Практика

Как подготовить мастер-трек для кинотеатров?

Работа над звуком для фильмов часто заканчивается экспортом мастер-файла в формате .wav, однако что делать звукорежиссеру, если фильм будет идти в кинотеатре? Рассмотрим этапы подготовки мастер-файла для кинотеатров в Pro Tools


Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров

На небольших проектах звукорежиссеры обычно сдают свою работу в виде стерео мастер-файла в формате .wav, следуя техническим требованием учебного заведения или стандартам телевидения. Но для фестивалей и кинотеатров нужно отправить файл определенного формата. Над проектами с крупным бюджетом часто работает большая команда, однако на недорогих картинах заниматься подготовкой мастер-файла для кинотеатра придется именно вам.
 

Что такое DCP?


DCP (Digital Cinema Package) file — это набор цифровых файлов, используемых для хранения и передачи потоков цифрового аудио, изображения и прочих данных. Этот тип файлов может быть загружен на сертифицированные серверы проектора (плэйсервер), форматированные под файловые системы типа NTFS, Ext3 или Ext4. DCP-файлы должны соответствовать стандартам DCI (Digital Cinema Initiatives), разработанным консорциумом, состоящим из ведущих мировых студий. 

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

В каждом DCP-пакете есть файлы ASSETMAP, VOLINDEX, CPL, PKL и MXF-контейнеры с аудио и видеоконтентом.
 
  • ASSETMAP — XML-файл, который обеспечивает привязку UUID (universally unique identifier — универсальный уникальный идентификатор) к имени и отвечает за местонахождение файлов на диске.
  • VOLINDEX — файл, который содержит единственный параметр-идентификатор номера тома.
  • PKL (Packing List) — содержит информацию о содержимом пакета, включая CPL. Также в PKL содержится информация о HASH-суммах всех файлов, и во время копирования фильма плэйсерверы осуществляют валидацию контента, то есть проверяют на наличие ошибок.
  • CPL (Composition Playlist) — содержит информацию о порядке воспроизведения файлов, длине и типе проигрывания MXF-файлов.

Фильм может включать дополнительные пакеты (Supplemental DCP). Обычно они содержат информацию вроде субтитров, альтернативных дорожек и так далее. Для воспроизведения фильма нужен полный набор пакетов, включая дополнительные. У каждой цифровой копии есть паспорт, где перечислены все необходимые пакеты для воспроизведения фильма. Таким образом, весь фильм в итоге занимает порядка 200 ГБ.

Сжатие медиа-файлов изображения происходит по стандартам JPEG-2000, а звук сохранятся без сжатия в формате Broadcast Wave (.wav) с квантованием 24-бит и частотой дискретизации 48 или 96 кГЦ. Это значит, что в DCP-файле вы получаете тот же самый звук по качеству, что у вас был в сессии Pro Tools, не теряя ничего при сжатии.
 

На что обратить внимание перед созданием DCP-файла?


Перед тем, как вы приметесь за создание DCP, вам необходимо обратить внимание на некоторые нюансы в сессии проекта.
 
  • Общая проверка и ручная фильтрация LFE-канала

Микс для кинотеатров, скорее всего, потребуется в многоканальном формате: 5.1 или 7.1. Так как DCP не производит никакого сжатия звука, то в кинотеатре все прозвучит точь-в-точь, как и в вашем проекте. Именно поэтому важно прослушать сессию несколько раз и проверить на предмет клиппинга, неверно выставленных уровней громкости, панорамирования и так далее.

Чтобы информация на канале LFE (Low-Frequency Effects) воспроизводилась верно, не поленитесь вручную отфильтровать его, срезав «лишние» частоты выше 120 Гц low-pass-фильтром при помощи плагина, вроде «Waves LFE 360°».



 
  • Порядок каналов

Существует несколько порядков каналов. По умолчанию Pro Tools использует 'Standart Film Channel Order', а именно L, C, R, Ls, Rs, LFE. Однако в действительности кинотеатры используют стандарт SMPTE: L, R, C, LFE, Ls, Rs.




Обратите внимание, что изменение роутинга в секции секвенсора «I/O» может перенаправить сигнал в разные громкоговорители вашей студии, однако параметры экспорта с соответствующим программе останутся неизменными в плане порядка. Именно поэтому важно впоследствии обращать на это внимание и уведомлять монтажера о порядке каналов, если финальную версию фильма будете экспортировать не вы.



 

Создание DCP-файла


Когда все готово и вы экспортировали финальную .WAV в многоканальном формате, самое время создать долгожданный DCP-файл. Для этого нам потребуется внешний софт, вроде DCP-o-matic. Существует много утилит для создания DCP, многие из которых бесплатные. Они все работают по похожему принципу: вам нужно выставить различные параметры, после чего экспортировать исходный файл в DCP. Если вы отвечаете за финальный экспорт, не забудьте уточнить параметры относительно видео: разрешение, соотношение и так далее.

Что касается аудио, то вам предстоит еще раз проверить и выбрать нужный порядок каналов, а также ввести дополнительные параметры, если необходимо.

Обложка: Hermes Rivera


Процесс подготовки и создания DCP-файла для воспроизведения в кинотеатрах не особо сложный, однако он, безусловно, ответственный, ведь если при экспорте вы перепутаете порядок каналов или неверно отстроите соотношение уровней, фильм рискует прозвучать плохо на акустической системе кинотеатра.
 

Обложка: Hermes Rivera

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Девчата»

Рассказываем, как снимался один из самых популярных советских фильмов, не теряющий своего шарма до сих пор. Комедия Юрия Чулюкина «Девчата» могла стать одной из многих производственных мелодрам в стиле соцреализма, но превратилась в нечто большее

11 ноября 23930
Практика

Приемы: Правило 30 градусов

Разбираемся в базовом принципе съемки и монтажа, от соблюдения которого зависит логика повествования и гармоничность восприятия

5 ноября 4582
Слова

«В рынок контента вваливаются огромные деньги»: разговор о телевидении в 15 цитатах

На международном конгрессе НАТ Константин Эрнст, Вячеслав Муругов, Игорь Мишин, Алексей Земский и Александр Акопов поговорили об ошибках нашего ТВ, его будущем, о конкуренции и партнерстве. Собрали важные цитаты встречи

6 ноября 3101
Слова

Почему за веб-сериалами будущее?

Почему лучше снимать не выходя из своей квартиры, зачем цензурировать мат и как затащить в недорогой веб-сериал Сергея Безрукова: режиссеры, фестивальная отборщица и сценарный коуч об особенностях самого перспективного формата

1 ноября 2006
Слова

Дмитрий Носков: «Ответственно заявляю, что Ханс Циммер убил киномузыку»

Мы поговорили с композитором Дмитрием Носковым о разнице киномузыки для авторских и коммерческих фильмов, о том, чем Циммер отличается от Уильямса, развеяли несколько мифов и загадок и узнали, как овладеть профессией кинокомпозитора и остаться в ней

5 ноября 1839
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее