Практика

Основы работы с объемным звуком в формате 5.1

С развитием аудиотехнологий форматы объемного звучания становятся все актуальнее. Вот несколько базовых правил работы с surround-звуком

  • 6 ноября 2018
  • 1933
Павел Новиков

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров
 
Начнем с небольшого экскурса в природу объемного звука. Историю возникновения этого формата оставим для последующих статей, сейчас же — сразу к делу. Слово «surround» дословно переводится с английского языка как «окружающий, обволакивающий». Выходит, «surround sound» — это «обволакивающий звук»? Совершенно верно. Когда мы заходим в кинотеатр, то видим, что динамики буквально окружают нас со всех сторон.

Фото: Tanner Boriack
Фото: Tanner Boriack

Есть много типов объемного звука. Наверняка вы видели обозначения вроде «система 5.1» или что-то в этом роде. Это означает, что в этой системе есть 5 аудиоканалов (левый L, центральный C, правый R, левый surround LS, правый surround RS), а также дополнительный канал LFE (Low Frequency Extension), отвечающий за воспроизведение низкочастотных эффектов (к примеру, взрывов). Если первые пять каналов подключаются к обычным громкоговорителям, то шестой (0.1) — к сабвуферу. Это — громкоговоритель, ограниченный по полосе пропускания (80-120 Гц). Соответственно, в системах вроде «7.1» присутствует еще два канала и так далее.

Чтобы начать работать с объемным звуком, сперва нужно правильно расположить громкоговорители. Расположение мониторов для первых аудиоканалов (левый — L и правый — R) стандартное — равносторонний треугольник с углом 60 градусов к позиции слушателя, как и при стерео.


Схема расположения мониторов для первых аудиоканалов

Обычно у новичков возникают проблемы именно с расположением громкоговорителей последующих каналов. Динамик центрального канала стоит расположить прямо перед вами, а вот surround-мониторы должны располагаться сзади вас так, чтобы угол составлял около 110 градусов. Сабвуфер, отвечающий за канал LFE, располагается немного слева от центрального громкоговорителя.


Схема расположения surround-мониторов

Какие именно громкоговорители использовать, — зависит от вас, однако рекомендуется использовать модели одного бренда для однородного звучания.

Следующим этап — оптимизация вашего секвенсера (DAW — digital audio workstation) под формат объемного звучания. Каждая программа настраивается немного по-разному, так что поделюсь лишь некоторыми общими советами.
 
  • Добейтесь одинакового уровня звукового давления (SPL) на всех громкоговорителях. Калибровка крайне важна для хороших миксов. Руководствоваться можно таблицей звукорежиссера Роджера Герена.

Таблица калибровки звука
 
  • Уделите должное внимание калибровке сабвуфера. Его уровень должен быть примерно на 10 дБ выше, нежели уровни остальных каналов.
  • Используйте (RTA) при калибровке для более точной настройки.
  • Помните, что канал LFE и просто выход сабвуфера — разные вещи. Вот, как объясняет это компания Dolby.
 

Разница между каналом LFE и выходом сабвуфера в том, что канал LFE используется для передачи дополнительной информации НЧ, в то время как выход сабвуфера представляет собой воспроизведение всей низкочастотной информации, которая может поступать и из других каналов.

 
  • Не стоит экспериментировать с назначением каналов. Следуйте общепринятым нормам: SMPTE/ITU распространен в США и Канаде, а порядок Film — в Европе.


Таблица соответствия обозначений каналов

Переходим к сведению. Такой творческий процесс сложно разбить пошагово, так что выделим основные правила сведения в формате surround.
  • Речь должна находиться в центральном канале. Да, если вам нужно подчеркнуть, что человек вышел из кадра, то нет ничего страшного в том, чтобы отправить какие-то реплики в другие каналы, однако помните, что голос — самый важный компонент в фильме, передающий практически всю смысловую информацию.
  • Сохраните место для речи: контроль частот всех звуков в пределах 2-5 кГц поможет вам улучшить «прозрачность» голосов. Для этого можно использовать обработку типа side-chain, динамическую эквализацию и другие способы. Также не забывайте, что порой четкость голосов не требуется: вспомните, как в какой-либо динамичной сцене блокбастера персонажи буквально перекрикивают друг друга.

Фото: Sayhitobel
Фото: Sayhitobel
 
  • При просмотре фильма слушатели вряд ли будут сидеть в идеальном положении, в каком располагаетесь вы при сведении. Поменяйте позицию, проверив баланс каналов: может, какие-то звуки будут слишком громкие, а какие-то совсем не слышно;
  • Используйте многоканальные ревебераторы для более натуральной передачи акустических условий (такой формат, к примеру, поддерживают плагины Altiverb и Waves IR360).
  • Музыка обычно отправляется на 75% в каналы L и R, и на 25% в LS и RS.
  • Эффекта типа «фоли» (foley) принято направлять в центральный канал.
  • Акцентированные action-эффекты от взрывов, выстрелов и так далее посылайте на передние каналы L и R, а также на 50% на канал LFE.
  • Фоновые шумы располагаются в равном соотношении в передние каналы L и R и LS и RS.
  • Умение работать с объемным звуком крайне важно для звукорежиссера. Surround сейчас встречается буквально на каждом шагу: на телевидении, в сериалах на Netflix, в видеоиграх, в кинотеатрах. С развитием технологии формат стерео вряд ли попадет, однако то, что практически в любом случае звукорежиссерам придется сводить миксы в многоканальных форматах, — очевидный факт. Как видите, это не так сложно.

Источники:  

Обложка: Ingo Schulz

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

10 самых длинных художественных фильмов в истории кино

Продолжительность фильма в 1,5-2,5 часа давно считается стандартной, однако есть примеры гораздо более длинных картин. Вспоминаем фильмы-рекордсмены хронометража и разбираемся, зачем некоторым авторам нужны «дистанции» в 4, 10, а то и 13 часов   

  • 9 июля
  • 8709
Практика

Приемы: Эффект Кулешова

Как между двумя неравными по значению кадрами возникает новый смысл, что оказывает на зрителя наибольшее эмоциональное воздействие и почему монтаж важнее самой блистательной актерской игры — вспоминаем суть эффекта Кулешова

  • 8 июля
  • 4366
Практика

Приемы: Как создаются фильмы ужасов

Чувство страха — базовая эмоция человека. Если наш мозг не может определить явление как нормальное, мы испытываем страх. На страхе перед неизведанным основан жанр фильмов ужасов или хорроров. Разберем его особенности

  • 5 июля
  • 4037
Практика

Как это снято: «Антихрист»

Депрессия, слоу-моушн, членовредительство, муляжи, порно-дублеры и актерский экстрим — к 10-летию «Антихриста» Ларса фон Триера вспоминаем, как создавалась одна из самых жутких картин XXI века

  • 7 июля
  • 3798
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Люка Бессона

Пускай новые фильмы Люка Бессона не идут ни в какое сравнение с его классикой, вроде «Леона» или «Пятого элемента», зато список любимых картин режиссера действительно заслуживает внимания: от шедевров анимации и блокбастеров до европейского арт-хауса и американского социального кино

  • 13 июля
  • 1990
Практика

Как это снято: «С широко закрытыми глазами»

20 лет назад на экраны вышел последний и самый спорный фильм Стэнли Кубрика. Погружаемся в непростую историю создания картины и изучаем ее особенности: рекорд съемочного периода, сюр, гирлянды и «мертвая» технология рир-проекции

  • 16 июля
  • 1576
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее