Практика

Основы авторского права для композиторов и звукорежиссеров

Правовое поле, связанное с интеллектуальной собственностью в киноиндустрии, чрезвычайно смутно. Попробуем разобраться, на что могут рассчитывать композиторы и звукорежиссеры, когда фильм уже готов

  • 27 февраля
  • 644
Павел Новиков

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Многие до сих пор пытаются подтвердить права на свою работу «дедовским способом», отправив сочиненный трек себе на почту. Разве что «бумажная» почта сменилась на электронную. Проблема в том, что из открытых ресурсов в просторах Рунета есть лишь «Гражданский кодекс» РФ, где мало что понятно. Давайте попробуем кратко разобраться, какие же есть права у звукового и музыкального департамента.
 

Интеллектуальная собственность


Интеллектуальная собственность — это нематериальные результаты интеллектуальной деятельности, а также приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com
 
 
Важно отметить, что законодатель постепенно отказывается от вещно-правовой категории «собственность», когда речь заходит о нематериальных результатах интеллектуальной деятельности, и переходит к категории «интеллектуальные права» (ст. 1226 ГК).
 
 

Виды интеллектуальной собственности бывают разные, включая базы данных и фирменные наименования, однако интересуют нас лишь несколько пунктов:
 
  • произведения науки, литературы и искусства;
  • исполнения;
  • фонограммы;
  • сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания).

Фото: rawpixel.com
Фото: rawpixel.com

Они охраняются авторским правом, и в отношении интеллектуальной собственности возникают интеллектуальные права. Права бывают:
 
  • исключительные (этим правом можно распоряжаться, как угодно, включая продажу); 
  • личные неимущественные (права на имя, защиту от искажения произведения: от этих прав нельзя отказаться, они бессрочно закреплены за автором); 
  • иные (случаи, которые не подходят под первые две категории).

Идея сама по себе никак не защищена, но до тех пор, пока она не обрела какую-либо объективную форму. К примеру, идея снять фильм про космонавта или написать саундтрек с медными духовыми никак охраняться не будет. А вот если вы напишете сценарий или синопсис, запишете партируту в ноты или произведете запись вашей игры на инструменте, — все это не будет пустыми словами.
 

Оформление прав


Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Оформление прав — всеобщее заблуждение. Они возникают и охраняются с момента создания произведения, никакого специального оформления не требуется. Даже если ваша работа находится в общем доступе, у вас все равно уже есть эти права.
 
 
«Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат» (п. 1 ст. 1228).

«Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора» (п. 3 ст. 1228).
 
 
 

Как это доказать?


Обычно суды рассматривают каждый случай индивидуально, так что какого-то списка возможных доказательств нет. Конечно, крайне рекомендуется сохранять исходные файлы. «Дедовский» почтовый способ, упомянутый ранее, также по факту действительно будет доказательством, что у вас есть право на интеллектуальную собственность. Заверение у нотариуса также имеет юридическую силу.

Разобравшись немного в теории, попробуем рассмотреть несколько практических случаев.
 

Продажа музыки


Фото: rawpixel.com
Фото: rawpixel.com

Предположим, что вы, молодой и перспективный композитор, решили продать одну из своих работ. Заказчик у вас уже есть, так что вам остается передать ему права. Они у вас есть с момента создания произведения. Распоряжаться вы можете лишь исключительным правом, так что все, что нужно, — это составить договор об отчуждении (полном и частичном) этого права. Договор обязательно нужен о в письменной форме, в нем должно быть определено вознаграждение для вашей композиции.
 
 
«Договор об отчуждении исключительного права заключается в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора».
 
 

Также возможно заключение лицензионного договора, где можно прописать определенные условия (к примеру, распространения) и сроки.
 
 
«В случае, когда в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное».
 
 

Выходит, продать композицию не так уж и сложно, однако если вы просто получили деньги, но не заключили договор, у вас все еще остаются как личные неимущественные права, так и исключительные. То есть, если вы передали свою работу кому-то, но никак это не подтвердили, то вы все еще фактически в праве засудить при определенных обстоятельствах другую сторону. То же самое относится, конечно, к распространению и использованию вашей работы нелегально — у вас есть права, которые охраняются законом.
 

Фильм


Фото: rawpixel.com
Фото: rawpixel.com

Рассмотрим более сложный пример: съемки кинофильма. Согласно российскому законодательству, фильм является аудиовизуальным произведением, то есть «сложным объектом».
 
 
Лицо, организовавшее создание сложного объекта, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильма, иного аудиовизуального произведения, театрально-зрелищного представления, мультимедийного продукта, базы данных), приобретает право использования указанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности.
 
 

«Лицо» — это тот самый человек, который отвечает за весь фильм. Часто им является продюсер. По законодательству РФ авторы аудиовизуального произведения — это сценарист, режиссер-постановщик, композитор, написавший музыку (с текстом или без текста).

Фото: Joel Muniz
Фото: Joel Muniz

Таким образом, композитор получает свой «кусок торта» так же, как и режиссер и автор сценария. Что же насчет остальных членов съемочной группы?

Они не признаются авторами фильма, однако становятся авторами произведений, над которыми они работали. Именно поэтому продюсер заключает договоры со всеми творческими единицами, чтобы сконцентрировать все права в своих руках, дабы заняться согласованной с авторами фильма и всех составных произведений дистрибуцией.
 
 
Каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшего ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и другие), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.
 
 
 

Права звукорежиссера


Как мы уже выяснили, место звукорежиссера в правовом поле фильме не такое крупное, как у композитора, однако важно, что права на произведения у него все же есть. Давайте рассмотрим частный случай, когда человек приходит записывать композицию на студию.
 

Создание композиции


Фото: Nuno Alberto
Фото: Nuno Alberto

В процессе создания композиции звукорежиссер действительно работает, подсказывая исполнителю, а также предоставляя свое оборудование. К сожалению, российское законодательство в таком случае не признает звукорежиссера автором:
 
 
Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ.
 
 


Фото: Steve Harvey
Фото: Steve Harvey

Однако звукорежиссер все еще может получить хотя бы смежные права на изготовление композиции, если внесет какие-либо значительные изменения в фонограмму:
 
 
Лицо, правомерно осуществившее переработку фонограммы, приобретает смежное право на переработанную фонограмму.
 
 

Свои права лучше знать заранее, чтобы при возникновении каких-либо неприятных ситуаций вы уже были в курсе, на что вы имеете право, а на что нет. Конечно, есть огромное количество нюансов в Гражданском кодексе РФ, который также продолжает обновляться, так что не забывайте освежать свои знания новыми поправками относительно интеллекутальность собственности, дабы защищать права на свою работу.
 

Обложка: freepik.com

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Главные сериалы этого лета

Пока школьники и студенты готовятся к экзаменам различной степени сложности и важности, их родители, родственники и прочие лодыри могут расслабиться в обнимку с компьютером, телевизором и прочими гаджетами и провести время с любимыми телесериалами. А мы поможем им выбрать, что стоит смотреть летом 2019 года

  • 9 июня
  • 4185
Практика

Концепт, идея и платежеспособная аудитория: как сделать интерактивный веб-сериал

Основатели студии «Дикий Digital» Виктор и Виктория Кравченко на примере интерактивного проекта «Digital Доктор» рассказывают, как с нуля снять свой веб-сериал: нужно ли профессиональное кинообразование, реально ли привлечь звезд, какой понадобится бюджет и как вести продвижение

  • 5 июня
  • 2614
Обзоры

19 фильмов 30-го «Кинотавра»

С 9 по 16 июня в Сочи пройдет юбилейный «Кинотавр». Смотрим обзор всех фильмов главного национального кинофестиваля: новые работы Быкова и Германики, Тодоровского и Смирнова, лауреаты Канн и участники Берлинале, дебюты и эксперименты

  • 7 июня
  • 1985
Практика

Как убедить продюсера дать деньги на проект: 8 советов от профессионалов индустрии

Будьте оригинальными, но в тренде, досконально изучите того, к кому идете за деньгами, «питчите» в лифте и за бокалом вина: российские кинематографисты о том, как заинтересовать продюсера своей идеей, сценарием и проектом

  • 8 июня
  • 1684
Практика

Мастер: Брайан Де Пальма

Разгул секса и насилия, вуайеризм и субъективная камера, зональные линзы и сплит-скрин, цитаты Хичкока и Эйзенштейна — разбираем стиль Брайана Де Пальмы, мастера китчевого триллера и автора таких хитов, как «Кэрри», «Лицо со шрамом» и «Неприкасаемые»

  • 6 июня
  • 1241
Техника

Камеры Канн-2019: от ALEXA Mini до «Красногорска-3»

Смотрим, какими камерами снимались фильмы Каннского кинофестиваля этого года: господство ALEXA Mini, эксперименты с Sony, Canon и Panasonic, а также дань пленочной традиции

  • 13 июня
  • 1193
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее