Обзоры

10 дисквалификаций «Оскара»: от Чаплина до Андреасяна

Американская киноакадемия исключила из оскаровской гонки саундтрек фильма «Мэнди» — лента раньше положенного срока вышла на VOD-платформах. Жаль, ведь это была одна из последних работ композитора Йохана Йоханнссона. Вспоминаем на примерах, как еще можно потерять шанс на престижную награду

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

1«Цирк» (Чарли Чаплин, 1928)

Дисквалификация: «Лучший фильм», «Лучший режиссер комедийного фильма», «Лучший литературный первоисточник», «Лучшая мужская роль»
 
Сцена из фильма «Цирк» (1928)

Конфуз с отзывом номинации произошел на первой же оскаровской церемонии. В 1929 году Чарли Чаплина за «Цирк» сначала объявили претендентом на награду в четырех категориях. Однако затем внезапно отменили его участие во всех номинациях, вместо этого присудив «Почетный Оскар» с лукавой формулировкой «За универсальность и гениальность в актерской игре, написании, режиссировании и продюсировании фильма „Цирк“». Согласно распространенной версии, все из-за опасения академиков, что Чаплин возьмет все четыре награды. Премия вообще не очень жаловала комика. Его фильмы редко номинировали, а следующую награду он получил лишь сорок лет спустя, и это тоже был «Почетный Оскар».

 

2«Хондо» (Джон Фэрроу, 1953)

Дисквалификация: «Лучший литературный первоисточник»
 
Сцена из фильма «Хондо» (1953)

С вестерном с участием Джона Уэйна «Хондо» произошла неразбериха в сценарной номинации. Картина претендовала на награду за лучший оригинальный сценарий, однако в последний момент выяснилось, что у текста была первооснова в виде рассказа «Подарок Кошиз». О смене номинации вопрос не ставился.

 

3«Высшее общество» (Чарльз Уолтерс, 1956)

Дисквалификация: «Лучший литературный первоисточник»
 
Трейлер фильма «Высшее общество» (1956)

Через пару лет после истории с «Хондо» со сценарной наградой произошел конфуз еще больший. Киноакадемия номинировала Эдварда Берндса и Элвуда Уллмана за драматургию комедии «Высшее общество» с Фрэнком Синатрой и Грэйс Келли. Вот только была загвоздка — Берндс и Уллман не писали эту картину. Они работали над другим фильмом с таким же названием, но вышедшим годом ранее. Ошибку заметили авторы и сами попросили убрать их имена из числа номинантов.

 

4«Молодые американцы» (Александр Грассхофф, 1967)

Дисквалификация: «Лучший документальный фильм»
 
Сцена из фильма «Молодые американцы» (1967)

С фильмом «Молодые американцы» сложилась уникальная для «Оскара» ситуация. Это единственный случай, когда награду сначала вручили, а затем попросили вернуть (да, история еще хуже, чем с «Ла-Ла Лендом» и «Лунным светом»). Фильм выиграл в документальной категории в 1969 году, однако спустя месяц выяснилось, что еще в 1967 году лента демонстрировалась в кинотеатрах, а значит, согласно регламенту премии, не могла претендовать на награду для фильмов за 1968 год. «Оскар» был передан картине «Путешествие в себя».

 

5«Крестный отец» (Фрэнсис Форд Коппола, 1972)

Дисквалификация: «Лучшая музыка»
 
Трейлер фильма «Крестный отец» (1972)

«Крестный отец» Фрэнсиса Форда Копполы в 1973 году изначально получил одиннадцать номинаций, однако одну пришлось вычесть. Выяснилось, что некоторые фрагменты музыки к фильму композитор Нино Рота использовал ранее в комедии «Фортунелла». Разумеется, такое правила киноакадемии не допускали — музыка должна быть целиком оригинальной. Тем не менее Рота получил своего «Оскара» спустя два года — за работу над вторым «Крестным отцом». Ну и добавим, что в том же 1973 году Марлон Брандо, можно сказать, дисквалифицировал сам себя. На церемонию он отправил вместо себя индианку, которая от его имени отказалась от награды в знак протеста против угнетения коренных американцев.

 

6«Место в мире» (Адольфо Аристараин, 1992)

Дисквалификация: «Лучший фильм на иностранном языке»
 
Трейлер фильма «Место в мире» (1992)

В 1993 году драма «Место в мире» попала в финальную пятерку претендентов на звание «Лучшего фильма на иностранном языке». Аргентинская картина была выдвинута от Уругвая, частично финансировавшего производство, но киноакадемики сочли участие страны в создании фильма недостаточным, так что дело обернулось дисквалификацией. Режиссер и продюсер Адольфо Аристараин даже безуспешно подавал в суд на премию. Единственный плюс — после этой истории Киноакадемия тщательнее прописала условия номинирования иностранных картин.

 

7«Сибирский цирюльник» (Никита Михалков, 1998)

Дисквалификация: «Лучший фильм на иностранном языке»
 
Трейлер фильма «Сибирский цирюльник» (1998)

Квазиисторический «Сибирский цирюльник» выдвигали на «Оскар» от России в 1999 году, но ленту пришлось снять с гонки. Причина снова в нарушении правил — фильм не успели выпустить в прокат в нужные сроки. Авторы пытались симулировать показы незавершенной картины, но в этом их уличили. Это тем более обидно, что у фильма были шансы попасть и в другие номинации из-за участия других стран в производстве и большого количества английского языка.

 

8«По ту сторону Атлантики» (Халлвар Витсе, 2010)

Дисквалификация: «Лучший короткометражный игровой фильм»
 
Фильм «По ту сторону Атлантики» (2010)

С этой норвежской короткометражкой в 2012 году случилась история, подобная той, что была у «Молодых американцев», только фильм ограничился номинацией, а не наградой. Ленту пришлось исключать из списка, потому что выяснилось, что еще в 2010 году она демонстрировалась по телевидению.

 

9«Один еще не одинок» (Рэй Бенгстон и Джордж Д. Эскобар, 2013)

Дисквалификация: «Лучшая песня»
 
Сцена из фильма «Один еще не одинок» (2013)

Эта дисквалификация вышла нелепо. Автор главной песни фильма «Один еще не одинок» Брюс Бротон, узнав о своей номинации, разослал по электронной почте письмо членам академии с соответствующим сообщением. Поступок расценили как агитацию и давление на голосующих, а Бротона вычеркнули из списка претендентов на награду.

 

10«Землетрясение» (Сарик Андреасян, 2016)

Дисквалификация: «Лучший фильм на иностранном языке»
 
Трейлер фильма «Землетрясение» (2016)

И еще один пример с неясностью распределения долей в производстве. Фильм Сарика Андреасяна «Землетрясение» создавался совместными усилиями России и Армении и выдвигался на «Оскар» от последней. Но творческая группа и актерский состав включали в основном россиян, так что киноакадемики сочли картину недостаточно армянской и отказали в возможной номинации.
 

Обложка: кадр из фильма «Цирк» (1928) / United Artists

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 500
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 408
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2106
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 2055
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1070
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1377
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее