Практика

Как стать режиссером: 10 шагов в профессию

Что нужно предпринять, чтобы возглавить производство своего собственного фильма: можно ли обучиться режиссуре, как набраться опыта и развиваться в профессии

  • 21 марта
  • 3825
Роман Сорокин

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Режиссер — это человек, на котором держится весь съемочной процесс в кинопроизводстве. Он организует работу актеров, операторов, звукорежиссеров, костюмеров, гримеров, монтажеров и всех прочих участников съемок. Он один, в конечном счете, отвечает за финальный продукт — его успех или оглушительный провал. Именно поэтому многие люди, влюбленные в кино, и мечтают стать режиссерами — это самая ответственная, престижная и интересная профессия во всей киноиндустрии.

Фото: Joel Muniz
Фото: Joel Muniz

Помимо навыков и творческого видения хороший режиссер привносит на съемочную площадку свой жизненный опыт и широту кругозора, преломляя их через свой талант. «Научить» жизненному опыту и воспитать в ком-то талант невозможно. Но, как и в любой другой профессии, в режиссуре талант составляет всего 1% успеха. Все остальное — это тяжелая работа и небольшая примесь удачи.

Никто не может дать вам однозначный рецепт и четкую стратегию, как стать режиссером, но вот несколько универсальных шагов, которые помогут вам правильно выстроить тяжелую работу на пути к успеху.
 

Учитесь профессии


Профильное образование в режиссерской профессии — неоднозначный вопрос.

С одной стороны, множество действительно талантливых режиссеров никогда не получали специального режиссерского образования. Квентин Тарантино, Джеймс Кэмерон и Питер Джексон пробивались к славе не с помощью красных дипломов, а через упорный труд и большое терпение. Никто из них не стал режиссером сразу — этому предшествовали работа билетером в кинотеатре, актерские курсы, десятки собственноручно написанных сценариев, первые короткометражки, фестивали и знакомства с продюсерами. Биографии грандов извилисты и тернисты и не стоит пытаться их повторить. У каждого режиссера свой путь, и вы можете добиться цели и без образования.

Фото: Kal Visuals
Фото: Kal Visuals

С другой стороны — только специализированное обучение формирует последовательный подход к профессии и дает необходимый практический опыт. Любые режиссерские программы, будь то ВГИК, Высшие режиссерские курсы или менее известные и авторитетные мастерские подразумевают много практической работы, которая «поставит вас на ноги» в профессии. Но каждый курс под руководством того или иного мастера несет в себе отпечаток индивидуальности преподавателя и ваши персональные навыки и режиссерский стиль никогда не будут подходить под какие-то общие стандарты.

Фото: Priscilla du Preez
Фото: Priscilla du Preez

Если вы хотите снимать рекламу, корпоративное видео или какие-то чисто коммерческие проекты — стоит задуматься о документальном подтверждении своей квалификации.
 
 
35% режиссеров-профессионалов начали свою карьеру с получения специализированного образования. 
 
 

(Здесь и далее данные опроса 200 современных кинорежиссеров, проведенного Профессиональной Ассоциацией режиссеров Великобритании в 2016 году).

Смотрите кино


Чтобы просмотр фильмов кроме удовольствия приносил еще и существенную пользу, нужно сменить «точку зрения». Из простого зрителя вы должны превратиться в «патологоанатома» и жесткого критика чужой работы. Постарайтесь понять, какие инструменты использовал режиссер, как технически осуществлялись съемки, как приемы монтажа помогли раскрыть сюжет произведения. Уделяйте внимание деталям и подмечайте все ошибки и несостыковки, думайте, как вы могли бы сделать фильм лучше.

Фото: Angel Origgi
Фото: Angel Origgi

Не ограничивайтесь классикой кинематографа и мейнстримовыми фильмами, смотрите и треш и арт-хаус — вообще все, до чего сможете дотянуться. Широкий кругозор еще никому никогда не мешал. Не стоит зацикливаться исключительно на одном, наиболее близком вам жанре. У разных режиссеров можно подсмотреть интересные приемы, которые можно будет с успехом использовать в своем творчестве.

Хороший способ освежить свое видение — это исключить из восприятия какой-либо элемент произведения. Посмотрите часть фильма с выключенным звуком — насколько хорошо одна только картинка способна передать сюжет фильма? Послушайте диалоги в отрыве от персонажей — как история раскрывается через них?
 

Читайте сценарии


Любое кино начинается с идеи, которая должна быть выражена специфическим киноязыком сценария. Научиться читать, понимать и визуализировать сценарий — важнейшее качество для режиссера.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Скорее всего, в начале своей карьеры вы будете пользоваться собственными сценариями. Это сильно расслабляет, так как порождает привычку отражать на бумаге лишь основные этапы работы, держа остальные подробности в своей голове. В любом случае, рано или поздно вам придется работать с чужой идеей, которая будет видеться вам совершенно иначе, чем ее автору. От того, насколько хорошо вы сможете понять изложенную мысль, будет зависеть качество сотрудничества режиссера и сценариста на съемочной площадке.

Учитесь читать чужие сценарии, визуализировать их и превращать в кинопроизведения. Старайтесь представить, как бы вы сняли ту или иную сцену, как можно воплотить на экране все перипетии сюжета. Продумайте ракурс, кадрирование, музыкальное сопровождение. Отличный вариант тренировки — прочитать сценарий или книгу, по которой уже снят фильм, а затем посмотреть его, оценив, чья визуализация получилась лучше.
 
 
17% режиссеров-профессионалов начали свою карьеру с написания собственных сценариев.
 
 
 

Снимайте короткометражки


Начинайте с малого. Короткометражные фильмы не требуют большого бюджета и большой съемочной группы. Это лучший способ попробовать себя сразу в нескольких ролях: сценариста, продюсера, режиссера, оператора и монтажера. В конце концов, вы можете сыграть в своей короткометражке главную и единственную роль или обойтись вовсе без актеров, сделав выбор в пользу документального формата.

Фото: Kal Visuals
Фото: Kal Visuals

Свой первый фильм можно снять полностью самостоятельно без всякой помощи со стороны. Если подойти к делу ответственно и отнестись к маленькому проекту как к полноценному кинофильму, у вас будет возможность последовательно пройти через все этапы съемочного процесса, познакомившись с работой всех киноспециалистов. Такой опыт очень пригодится в дальнейшем, когда вам придется управлять работой большой съемочной группы.
 
 
33% режиссеров-профессионалов начали свою карьеру со съемок короткометражных фильмов.
 
 
 

Познакомьтесь с инструментарием


Актеры — главный инструмент режиссера. От того, как хорошо вы сможете наладить связь с ними, во многом зависит успех всего фильма. Лучший способ понять собеседника — влезть в его шкуру. Попробуйте краткосрочные актерские курсы, занятия по риторике или хотя бы сходите в любительский театральный кружок. Навыки актерского мастерства в любом случае пригодятся вам в повседневной жизни, а на съемочной площадке без них просто не обойтись.

Фото:  Babak Dowlatshahi / Sundance Institute
Фото:  Babak Dowlatshahi / Sundance Institute

То же самое касается и операторской работы, звукорежиссуры и монтажа. Вам понадобятся хотя бы минимальные навыки во всех этих областях, чтобы понимать границы возможного и научиться наилучшим образом использовать этот инструментарий.
 
 
12% режиссеров-профессионалов начали свою карьеру с профессии актера.
 
 
 

Приобретайте опыт


Вам очень повезло, если ваш лучший друг — главный продюсер крупной кинокомпании. Еще лучше, если вы в браке с владельцем или владелицей именитой киностудии. Это сильно поможет старту вашей режиссерской карьеры. Во всех остальных случаях никто не даст вам снимать полнометражный фильм без соответствующего опыта. В глазах любого продюсера выпускник киношколы с блестящим аттестатом наберет гораздо меньше очков, чем скромный ассистент режиссера, успевший хорошо зарекомендовать себя на разных проектах.

Фото: Kal Visuals
Фото: Kal Visuals

Дорога в «большое» кино начинается в составе киносъемочной группы. Пробуйте себя в роли осветителя, ассистента, оператора, помощника режиссера, на первых порах соглашайтесь на работу неоплачиваемого стажера. Квентин Тарантино работал продавцом в салоне видеопроката и никогда этого не стеснялся. Напротив в своих интервью он утверждал, что этот опыт позволил ему понять, какие фильмы нравятся публике и использовать это в своей дальнейшей работе.

Не бывает слишком незначительной или «грязной» работы в кино — все они дают уникальный опыт и нужные связи. Каждый проект — это еще один шаг к вашей цели. Если вы хорошо проявите себя, вас будут звать на работу снова и снова, пока не предложат действительно стоящую должность главного режиссера.
 
 
29% профессиональных режиссеров начали свою карьеру с другой работы в киноиндустрии.
 
 
 

Заводите связи


Если вы твердо решили сделать кино частью своей жизни, вливайтесь в киносообщество. Не ленитесь посещать все отраслевые мероприятия, на которые только сможете попасть. Смените привычный пятничный вечер в баре с друзьями на премьеру фильма, кинофестиваль, творческую встречу с именитым режиссером. Отбросьте всякое стеснение, знакомьтесь, общайтесь, заводите полезные связи. Предлагайте свои услуги и приглашайте людей в свои проекты.

Фото: rawpixel.com
Фото: rawpixel.com

Помните, киноиндустрия — это весьма маленькая «тусовка», где почти все знают друг друга — постарайтесь быть дружелюбным, чтобы у других не было оснований сказать о вас что-то плохое.
 

Участвуйте в кинофестивалях


Крупные киностудии ежедневно рассматривают десятки различных проектов, большая часть из которых немедленно отправляется в мусорную корзину, более мелкие и рисковые производители ограничены бюджетом — заинтересовать и тех и других своей блестящей идеей и заставить заключить контракт весьма сложно. Продюсеры зачастую весьма консервативны и предпочитают работать с уже зарекомендовавшими себя специалистами, не рискуя связываться с «темными лошадками».

Фото: Jonathan Hickerson / Sundance Institute
Фото: Jonathan Hickerson / Sundance Institute

Хороший способ заявить о себе — принять участие в кинофестивале. По всему миру ежегодно проводятся сотни относительно крупных мероприятий, где вы можете показать свою работу, за которую можно не стыдиться. Участие в большинстве из них абсолютно бесплатно, а составление заявки занимает каких-нибудь 20 минут.

Да, конкуренция на крупных фестивалях очень велика — иногда число заявок в отдельных категориях исчисляется тысячами, но никто не мешает вам начать с менее масштабных событий. Региональные, жанровые, мемориальные фестивали пользуются куда меньшей популярностью и попасть в основную программу может даже новичок. Участие в фестивале, а тем более завоевание какого-либо приза — отличный пункт в вашем портфолио и действительно работающая возможность познакомить будущих работодателей со своим талантом.
 

Хвастайтесь успехами


Фото: rawpixel.com
Фото: rawpixel.com

Успех вашей карьеры напрямую зависит от умения презентовать свои успехи и достижения. Когда дело дойдет до переговоров о вашем участии в будущем проекте, вы должны не только рассказать о своем опыте, но и наглядно показать, что вы умеете. Ваше портфолио, помимо краткого рассказа о себе, должно содержать контактные данные, список ваших наград, рекомендации, и, что самое главное, сами ваши работы. В случае с масштабными проектами можно сделать «дайджесты» и короткие трейлеры ваших фильмов, которые наглядно показывают ваши навыки. Чем разнообразнее ваш опыт в разных жанрах, тем больше вероятность, что вы сможете заинтересовать будущего работодателя.
 

Наймите агента


Одна голова хорошо, а две лучше. Еще лучше, когда вторая голова занята поиском работы для вас. Весьма распространенное мнение, что настоящий художник не умеет себя «продавать» во многом справедливо. Именно чтобы исправить эту ситуацию в киноиндустрии работают профессиональные агенты, занимающиеся «наведением мостов» и подбором персонала для различных проектов. Хороший агент станет вашим пиарщиком, маркетологом и добрым другом в одном лице, ведь он точно так же заинтересован в вашем успехе.

Фото: rawpixel.com
Фото: rawpixel.com

Агентское сопровождение в России находится пока еще на самом старте своего развития, однако уже сейчас в Москве и Санкт-Петербурге работают несколько компаний, предоставляющих такие услуги.

Главное правило — никогда не платите вперед! Агент может брать деньги только с заработка своего «протеже» и никак иначе — все остальное больше похоже на мошенничество, чем на взаимовыгодное сотрудничество. На самом начальном этапе сотрудничества с агентом договоритесь о его проценте с ваших будущих гонораров — пока вы снимаете рекламные ролики для местного торгового центра, 10% вполне могут устраивать вас обоих, но, когда вы получите первый миллион за большой художественный фильм, эти 10% могут вас очень сильно разочаровать.
 

Обложка: Сhris Murray

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Проклятье «голливудского аниме» и почему его пока не получается снять

Голливудские экранизации японских комиксов и легенд почти всегда проваливаются и в финансовом аспекте, и среди кинокритиков, однако синдром «американского аниме» или «голливудской Японии» до сих пор не дает спать ни большим, ни маленьким режиссерам и продюсерам. Почему даже масштабная «Алита: Боевой ангел» не смогла снять это проклятье? Попробуем разобраться

  • 7 апреля
  • 7671
Репортаж

Полнокадровые цифровые кинокамеры: мифы и реальность

На что в действительности влияет размер сенсора 

  • 11 апреля
  • 3741
Практика

Как театр влияет на костюмы в кино

Есть ли взаимовлияние между кино и театром? Могут ли методы создания театрального костюма использоваться в кино или они слишком специфичные для экрана? Об этом рассуждает художник по костюмам Ирина Жигмунд

  • 10 апреля
  • 2070
Практика

Как это снято: «Безумный Макс»

40 лет назад малобюджетный экшн «Безумный Макс» не только запустил карьеру Мэла Гибсона и начал успешную франшизу, но и перевернул киноиндустрию целой страны. Как кинематографистам-дебютантам удалось создать мировой культурный феномен?

  • 14 апреля
  • 1881
Практика

Мастер: Фрэнсис Форд Коппола

Не нуждающийся в представлении Фрэнсис Форд Коппола намедни отметил 80-летие, в честь чего предлагаем подробнее изучить режиссерский стиль одного из самых эклектичных мастеров Голливуда и американского независимого кино

  • 8 апреля
  • 1854
Практика

Визуальные эффекты фильма «Капитан Марвел»: руки-пушки и цифровой кот

Как студия Trixter смогла заставить героиню Бри Ларсон стрелять из рук и оживила на экране цифровую копию кота Реджи

  • 8 апреля
  • 1540
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее