Практика

Оператор: Александр Суркала

Пыль и пух, мягкий свет, анаморфотная оптика: как снять кино про 80-ые и не впасть в ностальгию. Оператор фильма «Юморист» Александр Суркала делится творческими находками

  • 25 марта
  • 1187
Артур Кулаков

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Кинохроника, Юрмала и погружение в 80-ые


Я получил предложение чешской продакшн-компании Sirena Film снять фильм с Михаилом Идовым, прочитал сценарий и обрадовался, что мне предстояло погрузиться в 80-ые. Для меня это детство — я из Чехословакии и вырос на советских фильмах.

С Мишей лично мы познакомились в мае 2017 года и сперва отвели несколько месяцев, чтобы обсудить референсы: главным мы выбрали фильм «Жизнь других». Там нам понравилось все — атмосфера, цвета, история. Но «Юморист» сделан иначе. Я не люблю референсы в чистом виде, потому что для меня важно создавать новое, а не копировать.
 
Трейлер фильма «Юморист» (2019)

В сценарии «Юмориста» меня больше всего заинтересовала сцена, где Аркадьев стоит на сцене один и читает монолог. Я представлял, что вокруг него будет темно, будут светить огни. Но потом Миша показал мне выбранную локацию — хорошо освещенную сцену в солнечной Юрмале. В итоге место оказалось настолько красивым, что съемки там прошли очень гладко. Картинка получилась очень теплая и летняя.

Кадр из фильма «Юморист» (2019) / Фото: «Централ Партнершип»
Кадр из фильма «Юморист» (2019) / Фото: «Централ Партнершип»

Я вырос на пленках Orwo и «Свема». Мне, как и Мише, очень нравится такое изображение. Но наступил цифровой век, и мы старались найти что-то похожее в новых технологиях. Но в самом начале картины можно увидеть оригинальные съемки из 80-х — это прекрасная летняя Юрмала.

А сами на пленку мы сняли одну сцену. Кадры, в которых мальчик стоит на пляже и читает анекдот: «Летит черт на самолете и пилит крыло». В сцене есть элементы компьютерной графики и это было главной сложностью, так как пленка зернистая и на постпродакшене было сложно с ней работать. Но мы это сделали!
 

Поиск локаций: квартира, телецентр и баня-колизей


Я не хотел, чтобы кино вышло ностальгическим. Важнее было передать настоящие ощущения того времени. Нам в этом очень помогли правильные локации. Мы старались находить оригинальные, максимально сохранившиеся места из 80-ых. Очень много подходящего обнаружили в Риге.

На съемках фильма «Юморист» (2019) / Фото: «Централ Партнершип»
На съемках фильма «Юморист» (2019) / Фото: «Централ Партнершип»

Там мы нашли дом Аркадьева — интересную и большую квартиру. Правда, когда мы в нее пришли, внутри было много мусора и почти все было разрушено. Сначала мы очистили помещение, потом сделали небольшой ремонт и только после этого начали завозить съемочное оборудование.

На экране квартира кажется еще больше, чем есть на самом деле, такого изображения мы добились за счет широкоугольной оптики. Для анаморфотных объективов нужно много пространства и хорошая дистанция до объекта съемки.

На съемках фильма «Юморист» (2019) / Фото: «Централ Партнершип»
На съемках фильма «Юморист» (2019) / Фото: «Централ Партнершип»

Для концертного зала в «ДК Железнодорожников», в котором главный герой хотел прочесть новый монолог, мы переделывали коридор национальной телевизионной компании. То что вы видите в фильме — созданная нами иллюзия. На самом деле там нет никакого зала, лишь черные коридорные шторы по бокам. Самой сцены, на которую выходит юморист — тоже нет. Это простой коридор той же телекомпании, в котором мы выставили свет, чтобы создать ощущение бьющих в лицо артиста софитов. Гримерку Аркадьева мы оборудовали там же в фойе.

Кадр из фильма «Юморист» (2019) / Фото: «Централ Партнершип»
Кадр из фильма «Юморист» (2019) / Фото: «Централ Партнершип»

Сцену прохода героя по коридорам на разговор с космонавтами мы снимали в настоящем бункере, в Латвии. А сама комната, где Аркадьев разговаривает, — это хранилище старого банка. Очень сложная локация, так как в ней не было розеток и нам приходилось сверлить стены и проводить электричество. А еще, там была всего одна дверь и, закрывая ее, ты натурально оказывался в бункере, со всеми сопутствующими нюансами — недостатком кислорода и ощущением дискомфорта.

Единственная локация, которую мы построили сами — баня. Она очень большая — 8-10 метров в диаметре, высотой 6 метров. Когда видишь это необычное место впервые, сразу и не понимаешь что это. Она очень похожа на площадку для соревнований, вроде Колизея.

Кадр из фильма «Юморист» (2019) / Фото: «Централ Партнершип»
Кадр из фильма «Юморист» (2019) / Фото: «Централ Партнершип»

Я сделал крышу в середине бани, а в ней большое отверстие, чтобы вывести рассеянный свет. И еще четыре отверстия по бокам для жесткого света, чтобы добавить контраста. Главная идея — крутиться и снимать 360, при этом не видеть в кадре никакой техники. Вдоль стен бани мы построили рельсы, чтобы можно было двигаться за главным героем по кругу, а если повернуть камеру в другую сторону — то можно увидеть всех сидящих внутри.

Поскольку высота постройки — около трех этажей и одна стена была движущейся, мы установили там платформу, а на нее — телескопический кран. Так мы смогли подниматься до самой высокой точки и опускаться до самой низкой, и техника в кадр тоже не попадала. При всей эффективности решений особенно сложно было бумщикам. Им приходилось бегать за быстро перемещающейся камерой. Но они справились!
 

Как любить пленку и снимать на ALEXA?


Если я не снимаю на пленку, то всегда выбираю камеры ALEXA. Этому оборудованию я доверяю полностью. Все, кроме первых пленочных кадров, было снято на ALEXA Mini и ALEXA SXT. Мы очень много снимали с помощью долли. Я очень люблю использовать комбинацию долли со слайдером.

На съемках фильма «Юморист» (2019) / Фото: «Централ Партнершип»
На съемках фильма «Юморист» (2019) / Фото: «Централ Партнершип»

Я использовал анаморфотные линзы Hawk f/2.0 V-серии. Они помогли мне сделать картинку мягкой, в духе тех самых 80-х, в то время как большинство современной оптики делает картинку резкой. Линзы эти нелегкие, весят примерно 3.5 кг, и мне они очень напоминают кастрюли для супа. Моему фокус-пуллеру было довольно тяжело крутить их, особенно в сценах снятых с рук, на стедикам.

Кадр из фильма «Юморист» (2019) / Фото: «Централ Партнершип»
Кадр из фильма «Юморист» (2019) / Фото: «Централ Партнершип»

Моя команда иногда меня ненавидит за то, что я люблю использовать для съемок пыль и перья. Я их понимаю, непросто работать условиях, когда постоянно хочется чихнуть. Но я все равно часто беру на съемки старые матрасы, использую много дым-машин. Все это для того, чтобы сделать картинку мягкой. Это вы можете заметить во многих сценах — у Аркадьева в квартире, в «ДК Железнодорожников» и так далее. Например, я очень люблю момент, когда директор Аркадьева курит за сценой. Если приглядеться, он выкуривает целую сигарету за один вдох. Там такой мягкий и красивый свет, дым. Это мне очень нравится!

Кадр из фильма «Юморист» (2019) / Фото: «Централ Партнершип»
Кадр из фильма «Юморист» (2019) / Фото: «Централ Партнершип»

У нас было много интересных историй с освещением. Несмотря на огромные окна, квартиру Аркадьева было очень сложно освещать — в момент съемок световой день сокращался. У нас было несколько дней на pre-light, локация готовилась очень тщательно. Чтобы залить помещения дневным светом, мы укрепили свет на потолке, над головами актеров и поставили приборы вдоль стен. А у окон, на улице, мы поставили cherry pickers — небольшие краны, на которых были закреплены остальные приборы, подающие много света в комнаты. Так мы смогли создать нужное время суток, не ограничивая свободное место в квартире.

На съемках фильма «Юморист» (2019) / Фото: «Централ Партнершип»
На съемках фильма «Юморист» (2019) / Фото: «Централ Партнершип»

Когда снимали сцену в аэропорту — все пошло немного не по плану. По задумке, съемка должна была проходить ночью. Но это сложно было организовать, так как мы находились в международном аэропорту в Риге и наше освещение не должно было мешать полетам и жизни аэропорта в целом. Поэтому, когда мы приехали, мы выставили оборудование и ждали когда начнет смеркаться, чтобы снять все очень быстро. Но когда я увидел закат, сказал Мише: «Смотри как красиво! Давай снимем сейчас?». И мы все достаточно быстро отсняли нужные кадры. Получилось так хорошо, что ночью мы решили не снимать.

Кадр из фильма «Юморист» (2019) / Фото: «Централ Партнершип»
Кадр из фильма «Юморист» (2019) / Фото: «Централ Партнершип»

А самое забавное, что для этой сцены мы привезли очень дорогие осветительные приборы из Швеции. И осветители очень расстроились, когда узнали что ночные съемки отменены и им даже не придется распаковывать эту посылку. Там же мы сделали красивый кадр, когда звездное небо переходит в асфальт — он сделан без компьютерной графики. Когда я увидел там все, мне показалось, что асфальт и небо так похожи, что мы просто сняли их и сделали наложение масок друг на друга.
 

Обложка: Алексей Агранович, Александр Суркала, Михаил Идов и Артем Васильев на премьере фильма «Юморист» (2019) / Фото: «Централ Партнершип»

 


Комментарии

Комментариев: 2

Ув. АС !  Вы преувеличиваете значение операторских ухищрений. Если «нищая философия» самой идеи фильма, то никакие спецэффекты, кульбиты каскадёров не прибавят интереса рядового зрителя. Сейчас обозначился тренд на элитарного героя. Например, к/ф «Довлатов» явно спекулятивный на известном  литературном имени. Известный к/ф с неправильным названием «Мусорщик» тоже из разряда элитарных, с вымученным на диване сюжетом. Имхо.

Предлагаю вам « посмотреть» мою статью на ШЖ тоже о детях перестройки «Какой и о чём бы вы сняли фильм?» Для второй серии можно набрать материал из моих статей о СэШэА.  ---СД
--------------------------------------
  ШЖ = Школа Жизни.ру 

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Главные сериалы этого лета

Пока школьники и студенты готовятся к экзаменам различной степени сложности и важности, их родители, родственники и прочие лодыри могут расслабиться в обнимку с компьютером, телевизором и прочими гаджетами и провести время с любимыми телесериалами. А мы поможем им выбрать, что стоит смотреть летом 2019 года

  • 9 июня
  • 4185
Практика

Концепт, идея и платежеспособная аудитория: как сделать интерактивный веб-сериал

Основатели студии «Дикий Digital» Виктор и Виктория Кравченко на примере интерактивного проекта «Digital Доктор» рассказывают, как с нуля снять свой веб-сериал: нужно ли профессиональное кинообразование, реально ли привлечь звезд, какой понадобится бюджет и как вести продвижение

  • 5 июня
  • 2614
Обзоры

19 фильмов 30-го «Кинотавра»

С 9 по 16 июня в Сочи пройдет юбилейный «Кинотавр». Смотрим обзор всех фильмов главного национального кинофестиваля: новые работы Быкова и Германики, Тодоровского и Смирнова, лауреаты Канн и участники Берлинале, дебюты и эксперименты

  • 7 июня
  • 1985
Практика

Как убедить продюсера дать деньги на проект: 8 советов от профессионалов индустрии

Будьте оригинальными, но в тренде, досконально изучите того, к кому идете за деньгами, «питчите» в лифте и за бокалом вина: российские кинематографисты о том, как заинтересовать продюсера своей идеей, сценарием и проектом

  • 8 июня
  • 1684
Практика

Мастер: Брайан Де Пальма

Разгул секса и насилия, вуайеризм и субъективная камера, зональные линзы и сплит-скрин, цитаты Хичкока и Эйзенштейна — разбираем стиль Брайана Де Пальмы, мастера китчевого триллера и автора таких хитов, как «Кэрри», «Лицо со шрамом» и «Неприкасаемые»

  • 6 июня
  • 1241
Техника

Камеры Канн-2019: от ALEXA Mini до «Красногорска-3»

Смотрим, какими камерами снимались фильмы Каннского кинофестиваля этого года: господство ALEXA Mini, эксперименты с Sony, Canon и Panasonic, а также дань пленочной традиции

  • 13 июня
  • 1193
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее