Поддержите tvkinoradio.ru
Что случилось?
Мнение

Что не так с «Доводом»: не те актеры, не тот сюжет, не тот перевод и… ничего не понятно

Мы за одну неделю посмотрели новый фильм Кристофера Нолана «Довод» аж три раза во всевозможных форматах и кинотеатрах. Чем дольше смотрели, тем больше вопросов вызывал у нас этот размашистый эпик. И главным из них стал: «Что здесь не так?» Попробуем разобраться вместе.

Что не так с сюжетом?

Можно не бояться спойлеров, но мы на всякий случай предупреждаем, что сейчас будут рассказаны детали фильма, из которых, можно подумать, состоит сюжет «Довода». Волноваться не стоит, потому что сколько это кино не смотри, все равно мало-мальски внятный сюжет вы там не обнаружите. Он теряется за темпоритмом, режиссерскими фокусами, сценарными выкрутасами и прочими красотами. Впрочем, лишь редкий фильм про шпионов может похвастаться внятной сюжетной линией, а «бондиана», на которую от интервью к интервью ссылается окружение Нолана, и подавно.
 
Трейлер фильма «Довод» (2020)

Но драматургическая составляющая есть, и мы не будем ее детально пересказывать, ведь вся завязка происходит в первые 15-20 минут.

Сотрудник американского спецназа (Джон Дэвид Вашингтон, сын Дэнзела Вашингтона) во время антитеррористической операции в украинском оперном театре погибает, но это не точно. Он приходит в себя в каком-то сверхзасекреченном месте, где узнает о третьей мировой войне, которую уже развязал в будущем российский олигарх и оружейный барон Андрей Сатор (Кеннет Брана). И теперь спецназовец в связке с британским агентом Нилом (Роберт Паттинсон) должен спасти мир с помощью таинственных технологий, способных переворачивать время шиворот-навыворот.

Кадр из фильма «Довод» (2020) / Фото: Warner Bros. Pictures 
Кадр из фильма «Довод» (2020) / Фото: Warner Bros. Pictures 

В принципе, это весь сюжет. Просто знайте, что Сатору нужен плутоний, с помощью которого он устроит уничтожение всей планеты в ходе «холодной войны». Для этого придумана техника инверсии — когда с помощью специальных хитрых турникетов люди получают возможность действовать параллельно в двух параллелях: из настоящего в будущее и наоборот.

 

Что не так с названием?

Самое неприятное и занудное, что есть в фильме, — это и оригинальное название «Tenet», и уж тем более его локализация в российском прокате. Даже если вы знакомы с древнеримскими текстами, если вы провели немало времени над изучением классических парадоксов или если вы филолог, изучавший латинский язык, то поздравляю. Вам эти знания не пригодятся ни на секунду во время просмотра фильма.

Кадр из фильма «Довод» (2020) / Фото: Warner Bros. Pictures 
Кадр из фильма «Довод» (2020) / Фото: Warner Bros. Pictures 

Российские прокатчики выбрали название для картины — «Довод» (в переводе с английского tenet — это «догма» или «принцип», с латинского — «удержание»), но ситуацию нисколько не улучшили. Мы только формально соблюли требование создателей фильма, чтобы наименование ленты было палиндромом, то есть читалось одинаково справа налево и слева направо. Можно было бы назвать хоть «А роза упала на лапу Азора», это ничего бы не изменило.

В фильме слово «довод» (или «tenet» — воля ваша) встречается пару раз, и из них единственный — это когда незадачливому главному герою практически в начале фильма говорят: «Все, что у тебя есть, — это слово. И слово это — „довод“». Мы тут же потираем руки в предвкушении того, что это будет ключом ко всем загадкам, стоп-словом, макгаффином, чем угодно, это будет объяснением всего…

На съемках фильма «Довод» (2020) / Фото: Warner Bros. Pictures 
На съемках фильма «Довод» (2020) / Фото: Warner Bros. Pictures

Но нет. Ни разу. Даже в пароле секретной инверсивной организации его нет, есть более романтичное «На закате нет друзей», которое точно так же не несет никакой смысловой нагрузки.

Зачем появилась эта яркая и запоминающаяся фраза про «слово это — „довод“», совершенно непонятно. Но Нолан — один из немногих режиссеров современности, который имеет право финального монтажа. Он художник, он так видит. Вот и сидите все 2,5 часа с этим знанием.

 

Что за фокусы?

Кристофер Нолан набил фильм таким количеством фокусов, что на рассуждения у вас просто не хватит времени.

На съемках фильма «Довод» (2020) / Фото: Warner Bros. Pictures
На съемках фильма «Довод» (2020) / Фото: Warner Bros. Pictures

Про основную интригу, инверсию, мы уже упомянули. Отсюда все последующие приключения. Например, тут есть драки героя с самим собой в разных параллельных реальностях, и сняты они вживую, поставлены потрясающими хореографами боев: когда один из участников драки является «линейным» персонажем, а другой — «инвертированным», дерущимся наоборот. Почти как в «Начале» (2010), когда Джозеф Гордон-Левитт сражался в крутящемся коридоре отеля.

Кадр из фильма «Довод» (2020) / Фото: Warner Bros. Pictures 
Кадр из фильма «Довод» (2020) / Фото: Warner Bros. Pictures 

Тут есть вхождение в огонь, который в инверсивном мире превращается в лед. Есть настоящие сражения с отрядами солдат, ходящих задом наперед. Есть диалоги, произнесенные наоборот. Есть «парадокс мертвого дедушки»: если человек попадет в прошлое, чтобы убить своего дедушку, то как он оказывается живым в будущем? Есть еще один предмет, будто двигающий сюжет, — картина Гойи, оказывающаяся подделкой, но это не точно. Ради этой фейковой иллюстрации можно выкинуть тонну слитков золота и подорвать настоящий самолет.

Но главным фокусом (а вот здесь точно спойлер) становится то, что в середине фильма сюжет останавливается и начинает идти в обратном направлении. Недаром Кристофер Нолан, оператор Хойте Ван Хойтема и производители камер IMAX переделали технику таким образом, чтобы она могла снимать инвертированным способом, а не переворачивать все на постпродакшне.

На съемках фильма «Довод» (2020) / Фото: Warner Bros. Pictures
На съемках фильма «Довод» (2020) / Фото: Warner Bros. Pictures

Нормальный человек покрутил бы у Нолана пальцем у виска, но тут хозяин — барин. Дали тебе огромный бюджет, по слухам $250 млн, не думай, как его распилить, а осваивай его на полную катушку. Хочешь — покупай самолет и взрывай его на здоровье, хочешь — отдай огромное количество времени на репетицию драк или — ковыряйся в камерах.

На съемках фильма «Довод» (2020) / Фото: Warner Bros. Pictures
На съемках фильма «Довод» (2020) / Фото: Warner Bros. Pictures

Открывайте глаза, можно читать дальше.

 

Что не так с форматом и как смотреть «Довод»?

Мы уже сказали, что три раза посмотрели «Довод», но не только для того, чтобы до конца понять, что придумал сценарист Кристофер Нолан, работавший над скриптом 20 лет, но и чтобы найти идеальный способ просмотра нового фильма любимого многими режиссера.

На съемках фильма «Довод» (2020) / Фото: Warner Bros. Pictures
На съемках фильма «Довод» (2020) / Фото: Warner Bros. Pictures

Мы опробовали три зала. Первый раз это был простой кинотеатр, на языке оригинала. Второй — зал IMAX, но дублированный вариант. И отполировали на дублированной версии в простом кинотеатре. Что же выбрать? Идеального варианта в российском кинопрокате нет. У каждого формата свои плюсы и минусы.

Круче всего смотреть в IMAX. Нолан и Ван Хойтема не зря снимали фильм на тяжелые огромные камеры соответствующего формата, а не переводили изображение из нормального простого стандарта в «как будто аймакс» на постпродакшне.
 
О съемках фильма «Довод» (2020)

В этом формате есть масса плюсов, помимо «эффекта погружения». Но отныне вы никогда больше не сможете подойти к простому самолету и посмотреть на него снизу вверх, не вспомнив кадр из «Довода». Учитывая любовь Нолана к звуковой составляющей своих фильмов, то акустика IMAX-зала идеально передаст не только звуковую палитру, но и грозный саундтрек. Кстати, музыку написал в этот раз не постоянный соавтор Нолана Ханс Циммер, а практически не отличимую от фирменной циммеровской стилистики Людвиг Йоранссон.
 
Саундтрек к фильму «Довод» (2020)

Есть еще один трюк, которым можно баловаться в залах IMAX. Это следить за разрешением экрана. Как только размер кадра становится обычным — можно расслабиться, сейчас будут диалоги. Как только изображение вырастает на весь огромный экран — жди движуху, экшн или что-то грандиозное. Если вы такие же фрики-киноманы, как мы, то вам будет весело наблюдать за постоянным изменением aspect ratio.

Но в российских «аймаксах» есть один существенный минус, а именно: насколько нам известно, в отечественном прокате нет IMAX-копий на языке оригинала.

На съемках фильма «Довод» (2020) / Фото: Warner Bros. Pictures
На съемках фильма «Довод» (2020) / Фото: Warner Bros. Pictures

А смотреть на английском языке хоть с субтитрами, хоть без них — тоже большое удовольствие. Мало того, что в «Доводе» интернациональный кастинг: от норвежцев до русских. Герои в погоне за плутонием (или картиной Гойи, или еще за чем-то, не достижимым для простого зрителя) преодолевают Украину, Эстонию, Италию, Норвегию, Индию, Великобританию, США и даже засекреченный российский военный городок. Везде свой акцент, свои языковые нюансы и даже «шуточки за 300»: герой в споре с постоянным актером Нолана Майклом Кейном говорит что-то вроде: «У британцев нет монополии на снобизм» — получает в ответ: «Да, но у нас контрольный пакет». Зал смеется.

Так ведь еще в нескольких сценах актеры начинают говорить задом наперед! Смотреть в простом кинотеатре дублированную версию тоже можно, но только лишь для того, чтобы в очередной попытке найти разгадку, что же на самом деле придумал Кристофер Нолан.

 

Что не так с актерами?

Я когда-то поклялся, что если я хоть раз произнесу слово «протагонист», я убью себя. Что ж, несите мыло и веревку, я говорю: протагонист — главный герой фильма. Все дело в том, что персонаж, которого сыграл Джон Дэвид Вашингтон, не имеет имени. В титрах так и значится: Протагонист. Блин.

Кадр из фильма «Довод» (2020) / Фото: Warner Bros. Pictures 
Кадр из фильма «Довод» (2020) / Фото: Warner Bros. Pictures 

Многие указывают, что Нолан — «не актерский» режиссер. Утверждающие этот постулат критики невольно ставят Нолана на одну площадку с нашим всем Андреем Тарковским, который тоже был, согласно исследованиям критиков, «не актерским». И то, и другое определение, конечно, в корне не верно, но формальный подход Нолана к артистам нет-нет, да проскакивает. У него не актеры, а артисты-образы, маски, которые являются лишь красками на больших полотнах.

Мы не знаем, чем был продиктован выбор не самого известного артиста Джона Вашингтона. Он не плохой актер, он просто нормальный. На его фоне Роберт Паттинсон кажется гениальным актером, который, как оказывается, очень органично смотрится в сложных ролях. Кстати, согласно многочисленным интервью, Паттинсон ничего не понял ни в сценарии, ни в своем герое, ни в получившемся фильме.

На съемках фильма «Довод» (2020) / Фото: Warner Bros. Pictures
На съемках фильма «Довод» (2020) / Фото: Warner Bros. Pictures

И уж совсем хорошо выглядит в «Доводе» наш Юрий Колокольников. У него почти бессловесная роль, но он так здорово отвечает в кадре за всю российскую бандитскую реальность, что даже главный русский злодей в фильме, сыгранный Кеннетом Браной, кажется карикатурой.

 

А на самом деле…

На самом деле, можно сколько угодно придираться к «Доводу» и отдельно к Кристоферу Нолану за чрезмерный пафос, тягу к масштабности, слишком серьезные выражения лиц, псевдонаучность и так далее. Но никто не станет спорить, что эпичность формы и чрезмерное влечение к приему «кручу-верчу, обмануть хочу» — это почерк, который застолбил режиссер британского происхождения.

На съемках фильма «Довод» (2020) / Фото: Warner Bros. Pictures
На съемках фильма «Довод» (2020) / Фото: Warner Bros. Pictures

Нолан чуть более чем за десяток полнометражных фильмов стал одной из самых выдающихся фигур современного кино. Дайте ему таблицу Менделеева, и он с легкостью сделает из нее блокбастер.

Смешнее всего — это читать многочисленные рецензии на «Довод». Мудрые критики вежливо расшаркиваются перед «Доводом» и стараются не копать глубоко и не лезть в дебри мира, созданного Ноланом. Умные и нахальные журналисты пытаются доказать, что они просвещеннее режиссера, жонглируют словами, вроде «бустрофедон» и «гапас», формулами SATOR — AREPO — TENET и знанием латинского языка. Но только это не помогает в усвоении содержимого фильма.

Легче всего «Довод» смотрится, если взять на вооружение, простите за умное слово, фокализацию. В фильме масса персонажей, и многое становится на свои места, если посмотреть на события картины глазами любого из героев. Такой прием, кстати, работал и на других запутанных сюжетах Нолана. Надо отделить какой-то один слой, одну роль, один временной отрезок, и вы получите ответы на многие вопросы.

На съемках фильма «Довод» (2020) / Фото: Warner Bros. Pictures
На съемках фильма «Довод» (2020) / Фото: Warner Bros. Pictures

Однако все же главным фактором при просмотре любого фильма Кристофера Нолана является вопрос вкуса. Или вам нравится тот вид сторителлинга, которым он владеет, или нет. Когда-то кого-то очаровал первый большой фильм Нолана «Помни», но он же заставлял других зевать и поглядывать на часы. Так и с «Доводом». Как говорит одна из героинь, не пытайся понять, просто почувствуй.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Кадр из фильма «Довод» (2020) / Фото: Warner Bros. Pictures

Комментарии

Комментариев: 7

Понимаю, что автор этого "обзора" не ответит, но, могу утверждать на 100%, что он не смотрел фильм не то что бы 3 раза, он не смотрел его даже 1 раза. Т.к. все тезисы ошибочны, все нюансы искажены и поданы совсем не так как в фильме. Ну и да, это просто рекламная заказная статья, которая паразитирует на фильме. КГ/АМ

Фильм не удался. Потому что когда есть какая-то идея про инвертирование времени, то ее нужно хорошо разжевать, что человек, который смотрит, мог сопереживать, и продумывать что лучше делать героям. Тут же все так намешано, что когда начинается развязка фильма, кажется, что авторы сами запутались в показаниях, как эта инвертация работает и логика теряется. Когда весь фильм досмотришь, уже все становиться понятно, но пол фильма сидишь и ничего не понимаешь.

Фильм не смотрел. Только трейлер. Но и его хватило чтобы понять - главный герой фильма не "фактурен" для него. Судя по отзывам можно сделать вывод -это фильм-наблюдение. Помнится, очень давно, были светильники, в которых нагревался воск и расплывался в жидкости в причудливые фигуры. Видимо этот фильм того же "жанра"))
Александр Терещенко
Комментарий удален

Такой умный сайт, но и тут слово «стилистика» использовали в неуместном контексте. У композитора нет стилистики, увы. С финальным выводом не согласен. Когда-то я был в восторге от фильма «Помни», потом фанател от «Тёмного рыцаря» и восхищался фильмом «Начало». При этом «Довод» меня полностью разочаровал. Во всём фильме понравился только Паттинсон. Мне может и нравится как сам Нолан, так и такой вид сторителлинга, но «Довод» у Нолана явно не получился.

Не так с фильмом то, что взяли бездарного и негра, на главную роль. Мне этого хватило, чтобы не идти на этот фильм, в кино. И да! Паттинсон гениален. ;)

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с «Доводом»: не те актеры, не тот сюжет, не тот перевод и… ничего не понятно

Мы за одну неделю посмотрели новый фильм Кристофера Нолана «Довод» аж три раза во всевозможных форматах и кинотеатрах. Чем дольше смотрели, тем больше вопросов вызывал у нас этот размашистый эпик. И главным из них стал: «Что здесь не так?» Попробуем разобраться вместе.

8 сентября 8727
Обзоры

«Не входи» в «Таинственный сад»: немного о премьерах конца лета и начала осени

Чем мы провожаем лето и встречаем осень? Правильно, фильмами. В российских кинотеатрах уходящий сезон проходит под «Не входи», а наступающий — встречаем «Таинственным садом»

1 сентября 854
Мнение

Что нам делать с «Чиками»

«Казнить нельзя выкладывать» — с такой формулировкой создатели сериала «Чики» столкнулись уже после того, как вышла последняя серия. Мы попытались понять логику недовольных одним из главных российских сериалов если не года, то этого лета точно

21 августа 4242
Слова

Василий Соловьев: «„Хэппи-энд“ — первый российский фильм, которому пожелал удачи Военно-морской флот США»

Продюсер Василий Соловьев о «Хэппи-энде», фильме, который открыл российский кинопрокат, не дожидаясь официального окончания пандемии, условиях работы в Таиланде и как эпидемия изменила правила игры на кинорынке

19 августа 2119
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее