Практика

Кто такой креативный продюсер и как им стать

С чего начинать погружение в профессию, какой бэкграунд будет полезен, с какими трудностями придется столкнуться в процессе и почему это интересно — узнали на мастер-классе Максима Полинского и Николая Булыгина, креативных продюсеров «Мажора» и «Троцкого»


Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

В рамках образовательной платформы на открытом фестивале студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна» состоялся разговор на тему «Креативный продюсер: кто это и как им стать?». Своим опытом поделились Максим Полинский и Николай Булыгин — креативные продюсеры сериалов «Мажор» (2-3 сезоны), «Метод» (1-2 сезоны), «Троцкий» и полнометражных фильмов «Килиманджаро», «В спорте только девушки». Также они выступили режиссерами эпизодов альманаха «Ёлки последние», сериала «Мажор 2» и монтировали проекты «Ёлки», «Кухня в Париже», «Духless», «Духless 2» и «Бесы».
 
Трейлер фильма «В спорте только девушки» (2013)

Вместе со спикерами разбираемся, в чем обязанности креативного продюссера и чем эта профессия отличается от зарубежных аналогов.
 

Кто такой креативный продюсер


Как выяснилось, ответить однозначно довольно сложно. Само понятие появилось в нашей стране давно — как альтернатива американским шоураннерам, однако, как и любое заимствование, со временем приобрело дополнительные значения.

Мы привыкли считать, что продюсер — это тот, кто запускает проект, ищет спонсоров, участвует в подборе команды, имеет право голоса (часто — решающее) на всех стадиях производства фильма или сериала (речь, прежде всего, о телевизионных проектах). Что меняет в данном случае приставка «креативный»? Очевидно, предполагает, что продюсер будет не только советовать и решать организационные вопросы, но и непосредственно участвовать в съемочном процессе.

На открытом фестивале студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна» / Фото: пресс-служба фестиваля
На открытом фестивале студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна» / Фото: пресс-служба фестиваля

Контроль над всеми этапами творчества — от момента выбора проекта, подготовки к запуску, непосредственно съемок до монтажа и выпуска готового продукта — основная задача креативного продюсера.

Описание в теории выглядит понятно, но на практике все часто бывает иначе.

Максим и Николай рассказали, что пришли в это направление из постпродакшна — оба начинали свой путь в кино режиссерами монтажа и до сих пор ими остаются. По их словам, такой бэкграунд сильно помогает — позволяет видеть процесс заранее, уже во время съемок понимать, каким образом можно снять сцену, даже не имея на руках предварительных раскадровок и находясь в жестких условиях ограниченного времени (что в производстве наших сериалов не редкость, но об этом ниже). На некоторых проектах они выступали режиссерами, что тоже позволило овладеть незаменимыми в работе навыками.

На открытом фестивале студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна» / Фото: пресс-служба фестиваля
На открытом фестивале студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна» / Фото: пресс-служба фестиваля

Не менее важны и организационные способности. В цепочке студия-продюсер-режиссер у каждого есть собственное видение, и задача креативного подюсера — соблюдать баланс интересов, чтобы качество итогового продукта удовлетворяло авторов и аудиторию.

Получается, что универсального списка должностных обязанностей у креативного продюсера нет. Творческий и организационный контроль проекта на всех этапах производства — лишь основа профессии, на которую могут накладываться самые разные функции.
 

Отличие от зарубежного опыта


В Америке шоураннеры — это, как правило, сценаристы и исполнительные продюсеры в одном лице. Они придумывают идею, пишут сценарий и берут контроль над его реализацией. Достаточно вспомнить громкие сериалы последних лет: «Теория большого взрыва», «Безумцы», «Американская история ужасов», «Игра престолов», «Оранжевый — хит сезона», «Фарго». Шоураннеры каждого из них — профессиональные писатели, драматурги, сценаристы с внушительным списком успешных ТВ-проектов.
 
Трейлер сериала «Оранжевый – хит сезона»

В России, как рассказали Максим и Николай, сценарный опыт — вовсе не обязательная ступенька на пути к должности креативного продюсера. Но есть важные требования, которые никто не отменял. Прежде всего, знание основ драматургии. Независимо от того, берет ли продюсер в работу готовый сценарий, ищет ли сценаристов, которые воплотят его идею, или самостоятельно создает новый проект с нуля, он должен «вести» героя по всей истории, не нарушая драматургическую структуру и держа в уме все детали сюжета. Одним словом, с текстом в любом случае придется работать — переписывать и дорабатывать сцены, редактировать существующие, сочинять новые.
 

Особенности российского производства


Прочитав книгу Нила Ландау «Дорожная карта шоураннера», которая вышла у нас несколько лет назад, можно составить представление о специфике профессии, узнать об особенностях работы на разных проектах, однако чужой опыт всегда приходится трансформировать и адаптировать для конкретных условий работы.

Книга Нила Ландау «Дорожная карта шоураннера»


Работа креативного продюсера — интересный микс различных творческих задач, потому и звучит так привлекательно. Но понимать, с чем придется столкнуться в процессе, лучше на берегу.

Не секрет, что принципиальное отличие ТВ от кино — быстрота реакции на происходящее. Новостной поток требует моментального реагирования на изменение ситуации, примерно того же ждет зритель и в случае с развлекательным контентом. Однако здесь есть свои особенности.

В первую очередь они касаются сжатых сроков производства. Запуская какой-либо проект, наши зарубежные коллеги, по словам специалистов, более тщательно подходят к подготовительному периоду: нередко он растягивается на несколько лет. У нас же это может быть довольно быстрым решением. К примеру, написание сценария, подбор локаций, кастинг, съемки и постпродакшн сериала «Троцкий» заняли всего 15 месяцев — рекордный период для 8-серийного проекта.

Креативный продюсер Николай Булыгин на открытом фестивале студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна» / Фото: пресс-служба фестиваля
Креативный продюсер Николай Булыгин на открытом фестивале студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна» / Фото: пресс-служба фестиваля

Работая в такие сжатые сроки приходится максимально быстро оптимизировать процесс для решения самых разных задач одновременно.

Кроме того, для запуска проекта на западе студии необходим не только готовый сценарий первого сезона, но и краткий синопсис последующих (если они запланированы), чтобы общая линия развития героев была ясна. Анализ рейтингов, безусловно, важен — в случае неудачи сериал закроют после первого сезона. Очевидно, что студии охотнее поддерживают уже полюбившиеся зрителям истории, чем запускают новые.
Продолжения российских телесериалов, по словам Полинского и Булыгина, могут придумываться именно на основании хороших цифр, что сразу осложняет работу над всеми этапами проекта.

Отсюда ключевая функция креативных продюсеров — умение подключаться ко всем процессам. Пожалуй, в киноиндустрии нет альтернативных мультиспециалистов, ведь в большинстве случаев каждый отвечает за свой участок. Сколько бы времени ни прошло от запуска до реализации, креативный продюсер проходит с проектом весь путь — от начала до конца.
 

Где и как учиться


Залог успеха в любой профессии — сочетание теоретических и практических навыков, баланс качества и количества.

На открытом фестивале студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна» / Фото: пресс-служба фестиваля
На открытом фестивале студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна» / Фото: пресс-служба фестиваля

Единого пути в эту профессию нет. На примере спикеров становится понятно, что погружение в процесс может стать лучшей школой, чем прочная теоретическая база. Мастерство сценариста — отличная основа для будущего креативного продюсера на подготовительном этапе, а технические навыки или опыт режиссера незаменимы в съемочном процессе.
 

Обложка: на съемках сериала «Мажор» / продюсерская компания «Среда»

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

20 самых значимых фильмов для операторов

Представляем 20 фильмов ХХ века, которые оказали наибольшее влияние на операторское искусство. Список составлен на основе голосования членов American Society of Cinematographers (Американского общества кинооператоров)

11 января 7878
Мнение

Что не так с «Вторжением»: не тот блокбастер, не те судьбы, не та прическа у Александра Петрова

«Блокбастер человеческих судеб» — так называет в многочисленных интервью свой новый фильм «Вторжение» Федор Бондарчук, также добавляя, что это ни в коей мере не сиквел «Притяжения». Давайте посмотрим, что же не так в этом «несиквеле». И как всегда: внимание, спойлеры!

15 января 3271
Техника

Техника до «Оскара» доведет — 2020

Американская киноакадемия объявила номинантов, а мы по традиции смотрим, какая техника использовалась авторами картин в категориях «Лучший фильм», «Лучшая режиссура» и «Лучшая операторская работа». Бонусом — комментарии операторов о съемках

13 января 2873
Практика

Налет времени, патина и изысканность в костюмах фильма «Звездные войны: Скайуокер. Восход»

О том, как осовременить классическую фантастическую киносагу, «переодеть» кадры с ныне покойной Кэрри Фишер, собрать шлем с помощью старинной японской техники и о многом другом рассказывает художник по костюмам «Звездные войны: Скайуокер. Восход» Майкл Каплан

12 января 2671
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее