нюансы съемки стадионного концерта «Ночных снайперов» в «Олимпийском»: набор камер Canon, схема их расположения и специфика работы оператора-постановщика, стедикамщика и оператора Robycam

  • 29 ноября
  • 2832
Практика

Как не нарушить правило 180 градусов

Случайная ошибка ведет к большим проблемам на съемках. Вот несколько советов, как этого избежать

  • 4 декабря
  • 2358
Практика

30 правил режиссуры Ларса фон Триера

К выходу «Дома, который построил Джек» перекопали десяток интервью великого и ужасного Ларса фон Триера в поисках его правил и принципов работы в кино: о провокации, поиске сюжетов, работе с актером, импровизации, самоограничениях и алкоголе на площадке

  • 6 декабря
  • 2296
Практика

Что нужно учитывать, выбирая ткань для кинокостюма

Несколько полезных советов от художника по костюмам Ирины Жигмунд о пластических свойствах материала и нестандартном мышлении

  • 26 ноября
  • 1929
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее