tvkinoradio.ru на паузе. Ждем лета, верим в лучшее
Что случилось?
Обзоры

10 фильмов, снятых одним кадром

После триумфа «Бёрдмена» ожидается всплеск моды на однокадровое кино (и его имитацию). Предвкушая новые творческие открытия, вспоминаем тех отчаянных смельчаков, кто уже имел опыт создания фильма без использования монтажа

1«Тайм-код» (2000)

Трейлер фильма «Таймкод» (2000)

Режиссер: Майк Фиггис
Оператор: Патрик Александер Стюарт
Камера: Sony DSR-1
Хронометраж: 96 мин.
 
Этот фильм главного американского киноэкспериментатора рубежа тысячелетий Майка Фиггиса воистину является уникальным. Картина не просто стала первым в истории однокадровым полным метром. Фиггис поставил перед собой задачу еще более амбициозную – одну историю трагического любовного четырехугольника в киношной среде он снял с четырех точек зрения. Съемки велись четырьмя камерами одновременно, а в дальнейшем изображение с них было объединено при помощи сегментирования экрана. Для того чтобы синхронизировать работу команды – трех десятков актеров и около семидесяти человек съемочной группы – все действия были расписаны в мельчайших деталях на нотных листах. Съемки заняли две недели, за которые было сделано 15 дублей. Лучший стал фильмом.
 

2«Русский ковчег» (2002)

Фильм «Русский ковчег» (2002)

Режиссер: Александр Сокуров
Оператор: Тильман Бюттнер
Камера: Sony CineAlta HDW-F900
Хронометраж: 96 мин.
 
Масштабный эксперимент Александра Сокурова по преодолению границ пространства и времени. Проходя по залам Зимнего дворца, режиссер в одном кадре совершает метафорическое и похожее на сон путешествие по волнам русской истории: от эпохи Петра I до Великой Отечественной войны. На съемки картины с участием двух тысяч актеров и трех оркестров был выделен всего один день, поэтому подготовка растянулась на три года с учетом семи месяцев репетиций. В итоге все снять удалось с третьего дубля. Результат немыслимых усилий – «Русский ковчег» является едва ли не единственным фильмом в новейшей истории отечественного кино, который регулярно включают в мировые списки лучших картин всех времен.
 

3«Суббота» («В субботу, фильм в реальном времени») (2003)



Трейлер фильма «Суббота» («В субботу, фильм в реальном времени») (2003)

Режиссер: Матиас Бисе
Оператор: Габриел Диаз
Хронометраж: 65 мин.
 
Мелодрама из Чили, созданная усилиями горстки студентов. Сюжет вполне молодежный – всего за час до свадьбы главная героиня узнает, что от ее жениха беременна другая девушка. Дабы вывести неверного на чистую воду, а заодно посильнее опозорить его, выяснения отношений героиня записывает на камеру. Длинный кадр здесь оправдан популярным в начале 2000-х приемом «найденной пленки» – действие фиксирует как бы специально приглашенный студент киноинститута. Работа, конечно, не выдающаяся, но по-юношески задорная.
 

4«Круг» (2005)



Трейлер фильма «Круг» (2005) 


Режиссер: Юрий Зельцер
Оператор: Джордж Мурадиан
Камера: Sony DSR-1
Хронометраж: 103 мин.
 
Психологический триллер о женщине, уговаривающей киллера не убивать ее мужа. Действие разворачивается на внушительной площади в несколько кварталов на окраине Лос-Анджелеса. Но что самое примечательное – восстанавливая с помощью единого кадра панораму безумия главной героини, авторы умудрились сделать флешбэки, сюрреалистические эпизоды, выводящие фабулу за грань реальности, и более того, закольцевать всю историю. Помимо этого здесь полно приветов Дэвиду Линчу.
 

5«PVC-1» (2007)



Трейлер фильма «PVC-1» (2007)

Режиссер: Спирос Статулопулос
Оператор: Спирос Статулопулос
Камера: Panasonic AG-DVX100BE
Хронометраж: 85 мин.

Малобюджетная колумбийская криминальная драма, основанная на реальной истории. Вымогая у небогатой семьи внушительную сумму, группа преступников выбрала довольно оригинальный способ давления – закрепить на шее женщины бомбу. Единый кадр понадобился режиссеру для того, чтобы проследить эволюцию характеров героев в пограничной ситуации, а также усилить напряжение. Подготовка проекта заняла несколько месяцев, а съемки осложнялись тем, что проходили в сельской местности на площади около трех квадратных километров.
 

6«Один кадр» (2008)



Трейлер фильма «Один кадр» (2008)

Режиссер: Линда Вендель
Оператор: Хенрик Ипсен
Камера: Sony HVR Z-1
Хронометраж: 78 мин.

В этой датской драме, не обошедшейся без влияния «Догмы», сделана попытка единым кадром добиться соответствия классическому принципу триединства. Не только экранное время соответствует реальному, но и место действия остается неизменным, а также круг персонажей ограничен всего тремя исполнителями. В центре сюжета – перевернутый конфликт поколений, где молодежь оказывается консервативнее родителей. 20-летняя датчанка узнает от инфантильной матери-хиппи, что ее биологическим отцом является презираемый девушкой любовник последней. Картина демонстрировалась на ММКФ 2008 года в программе «Перспективы» и даже получила приз с формулировкой «за преломление культурных традиций Скандинавии языком кино».
 

7«Смерть человека на Балканах» (2012)



Трейлер фильма «Смерть человека на Балканах» (2012)

Режиссер: Мирослав Момчилович
Оператор: Миладин Колакович
Хронометраж: 76 мин.

Авторы этой черной комедии из Сербии в следовании принципу единства времени, места и действия пошли еще дальше. Картину даже можно назвать образцом аскетизма в кино. Однокадровый фильм снят одним общим планом, имитирующим веб-камеру. Несмотря на столь жесткое ограничение в средствах выразительности (по словам автора, вызванное полным отсутствием денег), происходящее в ленте весьма забавно. После самоубийства одинокого музыканта, в его квартире происходит настоящий аншлаг – помещение наполняют полдюжины эксцентричных персонажей: соседи, полицейские, врачи, гробовщик, доставщик пиццы. Правда, всех скорее интересует пустопорожняя болтовня, перекусы, выпивка или трансляция футбола, нежели усопший. Поведение героев резко меняется, когда они понимают, что их действия фиксирует включенная камера.
 

8«Ана Арабия» (2013)



Трейлер фильма «Ана Арабия» (2013)

Режиссер: Амос Гитай
Оператор: Джиора Бейач
Камера: ARRI Alexa
Хронометраж: 85 мин.

Работа главного (в глазах мирового зрителя) израильского режиссера наших дней Амоса Гитая, сделанная на традиционную для автора тему арабо-израильской дружбы. Единый кадр, по словам Гитая, символизирует неразрывность отношений евреев и арабов. Главная героиня, журналистка, приезжает в бедный район Яффы, чтобы выяснить судьбу бывшей узницы Освенцима, вышедшей за араба и принявшей ислам. Расследование с десятком неспешных интервью ей удается провести менее чем за полтора часа, которые со всей тщательностью фиксирует камера. Картина боролась за «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля и удостоилась специальной награды имени Брессона.
 

9«Кто-нибудь, женитесь на мне» (2013)

Трейлер фильма «Кто-нибудь, женитесь на мне» (2013)

Режиссер: Джон Ашер
Оператор: Грэхем Футерфас
Камера: Red Epic
Хронометраж: 98 мин.

Развитие технологий и эксперименты в области длинных кадров дошли того, что прием нашел применение в жанре романтической комедии. Фильм Джона Ашера (между прочим, лауреата «Золотой малины» и, если кто помнит, одного из актеров ситкома «Чудеса науки») «Кто-нибудь, женитесь на мне» повествует об убежденном холостяке, которому для получения наследства необходимо жениться в считанные часы, пока жив его смертельно больной отец. Репетиции картины заняли три недели, а съемки увенчались успехом где-то на десятом дубле. Увы, до проката фильм пока так и не добрался, а потому рано судить о том, насколько успешен симбиоз экспериментального приема и коммерческого жанра.

 

10«Виктория» (2015)




Режиссер: Себастьян Шиппер
Оператор: Стурла Бранд Гровлен
Камера: Canon C300
Хронометраж: 140 мин.

Энергичная молодежная драма о четырех парнях и девушке, чья вечеринка начинается тусовкой в клубе, а заканчивается ограблением банка. География съемок охватывает едва ли не половину ночного Берлина, а действие держится в основном на импровизации актеров (среди них испанка Лайа Коста, участвовавшая в нашем недавнем «Форте Росс»). Сложные съемки удались с третьего дубля, причем с итоговой длительностью более двух часов картина уверенно бьет рекорд хронометража для однокадрового фильма. На последнем Берлинском кинофестивале лента закономерно получила награду за лучшую операторскую работу, разделив приз с фильмом Алексея Германа-младшего «Под электрическими облаками». В наш прокат «Виктория» должна выйти в июне.

Подробнее о создании «Виктории» можно узнать в нашем интервью с оператором картины.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
  
 

Комментарии

Комментариев: 2

Присоединяюсь к предыдущему комменту. Вообще нравятся картины, снятые одним кадром.

Некоторые из фильмов не видел. Надо будет восполнить пробел.

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Сталкер»

Начиная «Сталкера», Андрей Тарковский думал быстро сделать приключенческую фантастику. Но в итоге картина заняла три года, трижды переснималась, став самым мучительным в производстве фильмом режиссера. И, по его же мнению, самым лучшим. К 40-летию картины разбираемся, как так получилось

19 мая 34226
Практика

Как это снято: «Сияние»

На «Сиянии» Стэнли Кубрик поставил мировой рекорд дублей, впервые использовал Steadicam, пролил сотни литров крови и сжег декорации. Как создавался один из самых спорных и загадочных хорроров в истории кино?

22 мая 6790
Мнение

Что не так со «Спутником»: не тот «чужой», не тот прокат, не тот герой, не те детали

Мы удивились, что даже спустя месяц после выхода на стриминговых платформах блокбастер «Спутник» до сих пор смотрят и обсуждают. Почему так происходит и в чем секрет успеха картины, прикидывающейся фантастикой, а на деле являющейся драмой про всех нас вне зависимости от времени?

25 мая 6497
Практика

6 советов аниматорам, или Как сделать мультфильм в одиночку

Режиссер-аниматор, преподаватель анимационных курсов в Высшей школе экономики, школе-студии «ШАР» и Институте современного искусства Леонид Шмельков рассказал, как создать мультфильм, не выходя из дома и полагаясь только на собственные силы

21 мая 3304
Практика

Приемы: Ритм

Разбираемся в принципах создания визуального ритма: почему надо использовать правило третей, диагоналей и перспективу, как работать со статичными и движущимися объектами в кадре и зачем чередовать фрагментарные и непрерывные события

18 мая 2579
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее