Главная / Практика / Что такое препродакшн: 10 базовых шагов до старта съемок

Что такое препродакшн: 10 базовых шагов до старта съемок

Создание любого видеоконтента делится на три больших этапа: препродакшн — подготовка к съемкам, продакшн — сами съемки и постпродакшн — монтаж и обработка до финального результата. Если пренебречь препродакшном, то вы рискуете вовсе не дойти до конца. Поверьте, если на этапе съемок что-то может пойти не так — оно обязательно пойдет не так, и только качественная подготовка сможет уберечь вас от полного провала.

 

Зачем нужен препродакшн?

Кадр из фильма «Артист» (2011) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Артист» (2011) / Фото: Warner Bros.

Даже если вы вооружились самой лучшей идеей для видео, закончили все мыслимые и немыслимые режиссерские курсы и знаете, как поразить зрителя в самое сердце — не спешите хватать камеру и командовать «Мотор!». Самая лучшая идея и самый творческий подход могут быть похоронены отсутствием адекватной подготовки.

Съемка любого серьезного видео — это сложная комплексная работа, в которой задействованы специально подготовленные люди, много профессионального оборудования и сопутствующих факторов: локации, реквизит и время. Съемка — это не только творческий полет фантазии режиссера, но и огромный объем предшествующей организаторской работы, обойтись без которой на более-менее серьезных проектах невозможно.

Чтобы рассчитывать на качественный результат, вы должны хорошо к нему подготовиться, то есть провести нормальный препродакшн. Да, спрогнозировать все независящие от вас события и учесть все мельчайшие детали невозможно, но к этому нужно стремиться. Вот основные моменты, базируясь на которых вы сможете подготовиться к съемкам и избежать многих проблем во время будущей работы.

 

1Говорим правильно

Кадр из фильма «Сын Рэмбо» (2007) / Фото: Celluloid Dreams
Кадр из фильма «Сын Рэмбо» (2007) / Фото: Celluloid Dreams

Как же все-таки правильно: «препродакшн» или «предпродакшн»? В международной киноиндустрии давно утвердился термин pre-production, который переводится на русский язык как «предпроизводство». Если вы стремитесь к чистоте русского языка и выступаете против иностранных заимствований, то используйте «предпроизводство». Если же вы хотите, чтобы вас легко понимали все участники процесса, то — «препродакшн», без буквы «д» в середине.

 

2Сценарий — максимально точно сформулируйте идею и формат

Кадр из фильма «Спасти мистера Бэнкса» (2013) / Фото: Disney
Кадр из фильма «Спасти мистера Бэнкса» (2013) / Фото: Disney

На самом старте своей работы вы должны четко понимать, куда вы хотите прийти и каким образом достичь этой цели. Сценарий — основа любого успешного видео. Необязательно в каждом случае готовить полноценный литературный сценарий — вы можете ограничиться логлайном, синопсисом или другой краткой формой. Самое главное, чтобы у вас в голове четко уложился формат реализации идеи и основные сюжетные повороты будущего проекта.

Очень полезно сделать раскадровку — уже на этом этапе вы будете понимать, какие локации и реквизит вам потребуются и как ваша идея будет выглядеть в кинематографическом смысле. В крайнем случае, ограничьтесь хотя бы списком основных сцен и описанием локаций — чтобы у вас перед глазами был план съемок, формирующий понимание сил и средств, нужных для продакшна. Этот минимум — обязательная часть, без которой не обойтись.

Помните: чем тщательнее вы оформите свою идею на предварительном этапе, тем больше времени и ресурсов вы сэкономите на этапе съемок и убережете себя от большинства внезапных форс-мажоров.

 

3Смета

Кадр из фильма «Игрок» (1992) / Фото: Fine Line Features
Кадр из фильма «Игрок» (1992) / Фото: Fine Line Features

Как только утвержден сценарий и появилось понимание формата будущей работы, принимайтесь за составление подробной сметы. Это самый важный этап препродакшна, если вы снимаете коммерческое видео. Клиент еще до старта должен понимать, во сколько ему обойдется ваша работа.

Посчитайте все свои затраты — гонорар режиссера, оплату смен оператора, осветителя и прочих членов съемочной группы, сколько запросят актеры, во что обойдется аренда локаций и реквизита, какое дополнительное съемочное оборудование потребуется. Не забудьте добавить налоги и обязательные платежи, чтобы общение с налоговой не стало для вас неприятным сюрпризом.

Утверждение сметы — это самый сложный этап любых переговоров. Подготовьте запасные варианты заранее — по каким позициям можно ужаться без потери качества, определите, от чего можно отказаться и как это повлияет на реализацию задумки. В идеальном варианте необходимо заложить в смету некоторую «подушку безопасности» на случай непредвиденных форс-мажоров. Поверьте, они обязательно будут. Вы должны искать элегантные и эффективные решения, но ни в коем случае не предлагать сделать работу бесплатно или в ущерб себе.

Если вы снимаете «для себя» — смета тем более важна, посчитайте все еще более тщательно и определитесь — готовы ли вы продать машину, чтобы закончить свои съемки, или можно обойтись парой недель «на дошираках».

Как только смета утверждена, можно приступать к следующим этапам препродакшна, строго оставаясь в рамках утвержденного бюджета.

 

4Кастинг

Кадр из фильма «Тутси» (1982) / Фото: Columbia Pictures
Кадр из фильма «Тутси» (1982) / Фото: Columbia Pictures

Точный кастинг актерского состава и съемочной команды — едва ли не половина успеха всего предприятия. Определяться со своей командой нужно до начала проекта, чтобы потом не метаться по всему городу в поисках такого нужного прямо сейчас специалиста по комбинированной съемке.

К этому вопросу нужно подойти ответственно и не ограничиваться чьими-то рекомендациями или фотографиями с сайтов кастинг-агентств. Как показывает практика, затраты времени и денег на очный отбор своей команды и проведение качественных актерских проб окупаются многократно.

Чтобы оптимизировать расходы на небольших проектах, не торопитесь обращаться в профессиональные агентства — отобрать кандидатов можно и самостоятельно. Существуют десятки бесплатных актерских баз и сообществ в социальных сетях. Там можно найти контакты подходящих людей и связаться с ними напрямую. Огромное количество студентов театральных ВУЗов готовы сниматься «за еду» в надежде засветиться в интересном проекте.

Подбирая членов съемочной группы, ориентируйтесь не только на профессиональный уровень, но и на уровень взаимопонимания в команде. Лучше отсеять конфликтных людей в самом начале работы. Нужных специалистов можно найти в киношколах и в профильных ВУЗах.

Начинающие операторы и звукорежиссеры не задирают цены за свои смены, но зачастую куда сильнее заинтересованы в работе, чем их более опытные коллеги. Это взаимовыгодное сотрудничество — студенты приобретут опыт и обновят портфолио, а вы получите энтузиастов своего дела, работающих на результат вместе с вами. Помните: то, что выглядит дорого, не обязательно дорого стоит.

 

5Поиск локаций

Кадр из фильма «Ночи в стиле буги» (1997) / Фото: New Line Cinema
Кадр из фильма «Ночи в стиле буги» (1997) / Фото: New Line Cinema

Параллельно с проведением кастинга необходимо заняться подбором локаций для съемок. Если в вашем распоряжении нет собственной студии с десятком павильонов, где можно воссоздать необходимые декорации, то придется побегать.

С первого взгляда может показаться, что найти подходящее место для каких-то несложных сцен очень просто — достаточно лишь договориться со знакомыми, которые держат свой бар, начальствуют в каком-нибудь офисе или работают в охране спортивного центра. Не рассчитывайте, что сможете с комфортом снимать в неподготовленном месте — вам будут постоянно мешать посторонние люди, у вас не будет возможности передвинуть реквизит или воспользоваться местом в удобное вам время. Договаривайтесь с владельцами локации на эксклюзивное время для работы вашей съемочной группы и обговаривайте все детали. Когда отношения подкреплены договором аренды — это намного надежнее, чем устная договоренность с вашим знакомым.

То же самое касается и натурных съемок. Не поленитесь заранее съездить на место, чтобы увидеть все своими глазами, продумать логистику, размещение декораций и организацию работы съемочной группы. Самый живописный косогор для видовой съемки может оказаться недоступным в нужный момент из-за раскисшей грунтовой дороги. Такие вещи могут оказать решающее значение для вашего съемочного процесса и их необходимо учитывать заранее.

Всегда старайтесь подготовить запасной вариант для каждой локации. Бывает, что в офисах прорывает трубы или отключается свет, а в намеченном для съемок финальной сцены городском парке внезапно организуют благотворительный марафон, о котором вы и не подозревали заранее.

 

6Оборудование и реквизит

Кадр из фильма «Эд Вуд» (1994) / Фото: Touchstone Pictures
Кадр из фильма «Эд Вуд» (1994) / Фото: Touchstone Pictures

Тщательно проработанный сценарий и качественная раскадровка помогут вам определиться с набором оборудования, необходимого для съемок той или иной сцены. Еще перед стартом производства вы должны понимать, что и когда вам понадобиться и иметь четкий список всей аппаратуры на каждую сцену — это позволит правильно спланировать съемочный график и оптимизировать процесс работы.

Старайтесь использовать один и тот же набор оборудования на разных сценах в один съемочный день — это поможет значительно сэкономить на аренде. Если у вас чего-то не хватает — сперва спросите у членов своей съемочной группы, часто они могут помочь недостающим оборудованием, и лишь затем ищите варианты сторонней аренды.

То же самое касается костюмов и реквизита, необходимых для съемок. Разыскать нужные вещи — это большая работа и в идеальном случае ею должен заниматься отдельный специально обученный человек. Но если вы не можете рассчитывать на голливудские бюджеты, выходите из ситуации с выдумкой. Часто одолжить нужные вещи можно у друзей и знакомых, бросьте «клич» в социальных сетях — многие готовы помочь реализации творческого замысла безвозмездно. Антуражные вещи можно поискать на барахолках и в секонд-хендах — это значительно дешевле, чем делать их на заказ или покупать в специализированных магазинах.

 

7График

Кадр из фильма «Перемотка» (2008) / Фото: Focus Features
Кадр из фильма «Перемотка» (2008) / Фото: Focus Features

Съемочный график — это важнейший элемент препродакшна. Чтобы грамотно его составить, нужно учесть множество факторов: загруженность актеров и членов вашей съемочной группы, доступность нужных локаций, требования вашего сценария и даже погодные и климатические условия. В свою очередь, от выбранного графика будут зависеть сроки и стоимость аренды кинематографического оборудования и реквизита, цена и наличие билетов (если ваши съемки предполагают какие-то масштабные географические перемещения).

График должен быть максимально сжатым и насыщенным — это сделает ваш проект дешевле и понравится клиентам, которые любят скорость и четкость. Но при этом, нельзя допустить, чтобы сжатые сроки оказали влияние на качество съемок — соблюсти этот баланс непросто, но необходимо.

Старайтесь оставлять небольшой люфт в своем расписании и заранее планировать альтернативное заполнение съемочных дней. Если в одну из смен по какой-то причине не явился ключевой актер, переходите к запасному варианту и, например, снимайте пейзажную сцену, чтобы не терять драгоценное время.

 

8Работа на площадке

Кадр из фильма «Жизнь за кадром» (2000) / Фото: Fine Line Features
Кадр из фильма «Жизнь за кадром» (2000) / Фото: Fine Line Features

Когда вы подобрали все необходимые локации для съемок, пришло время подумать об организации непосредственной съемочной работы. Где будет стоять оператор, куда будет направлен свет, в каком уголке можно нанести грим и переодеть актеров? Все эти мелочи имеют большое значение и, если позаботиться о них заранее — вы сэкономите кучу времени и денег в процессе непосредственной съемки.

Когда-нибудь превизуализация расположения камер и освещения станет максимально простой и похожей на компьютерную игру, но пока этого не произошло, готовьте все нужные планы на бумаге. Держите съемочные карты и операторские экспликации при себе во время съемок каждой сцены. Тогда вы сможете за 15 минут организовать работу своей команды и не тратить время на долгие обсуждения и ненужные эксперименты.

 

9Звуковая экспликация

Кадр из фильма «Прокол» (1991) / Фото: Filmways Pictures
Кадр из фильма «Прокол» (1991) / Фото: Filmways Pictures

Немаловажный момент, о котором зачастую забывают даже опытные продюсеры. На дворе XXI век и вы снимаете не немое кино (или вы все-таки хотите воскресить Чарли Чаплина?). Вам понадобится звук и музыка. Если для первого достаточно определиться со звукорежиссером и арендовать нужное оборудование, то с музыкой дела обстоят несколько сложнее.

Если вы планируете купить или скачать из бесплатной базы нужные атмосферные мелодии, то это можно сделать и после съемок фильма на этапе постпродакшна во время монтажа. Но если вы планируете делать «авторский контент», нанять композитора и музыкантов — с этим нужно определиться еще до старта съемок. Вы должны понимать их расценки, чтобы скорректировать свой бюджет, договориться о сроках и порядке работы. В свою очередь автор музыки должен ознакомиться с идеей проекта и сделать какие-то наброски для себя. Написание оригинальной авторской мелодии — процесс не быстрый и обычно он стартует еще до начала съемок.

 

10Финальная читка

Кадр из фильма «Пролетая над гнездом кукушки» (1975) / Фото: United Artists
Кадр из фильма «Пролетая над гнездом кукушки» (1975) / Фото: United Artists

Когда, наконец, вы закончили все приготовления: написали сценарий и нарисовали раскадровку, выбрали актеров и наняли съемочную группу, договорились об аренде оборудования и реквизита, лично посмотрели все локации для съемок и составили подробный съемочный график, пришло время для самого главного — финальной читки.

Пригласите своих актеров и съемочную команду на чтение сценария, прогоните весь сюжет на общем собрании и обсудите спорные моменты, выслушав критику и ценные предложения. Дайте возможность высказаться всем своим коллегам, и это решит большинство проблем в будущем, избавив вас от ненужных дискуссий и непонимания непосредственно на съемочной площадке.

Препродакшн — это база любого хорошего видео, без которой вы обречете себя на ежедневные страдания, суету и срывы сроков. Только тщательная подготовка всех составляющих продакшна позволит сделать все на качественно высоком уровне и получить удовольствие от процесса. Конечно, мелких проблем и несостыковок не избежать — в этой индустрии никогда не получится идти по накатанным рельсам.

Будьте готовы преодолевать возникающие препятствия и откатывать локомотив своего кинопроизводства на «запасные пути». Ведь в хорошем плане они обязательно предусмотрены. В остальном — относитесь к проблемам с юмором и перед работой пересмотрите еще раз бессмертный советский мультфильм «Фильм, фильм, фильм».
 

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.  

 
 


Обложка: кадр из фильма «Кинг-Конг» (2005) / Universal Pictures