Практика

Кто такой креативный продюсер и как им стать

С чего начинать погружение в профессию, какой бэкграунд будет полезен, с какими трудностями придется столкнуться в процессе и почему это интересно — узнали на мастер-классе Максима Полинского и Николая Булыгина, креативных продюсеров «Мажора» и «Троцкого»

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

В рамках образовательной платформы на открытом фестивале студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна» состоялся разговор на тему «Креативный продюсер: кто это и как им стать?». Своим опытом поделились Максим Полинский и Николай Булыгин — креативные продюсеры сериалов «Мажор» (2-3 сезоны), «Метод» (1-2 сезоны), «Троцкий» и полнометражных фильмов «Килиманджаро», «В спорте только девушки». Также они выступили режиссерами эпизодов альманаха «Ёлки последние», сериала «Мажор 2» и монтировали проекты «Ёлки», «Кухня в Париже», «Духless», «Духless 2» и «Бесы».
 
Трейлер фильма «В спорте только девушки» (2013)

Вместе со спикерами разбираемся, в чем обязанности креативного продюссера и чем эта профессия отличается от зарубежных аналогов.
 

Кто такой креативный продюсер


Как выяснилось, ответить однозначно довольно сложно. Само понятие появилось в нашей стране давно — как альтернатива американским шоураннерам, однако, как и любое заимствование, со временем приобрело дополнительные значения.

Мы привыкли считать, что продюсер — это тот, кто запускает проект, ищет спонсоров, участвует в подборе команды, имеет право голоса (часто — решающее) на всех стадиях производства фильма или сериала (речь, прежде всего, о телевизионных проектах). Что меняет в данном случае приставка «креативный»? Очевидно, предполагает, что продюсер будет не только советовать и решать организационные вопросы, но и непосредственно участвовать в съемочном процессе.

На открытом фестивале студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна» / Фото: пресс-служба фестиваля
На открытом фестивале студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна» / Фото: пресс-служба фестиваля

Контроль над всеми этапами творчества — от момента выбора проекта, подготовки к запуску, непосредственно съемок до монтажа и выпуска готового продукта — основная задача креативного продюсера.

Описание в теории выглядит понятно, но на практике все часто бывает иначе.

Максим и Николай рассказали, что пришли в это направление из постпродакшна — оба начинали свой путь в кино режиссерами монтажа и до сих пор ими остаются. По их словам, такой бэкграунд сильно помогает — позволяет видеть процесс заранее, уже во время съемок понимать, каким образом можно снять сцену, даже не имея на руках предварительных раскадровок и находясь в жестких условиях ограниченного времени (что в производстве наших сериалов не редкость, но об этом ниже). На некоторых проектах они выступали режиссерами, что тоже позволило овладеть незаменимыми в работе навыками.

На открытом фестивале студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна» / Фото: пресс-служба фестиваля
На открытом фестивале студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна» / Фото: пресс-служба фестиваля

Не менее важны и организационные способности. В цепочке студия-продюсер-режиссер у каждого есть собственное видение, и задача креативного подюсера — соблюдать баланс интересов, чтобы качество итогового продукта удовлетворяло авторов и аудиторию.

Получается, что универсального списка должностных обязанностей у креативного продюсера нет. Творческий и организационный контроль проекта на всех этапах производства — лишь основа профессии, на которую могут накладываться самые разные функции.
 

Отличие от зарубежного опыта


В Америке шоураннеры — это, как правило, сценаристы и исполнительные продюсеры в одном лице. Они придумывают идею, пишут сценарий и берут контроль над его реализацией. Достаточно вспомнить громкие сериалы последних лет: «Теория большого взрыва», «Безумцы», «Американская история ужасов», «Игра престолов», «Оранжевый — хит сезона», «Фарго». Шоураннеры каждого из них — профессиональные писатели, драматурги, сценаристы с внушительным списком успешных ТВ-проектов.
 
Трейлер сериала «Оранжевый – хит сезона»

В России, как рассказали Максим и Николай, сценарный опыт — вовсе не обязательная ступенька на пути к должности креативного продюсера. Но есть важные требования, которые никто не отменял. Прежде всего, знание основ драматургии. Независимо от того, берет ли продюсер в работу готовый сценарий, ищет ли сценаристов, которые воплотят его идею, или самостоятельно создает новый проект с нуля, он должен «вести» героя по всей истории, не нарушая драматургическую структуру и держа в уме все детали сюжета. Одним словом, с текстом в любом случае придется работать — переписывать и дорабатывать сцены, редактировать существующие, сочинять новые.
 

Особенности российского производства


Прочитав книгу Нила Ландау «Дорожная карта шоураннера», которая вышла у нас несколько лет назад, можно составить представление о специфике профессии, узнать об особенностях работы на разных проектах, однако чужой опыт всегда приходится трансформировать и адаптировать для конкретных условий работы.

Книга Нила Ландау «Дорожная карта шоураннера»


Работа креативного продюсера — интересный микс различных творческих задач, потому и звучит так привлекательно. Но понимать, с чем придется столкнуться в процессе, лучше на берегу.

Не секрет, что принципиальное отличие ТВ от кино — быстрота реакции на происходящее. Новостной поток требует моментального реагирования на изменение ситуации, примерно того же ждет зритель и в случае с развлекательным контентом. Однако здесь есть свои особенности.

В первую очередь они касаются сжатых сроков производства. Запуская какой-либо проект, наши зарубежные коллеги, по словам специалистов, более тщательно подходят к подготовительному периоду: нередко он растягивается на несколько лет. У нас же это может быть довольно быстрым решением. К примеру, написание сценария, подбор локаций, кастинг, съемки и постпродакшн сериала «Троцкий» заняли всего 15 месяцев — рекордный период для 8-серийного проекта.

Креативный продюсер Николай Булыгин на открытом фестивале студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна» / Фото: пресс-служба фестиваля
Креативный продюсер Николай Булыгин на открытом фестивале студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна» / Фото: пресс-служба фестиваля

Работая в такие сжатые сроки приходится максимально быстро оптимизировать процесс для решения самых разных задач одновременно.

Кроме того, для запуска проекта на западе студии необходим не только готовый сценарий первого сезона, но и краткий синопсис последующих (если они запланированы), чтобы общая линия развития героев была ясна. Анализ рейтингов, безусловно, важен — в случае неудачи сериал закроют после первого сезона. Очевидно, что студии охотнее поддерживают уже полюбившиеся зрителям истории, чем запускают новые.
Продолжения российских телесериалов, по словам Полинского и Булыгина, могут придумываться именно на основании хороших цифр, что сразу осложняет работу над всеми этапами проекта.

Отсюда ключевая функция креативных продюсеров — умение подключаться ко всем процессам. Пожалуй, в киноиндустрии нет альтернативных мультиспециалистов, ведь в большинстве случаев каждый отвечает за свой участок. Сколько бы времени ни прошло от запуска до реализации, креативный продюсер проходит с проектом весь путь — от начала до конца.
 

Где и как учиться


Залог успеха в любой профессии — сочетание теоретических и практических навыков, баланс качества и количества.

На открытом фестивале студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна» / Фото: пресс-служба фестиваля
На открытом фестивале студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна» / Фото: пресс-служба фестиваля

Единого пути в эту профессию нет. На примере спикеров становится понятно, что погружение в процесс может стать лучшей школой, чем прочная теоретическая база. Мастерство сценариста — отличная основа для будущего креативного продюсера на подготовительном этапе, а технические навыки или опыт режиссера незаменимы в съемочном процессе.
 

Обложка: на съемках сериала «Мажор» / продюсерская компания «Среда»

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

10 интересных фактов о «Том и Джерри»

В этом году 80-летний юбилей отмечают одни из главных анимационных звезд всех времен. Кот Том и мышонок Джерри появились на экранах в 1940-м году и сразу же завоевали любовь зрителей. Вспоминаем интересные факты об анимационном шедевре: создатели, трансформации персонажей, цензура, причины феноменального успеха и неудачные продолжения

20 марта 30870
Обзоры

Надо видеть: 5 кинематографистов рекомендуют фильмы, которые стоит посмотреть в режиме самоизоляции

Сидите одни дома? Кинотеатры закрыты? Смотреть нечего? Мы обратились к пяти кинематографистам с просьбой назвать пять фильмов, которые они могут посоветовать для просмотра в условиях самоизоляции. Что они и сделали: от мелодрам до триллеров, от комедий до научпопа, от сериалов до артхауса

23 марта 18384
Практика

Как это снято: «Заражение»

Фильм Стивена Содерберга о пандемии смертельного вируса, снятый в 2011 году, переживает новый всплеск популярности. Почему именно «Заражение», а не какой-то другой заметный фильм-катастрофа вызывает такой резонанс у зрителей? Рассказываем в нашем новом материале

22 марта 9224
Практика

Как это снято: «Красотка»

Вот уже тридцать лет улыбка Джулии Робертс и сказочная история встречи принца-миллионера покоряют зрителей всего мира. Рассказываем о съемках «Красотки»: как жесткая социальная драма стала классикой романтической комедии, Ричард Гир занял место Аль Пачино, а Вернер Херцог уступил Гэрри Маршаллу

25 марта 7006
Правила профессии

12 советов сценаристам от Мартина МакДона

К юбилею Мартина МакДона, выдающегося драматурга и автора «Залечь на дно в Брюгге» и «Трех билбордов», прислушиваемся к его профессиональным советам и творческим принципам: как научиться создавать диалоги, почему не стоит писать подшофе и когда компромисс — это хорошо, а когда — не очень

26 марта 3908
Практика

Россия vs США: звукорежиссеры у нас и у них

Артем Нужин, владелец звуковой компании T.I.M. Sound Company и звукорежиссер шоу «Последний герой», «Мастер Шеф» и «Каникулы в Мексике», рассказал, за что борются американские профсоюзы, чего никогда не будет делать звукорежиссер в Америке и чему стоит поучиться у российских специалистов

18 марта 3876
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее