Практика

Как подготовить мастер-трек для кинотеатров?

Работа над звуком для фильмов часто заканчивается экспортом мастер-файла в формате .wav, однако что делать звукорежиссеру, если фильм будет идти в кинотеатре? Рассмотрим этапы подготовки мастер-файла для кинотеатров в Pro Tools

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров

На небольших проектах звукорежиссеры обычно сдают свою работу в виде стерео мастер-файла в формате .wav, следуя техническим требованием учебного заведения или стандартам телевидения. Но для фестивалей и кинотеатров нужно отправить файл определенного формата. Над проектами с крупным бюджетом часто работает большая команда, однако на недорогих картинах заниматься подготовкой мастер-файла для кинотеатра придется именно вам.
 

Что такое DCP?


DCP (Digital Cinema Package) file — это набор цифровых файлов, используемых для хранения и передачи потоков цифрового аудио, изображения и прочих данных. Этот тип файлов может быть загружен на сертифицированные серверы проектора (плэйсервер), форматированные под файловые системы типа NTFS, Ext3 или Ext4. DCP-файлы должны соответствовать стандартам DCI (Digital Cinema Initiatives), разработанным консорциумом, состоящим из ведущих мировых студий. 

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

В каждом DCP-пакете есть файлы ASSETMAP, VOLINDEX, CPL, PKL и MXF-контейнеры с аудио и видеоконтентом.
 
  • ASSETMAP — XML-файл, который обеспечивает привязку UUID (universally unique identifier — универсальный уникальный идентификатор) к имени и отвечает за местонахождение файлов на диске.
  • VOLINDEX — файл, который содержит единственный параметр-идентификатор номера тома.
  • PKL (Packing List) — содержит информацию о содержимом пакета, включая CPL. Также в PKL содержится информация о HASH-суммах всех файлов, и во время копирования фильма плэйсерверы осуществляют валидацию контента, то есть проверяют на наличие ошибок.
  • CPL (Composition Playlist) — содержит информацию о порядке воспроизведения файлов, длине и типе проигрывания MXF-файлов.

Фильм может включать дополнительные пакеты (Supplemental DCP). Обычно они содержат информацию вроде субтитров, альтернативных дорожек и так далее. Для воспроизведения фильма нужен полный набор пакетов, включая дополнительные. У каждой цифровой копии есть паспорт, где перечислены все необходимые пакеты для воспроизведения фильма. Таким образом, весь фильм в итоге занимает порядка 200 ГБ.

Сжатие медиа-файлов изображения происходит по стандартам JPEG-2000, а звук сохранятся без сжатия в формате Broadcast Wave (.wav) с квантованием 24-бит и частотой дискретизации 48 или 96 кГЦ. Это значит, что в DCP-файле вы получаете тот же самый звук по качеству, что у вас был в сессии Pro Tools, не теряя ничего при сжатии.
 

На что обратить внимание перед созданием DCP-файла?


Перед тем, как вы приметесь за создание DCP, вам необходимо обратить внимание на некоторые нюансы в сессии проекта.
 
  • Общая проверка и ручная фильтрация LFE-канала

Микс для кинотеатров, скорее всего, потребуется в многоканальном формате: 5.1 или 7.1. Так как DCP не производит никакого сжатия звука, то в кинотеатре все прозвучит точь-в-точь, как и в вашем проекте. Именно поэтому важно прослушать сессию несколько раз и проверить на предмет клиппинга, неверно выставленных уровней громкости, панорамирования и так далее.

Чтобы информация на канале LFE (Low-Frequency Effects) воспроизводилась верно, не поленитесь вручную отфильтровать его, срезав «лишние» частоты выше 120 Гц low-pass-фильтром при помощи плагина, вроде «Waves LFE 360°».



 
  • Порядок каналов

Существует несколько порядков каналов. По умолчанию Pro Tools использует 'Standart Film Channel Order', а именно L, C, R, Ls, Rs, LFE. Однако в действительности кинотеатры используют стандарт SMPTE: L, R, C, LFE, Ls, Rs.




Обратите внимание, что изменение роутинга в секции секвенсора «I/O» может перенаправить сигнал в разные громкоговорители вашей студии, однако параметры экспорта с соответствующим программе останутся неизменными в плане порядка. Именно поэтому важно впоследствии обращать на это внимание и уведомлять монтажера о порядке каналов, если финальную версию фильма будете экспортировать не вы.



 

Создание DCP-файла


Когда все готово и вы экспортировали финальную .WAV в многоканальном формате, самое время создать долгожданный DCP-файл. Для этого нам потребуется внешний софт, вроде DCP-o-matic. Существует много утилит для создания DCP, многие из которых бесплатные. Они все работают по похожему принципу: вам нужно выставить различные параметры, после чего экспортировать исходный файл в DCP. Если вы отвечаете за финальный экспорт, не забудьте уточнить параметры относительно видео: разрешение, соотношение и так далее.

Что касается аудио, то вам предстоит еще раз проверить и выбрать нужный порядок каналов, а также ввести дополнительные параметры, если необходимо.

Обложка: Hermes Rivera


Процесс подготовки и создания DCP-файла для воспроизведения в кинотеатрах не особо сложный, однако он, безусловно, ответственный, ведь если при экспорте вы перепутаете порядок каналов или неверно отстроите соотношение уровней, фильм рискует прозвучать плохо на акустической системе кинотеатра.
 

Обложка: Hermes Rivera

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 490
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 404
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2092
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 2040
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1065
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1371
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее