tvkinoradio.ru на паузе. Ждем лета, верим в лучшее
Что случилось?
Практика

Основы работы с объемным звуком в формате 5.1

С развитием аудиотехнологий форматы объемного звучания становятся все актуальнее. Вот несколько базовых правил работы с surround-звуком

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров
 
Начнем с небольшого экскурса в природу объемного звука. Историю возникновения этого формата оставим для последующих статей, сейчас же — сразу к делу. Слово «surround» дословно переводится с английского языка как «окружающий, обволакивающий». Выходит, «surround sound» — это «обволакивающий звук»? Совершенно верно. Когда мы заходим в кинотеатр, то видим, что динамики буквально окружают нас со всех сторон.

Фото: Tanner Boriack
Фото: Tanner Boriack

Есть много типов объемного звука. Наверняка вы видели обозначения вроде «система 5.1» или что-то в этом роде. Это означает, что в этой системе есть 5 аудиоканалов (левый L, центральный C, правый R, левый surround LS, правый surround RS), а также дополнительный канал LFE (Low Frequency Extension), отвечающий за воспроизведение низкочастотных эффектов (к примеру, взрывов). Если первые пять каналов подключаются к обычным громкоговорителям, то шестой (0.1) — к сабвуферу. Это — громкоговоритель, ограниченный по полосе пропускания (80-120 Гц). Соответственно, в системах вроде «7.1» присутствует еще два канала и так далее.

Чтобы начать работать с объемным звуком, сперва нужно правильно расположить громкоговорители. Расположение мониторов для первых аудиоканалов (левый — L и правый — R) стандартное — равносторонний треугольник с углом 60 градусов к позиции слушателя, как и при стерео.


Схема расположения мониторов для первых аудиоканалов

Обычно у новичков возникают проблемы именно с расположением громкоговорителей последующих каналов. Динамик центрального канала стоит расположить прямо перед вами, а вот surround-мониторы должны располагаться сзади вас так, чтобы угол составлял около 110 градусов. Сабвуфер, отвечающий за канал LFE, располагается немного слева от центрального громкоговорителя.


Схема расположения surround-мониторов

Какие именно громкоговорители использовать, — зависит от вас, однако рекомендуется использовать модели одного бренда для однородного звучания.

Следующим этап — оптимизация вашего секвенсера (DAW — digital audio workstation) под формат объемного звучания. Каждая программа настраивается немного по-разному, так что поделюсь лишь некоторыми общими советами.
 
  • Добейтесь одинакового уровня звукового давления (SPL) на всех громкоговорителях. Калибровка крайне важна для хороших миксов. Руководствоваться можно таблицей звукорежиссера Роджера Герена.

Таблица калибровки звука
 
  • Уделите должное внимание калибровке сабвуфера. Его уровень должен быть примерно на 10 дБ выше, нежели уровни остальных каналов.
  • Используйте (RTA) при калибровке для более точной настройки.
  • Помните, что канал LFE и просто выход сабвуфера — разные вещи. Вот, как объясняет это компания Dolby.
 

Разница между каналом LFE и выходом сабвуфера в том, что канал LFE используется для передачи дополнительной информации НЧ, в то время как выход сабвуфера представляет собой воспроизведение всей низкочастотной информации, которая может поступать и из других каналов.

 
  • Не стоит экспериментировать с назначением каналов. Следуйте общепринятым нормам: SMPTE/ITU распространен в США и Канаде, а порядок Film — в Европе.


Таблица соответствия обозначений каналов

Переходим к сведению. Такой творческий процесс сложно разбить пошагово, так что выделим основные правила сведения в формате surround.
  • Речь должна находиться в центральном канале. Да, если вам нужно подчеркнуть, что человек вышел из кадра, то нет ничего страшного в том, чтобы отправить какие-то реплики в другие каналы, однако помните, что голос — самый важный компонент в фильме, передающий практически всю смысловую информацию.
  • Сохраните место для речи: контроль частот всех звуков в пределах 2-5 кГц поможет вам улучшить «прозрачность» голосов. Для этого можно использовать обработку типа side-chain, динамическую эквализацию и другие способы. Также не забывайте, что порой четкость голосов не требуется: вспомните, как в какой-либо динамичной сцене блокбастера персонажи буквально перекрикивают друг друга.

Фото: Sayhitobel
Фото: Sayhitobel
 
  • При просмотре фильма слушатели вряд ли будут сидеть в идеальном положении, в каком располагаетесь вы при сведении. Поменяйте позицию, проверив баланс каналов: может, какие-то звуки будут слишком громкие, а какие-то совсем не слышно;
  • Используйте многоканальные ревебераторы для более натуральной передачи акустических условий (такой формат, к примеру, поддерживают плагины Altiverb и Waves IR360).
  • Музыка обычно отправляется на 75% в каналы L и R, и на 25% в LS и RS.
  • Эффекта типа «фоли» (foley) принято направлять в центральный канал.
  • Акцентированные action-эффекты от взрывов, выстрелов и так далее посылайте на передние каналы L и R, а также на 50% на канал LFE.
  • Фоновые шумы располагаются в равном соотношении в передние каналы L и R и LS и RS.
  • Умение работать с объемным звуком крайне важно для звукорежиссера. Surround сейчас встречается буквально на каждом шагу: на телевидении, в сериалах на Netflix, в видеоиграх, в кинотеатрах. С развитием технологии формат стерео вряд ли попадет, однако то, что практически в любом случае звукорежиссерам придется сводить миксы в многоканальных форматах, — очевидный факт. Как видите, это не так сложно.

Источники:  

Обложка: Ingo Schulz

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так со «Спутником»: не тот «чужой», не тот прокат, не тот герой, не те детали

Мы удивились, что даже спустя месяц после выхода на стриминговых платформах блокбастер «Спутник» до сих пор смотрят и обсуждают. Почему так происходит и в чем секрет успеха картины, прикидывающейся фантастикой, а на деле являющейся драмой про всех нас вне зависимости от времени?

25 мая 8722
Обзоры

Главные сериалы лета 2020

Пандемия не остановила производство сериалов. Мы решили сосредоточиться на тех, которые сами хотим посмотреть (или уже посмотрели) и соответственно, вам рекомендуем. Максимально коротко

1 июня 3655
Практика

Приемы: Общий план

Общий план — один из старейших и самых очевидных киноприемов, с которым все не так просто. Разбираемся в его разновидностях, смыслах и особенностях использования

27 мая 2447
Слова

Илья Аксенов: «Сериал „Мир! Дружба! Жвачка!“ набирал обороты, чтобы потом ударить по зрителю обухом»

На ТНТ идут премьерные эпизоды сериала «Мир! Дружба! Жвачка!», посвященного «лихим 90-ым». Поговорили с режиссером Ильей Аксеновым о разнице между фильмами для сервиса Premier и их телеверсиями, что такое универсальная драма и как корректно снимать то, что было в твоем детстве

26 мая 1803
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее