Обзоры

10 фильмов, снятых одним кадром

После триумфа «Бердмэна» ожидается всплеск моды на однокадровое кино (и его имитацию). Предвкушая новые творческие открытия, вспоминаем тех отчаянных смельчаков, кто уже имел опыт создания фильма без использования монтажа

  • 19 марта 2015
  • 68803
Павел Орлов

01. «Тайм-код» (2000)




Режиссер: Майк Фиггис
Оператор: Патрик Александер Стюарт
Камера: Sony DSR-1
Хронометраж: 96 мин.
 
Этот фильм главного американского киноэкспериментатора рубежа тысячелетий Майка Фиггиса воистину является уникальным. Картина не просто стала первым в истории однокадровым полным метром. Фиггис поставил перед собой задачу еще более амбициозную – одну историю трагического любовного четырехугольника в киношной среде он снял с четырех точек зрения. Съемки велись четырьмя камерами одновременно, а в дальнейшем изображение с них было объединено при помощи сигментирования экрана. Для того чтобы синхронизировать работу команды – трех десятков актеров и около семидесяти человек съемочной группы – все действия были расписаны в мельчайших деталях на нотных листах. Съемки заняли две недели, за которые было сделано 15 дублей. Лучший стал фильмом.
 


02. «Русский ковчег» (2002)




Режиссер: Александр Сокуров
Оператор: Тильман Бюттнер
Камера: Sony CineAlta HDW-F900
Хронометраж: 96 мин.
 
Масштабный эксперимент Александра Сокурова по преодолению границ пространства и времени. Проходя по залам Зимнего дворца, режиссер в одном кадре совершает метафорическое и похожее на сон путешествие по волнам русской истории: от эпохи Петра I до Великой Отечественной войны. На съемки картины с участием двух тысяч актеров и трех оркестров был выделен всего один день, поэтому подготовка растянулась на три года с учетом семи месяцев репетиций. В итоге все снять удалось с третьего дубля. Результат немыслимых усилий – «Русский ковчег» является едва ли не единственным фильмом в новейшей истории отечественного кино, который регулярно включают в мировые списки лучших картин всех времен.
 


03. «Суббота» («В субботу, фильм в реальном времени») (2003)




Режиссер: Матиас Бисе
Оператор: Габриел Диаз
Хронометраж: 65 мин.
 
Мелодрама из Чили, созданная усилиями горстки студентов. Сюжет вполне молодежный – всего за час до свадьбы главная героиня узнает, что от ее жениха беременна другая девушка. Дабы вывести неверного на чистую воду, а заодно посильнее опозорить его, выяснения отношений героиня записывает на камеру. Длинный кадр здесь оправдан популярным в начале 2000-х приемом «найденной пленки» – действие фиксирует как бы специально приглашенный студент киноинститута. Работа, конечно, не выдающаяся, но по-юношески задорная.
 


04. «Круг» (2005)




Режиссер: Юрий Зельцер
Оператор: Джордж Мурадиан
Камера: Sony DSR-1
Хронометраж: 103 мин.
 
Психологический триллер о женщине, уговаривающей киллера не убивать ее мужа. Действие разворачивается на внушительной площади в несколько кварталов на окраине Лос-Анджелеса. Но что самое примечательное – восстанавливая с помощью единого кадра панораму безумия главной героини, авторы умудрились сделать флешбэки, сюрреалистические эпизоды, выводящие фабулу за грань реальности, и более того, закольцевать всю историю. Помимо этого здесь полно приветов Дэвиду Линчу.
 


05. «PVC-1» (2007)




Режиссер: Спирос Статулопулос
Оператор: Спирос Статулопулос
Камера: Panasonic AG-DVX100BE
Хронометраж: 85 мин.

Малобюджетная колумбийская криминальная драма, основанная на реальной истории. Вымогая у небогатой семьи внушительную сумму, группа преступников выбрала довольно оригинальный способ давления – закрепить на шее женщины бомбу. Единый кадр понадобился режиссеру для того, чтобы проследить эволюцию характеров героев в пограничной ситуации, а также усилить напряжение. Подготовка проекта заняла несколько месяцев, а съемки осложнялись тем, что проходили в сельской местности на площади около трех квадратных километров.
 


06. «Один кадр» (2008)




Режиссер: Линда Вендель
Оператор: Хенрик Ипсен
Камера: Sony HVR Z-1
Хронометраж: 78 мин.

В этой датской драме, не обошедшейся без влияния «Догмы», сделана попытка единым кадром добиться соответствия классическому принципу триединства. Не только экранное время соответствует реальному, но и место действия остается неизменным, а также круг персонажей ограничен всего тремя исполнителями. В центре сюжета – перевернутый конфликт поколений, где молодежь оказывается консервативнее родителей. 20-летняя датчанка узнает от инфантильной матери-хиппи, что ее биологическим отцом является презираемый девушкой любовник последней. Картина демонстрировалась на ММКФ 2008 года в программе «Перспективы» и даже получила приз с формулировкой «за преломление культурных традиций Скандинавии языком кино».
 


07. «Смерть человека на Балканах» (2012)




Режиссер: Мирослав Момчилович
Оператор: Миладин Колакович
Хронометраж: 76 мин.

Авторы этой черной комедии из Сербии в следовании принципу единства времени, места и действия пошли еще дальше. Картину даже можно назвать образцом аскетизма в кино. Однокадровый фильм снят одним общим планом, имитирующим веб-камеру. Несмотря на столь жесткое ограничение в средствах выразительности (по словам автора, вызванное полным отсутствием денег), происходящее в ленте весьма забавно. После самоубийства одинокого музыканта, в его квартире происходит настоящий аншлаг – помещение наполняют полдюжины эксцентричных персонажей: соседи, полицейские, врачи, гробовщик, доставщик пиццы. Правда, всех скорее интересует пустопорожняя болтовня, перекусы, выпивка или трансляция футбола, нежели усопший. Поведение героев резко меняется, когда они понимают, что их действия фиксирует включенная камера.
 


08. «Ана Арабия» (2013)




Режиссер: Амос Гитай
Оператор: Джиора Бейач
Камера: ARRI Alexa
Хронометраж: 85 мин.

Работа главного (в глазах мирового зрителя) израильского режиссера наших дней Амоса Гитая, сделанная на традиционную для автора тему арабо-израильской дружбы. Единый кадр, по словам Гитая, символизирует неразрывность отношений евреев и арабов. Главная героиня, журналистка, приезжает в бедный район Яффы, чтобы выяснить судьбу бывшей узницы Освенцима, вышедшей за араба и принявшей ислам. Расследование с десятком неспешных интервью ей удается провести менее чем за полтора часа, которые со всей тщательностью фиксирует камера. Картина боролась за «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля и удостоилась специальной награды имени Брессона.
 


09. «Кто-нибудь, женитесь на мне» (2013)




Режиссер: Джон Ашер
Оператор: Грэхем Футерфас
Камера: Red Epic
Хронометраж: 98 мин.

Развитие технологий и эксперименты в области длинных кадров дошли того, что прием нашел применение в жанре романтической комедии. Фильм Джона Ашера (между прочим, лауреата «Золотой малины» и, если кто помнит, одного из актеров ситкома «Чудеса науки») «Кто-нибудь, женитесь на мне» повествует об убежденном холостяке, которому для получения наследства необходимо жениться в считанные часы, пока жив его смертельно больной отец. Репетиции картины заняли три недели, а съемки увенчались успехом где-то на десятом дубле. Увы, до проката фильм пока так и не добрался, а потому рано судить о том, насколько успешен симбиоз экспериментального приема и коммерческого жанра.

 

10. «Виктория» (2015)




Режиссер: Себастьян Шиппер
Оператор: Стурла Бранд Гровлен
Камера: Canon C300
Хронометраж: 140 мин.

Энергичная молодежная драма о четырех парнях и девушке, чья вечеринка начинается тусовкой в клубе, а заканчивается ограблением банка. География съемок охватывает едва ли не половину ночного Берлина, а действие держится в основном на импровизации актеров (среди них испанка Лайа Коста, участвовавшая в нашем недавнем «Форте Росс»). Сложные съемки удались с третьего дубля, причем с итоговой длительностью более двух часов картина уверенно бьет рекорд хронометража для однокадрового фильма. На последнем Берлинском кинофестивале лента закономерно получила награду за лучшую операторскую работу, разделив приз с фильмом Алексея Германа-младшего «Под электрическими облаками». В наш прокат «Виктория» должна выйти в июне.

Подробнее о создании «Виктории» можно узнать в нашем интервью с оператором картины.
 
 


Комментарии

Комментариев: 2

Присоединяюсь к предыдущему комменту. Вообще нравятся картины, снятые одним кадром.

Некоторые из фильмов не видел. Надо будет восполнить пробел.

Смотрите также

Популярное
Практика

Должен ли костюм в историческом кино быть аутентичным

Художник по костюмам Ирина Жигмунд — о том, должен ли костюм в историческом фильме соответствовать музейным образцам или художник может проявить художественную фантазию

  • 11 января
  • 7555
Обзоры

14 основных видов драматургической композиции

Важнейшая вещь, необходимая как для создания фильма, так и для его понимания — композиция драматургии. Разберем, какие основные ее формы сегодня чаще всего встречаются в кино

  • 14 января
  • 7184
Практика

Определят ли квантовые сенсоры будущее видеосъемки

Работа над созданием квантовых сенсоров для видеокамер в самом разгаре. Что же несет новая технология?

  • 13 января
  • 3745
Практика

Как сделать движение камеры оправданным

Динамичная камера помогает рассказать историю визуально и сделать фильм динамичнее. Но почему иногда активные передвижения могут показаться излишними?

 

  • 10 января
  • 3077
Обзоры

В одну реку дважды: 10 голливудских ремейков хитов мирового кино

К выходу голливудской версии знаменитой французской комедии «1+1» вспоминаем другие случаи, когда американские студии адаптировали мировые хиты: как при этом меняются оригинальные истории и какие ремейки принесли успех, а каких лучше бы не было

  • 12 января
  • 2949
Практика

Еда в кино: как подать блюдо в кадре

Насколько свет меняет внешний вид продуктов? Почему иногда полезно нарушить идеальную композицию блюда? Разбираемся, какие приемы важны для съемки еды, и почему она выглядит аппетитно у Лассе Халльстрема и Софии Копполы и неприятно у Питера Гринуэя и Йоргоса Лантимоса

  • 9 января
  • 2786
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее