Обзоры

10 дисквалификаций «Оскара»: от Чаплина до Андреасяна

Американская киноакадемия исключила из оскаровской гонки саундтрек фильма «Мэнди» — лента раньше положенного срока вышла на VOD-платформах. Жаль, ведь это была одна из последних работ композитора Йохана Йоханнссона. Вспоминаем на примерах, как еще можно потерять шанс на престижную награду

  • 31 января
  • 1819
Павел Орлов

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

1«Цирк» (Чарли Чаплин, 1928)


Дисквалификация: «Лучший фильм», «Лучший режиссер комедийного фильма», «Лучший литературный первоисточник», «Лучшая мужская роль»
 
Сцена из фильма «Цирк» (1928)

Конфуз с отзывом номинации произошел на первой же оскаровской церемонии. В 1929 году Чарли Чаплина за «Цирк» сначала объявили претендентом на награду в четырех категориях. Однако затем внезапно отменили его участие во всех номинациях, вместо этого присудив «Почетный Оскар» с лукавой формулировкой «За универсальность и гениальность в актерской игре, написании, режиссировании и продюсировании фильма „Цирк“». Согласно распространенной версии, все из-за опасения академиков, что Чаплин возьмет все четыре награды. Премия вообще не очень жаловала комика. Его фильмы редко номинировали, а следующую награду он получил лишь сорок лет спустя, и это тоже был «Почетный Оскар».
 

2«Хондо» (Джон Фэрроу, 1953)


Дисквалификация: «Лучший литературный первоисточник»
 
Сцена из фильма «Хондо» (1953)

С вестерном с участием Джона Уэйна «Хондо» произошла неразбериха в сценарной номинации. Картина претендовала на награду за лучший оригинальный сценарий, однако в последний момент выяснилось, что у текста была первооснова в виде рассказа «Подарок Кошиз». О смене номинации вопрос не ставился.
 

3«Высшее общество» (Чарльз Уолтерс, 1956)


Дисквалификация: «Лучший литературный первоисточник»
 
Трейлер фильма «Высшее общество» (1956)

Через пару лет после истории с «Хондо» со сценарной наградой произошел конфуз еще больший. Киноакадемия номинировала Эдварда Берндса и Элвуда Уллмана за драматургию комедии «Высшее общество» с Фрэнком Синатрой и Грэйс Келли. Вот только была загвоздка — Берндс и Уллман не писали эту картину. Они работали над другим фильмом с таким же названием, но вышедшим годом ранее. Ошибку заметили авторы и сами попросили убрать их имена из числа номинантов.
 

4«Молодые американцы» (Александр Грассхофф, 1967)


Дисквалификация: «Лучший документальный фильм»
 
Сцена из фильма «Молодые американцы» (1967)

С фильмом «Молодые американцы» сложилась уникальная для «Оскара» ситуация. Это единственный случай, когда награду сначала вручили, а затем попросили вернуть (да, история еще хуже, чем с «Ла-Ла Лендом» и «Лунным светом»). Фильм выиграл в документальной категории в 1969 году, однако спустя месяц выяснилось, что еще в 1967 году лента демонстрировалась в кинотеатрах, а значит, согласно регламенту премии, не могла претендовать на награду для фильмов за 1968 год. «Оскар» был передан картине «Путешествие в себя».
 

5«Крестный отец» (Фрэнсис Форд Коппола, 1972)


Дисквалификация: «Лучшая музыка»
 
Трейлер фильма «Крестный отец» (1972)

«Крестный отец» Фрэнсиса Форда Копполы в 1973 году изначально получил одиннадцать номинаций, однако одну пришлось вычесть. Выяснилось, что некоторые фрагменты музыки к фильму композитор Нино Рота использовал ранее в комедии «Фортунелла». Разумеется, такое правила киноакадемии не допускали — музыка должна быть целиком оригинальной. Тем не менее Рота получил своего «Оскара» спустя два года — за работу над вторым «Крестным отцом». Ну и добавим, что в том же 1973 году Марлон Брандо, можно сказать, дисквалифицировал сам себя. На церемонию он отправил вместо себя индианку, которая от его имени отказалась от награды в знак протеста против угнетения коренных американцев.
 

6«Место в мире» (Адольфо Аристараин, 1992)


Дисквалификация: «Лучший фильм на иностранном языке»
 
Трейлер фильма «Место в мире» (1992)

В 1993 году драма «Место в мире» попала в финальную пятерку претендентов на звание «Лучшего фильма на иностранном языке». Аргентинская картина была выдвинута от Уругвая, частично финансировавшего производство, но киноакадемики сочли участие страны в создании фильма недостаточным, так что дело обернулось дисквалификацией. Режиссер и продюсер Адольфо Аристараин даже безуспешно подавал в суд на премию. Единственный плюс — после этой истории Киноакадемия тщательнее прописала условия номинирования иностранных картин.
 

7«Сибирский цирюльник» (Никита Михалков, 1998)


Дисквалификация: «Лучший фильм на иностранном языке»
 
Трейлер фильма «Сибирский цирюльник» (1998)

Квазиисторический «Сибирский цирюльник» выдвигали на «Оскар» от России в 1999 году, но ленту пришлось снять с гонки. Причина снова в нарушении правил — фильм не успели выпустить в прокат в нужные сроки. Авторы пытались симулировать показы незавершенной картины, но в этом их уличили. Это тем более обидно, что у фильма были шансы попасть и в другие номинации из-за участия других стран в производстве и большого количества английского языка.
 

8«По ту сторону Атлантики» (Халлвар Витсе, 2010)


Дисквалификация: «Лучший короткометражный игровой фильм»
 
Фильм «По ту сторону Атлантики» (2010)

С этой норвежской короткометражкой в 2012 году случилась история, подобная той, что была у «Молодых американцев», только фильм ограничился номинацией, а не наградой. Ленту пришлось исключать из списка, потому что выяснилось, что еще в 2010 году она демонстрировалась по телевидению.
 

9«Один еще не одинок» (Рэй Бенгстон и Джордж Д. Эскобар, 2013)


Дисквалификация: «Лучшая песня»
 
Сцена из фильма «Один еще не одинок» (2013)

Эта дисквалификация вышла нелепо. Автор главной песни фильма «Один еще не одинок» Брюс Бротон, узнав о своей номинации, разослал по электронной почте письмо членам академии с соответствующим сообщением. Поступок расценили как агитацию и давление на голосующих, а Бротона вычеркнули из списка претендентов на награду.
 

10«Землетрясение» (Сарик Андреасян, 2016)


Дисквалификация: «Лучший фильм на иностранном языке»
 
Трейлер фильма «Землетрясение» (2016)

И еще один пример с неясностью распределения долей в производстве. Фильм Сарика Андреасяна «Землетрясение» создавался совместными усилиями России и Армении и выдвигался на «Оскар» от последней. Но творческая группа и актерский состав включали в основном россиян, так что киноакадемики сочли картину недостаточно армянской и отказали в возможной номинации.
 

Обложка: кадр из фильма «Цирк» (1928) / United Artists

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Бар „На грудь“»: как снять популярный веб-сериал и успешно его монетизировать

Мы пообщались с режиссером веб-сериала «Бар „На грудь“» Ириной Вилковой и генеральным продюсером проекта Георгием Шабановым, чтобы узнать, насколько сложно было получить финансирование от RuTube, чем написание веб-сериала отличается от «обычного» сценария, и почему Питер – вдохновляет

  • 5 февраля
  • 3217
Практика

Как искать локации для съемок без бюджета

Вы собираетесь снимать кино, но бюджета на локейшн-менеджера и экспедиции нет. Придется справляться с этим самостоятельно

  • 3 февраля
  • 2170
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Йоргоса Лантимоса

К выходу «Фаворитки» знакомимся со списком лучших кинокартин по мнению одного из самых необычных режиссеров наших дней, который к тому же стал лидером оскаровской гонки этого года: от греческого и японского арт-хауса до современного экшна

  • 4 февраля
  • 2073
Обзоры

«Лучший звук» и «Лучший звуковой монтаж»: в чем разница?

Уже скоро пройдет 91-ая церемония вручения премии «Оскар», но все ли знают, чем отличаются друг от друга звуковые номинации? Ответ на этот вопрос — в этой статье

  • 9 февраля
  • 1387
Обзоры

Хиты «Сандэнса»-2019: Майкл Джексон, Антон Ельчин, Шайа ЛаБаф и Тед Банди

Очередной «Сандэнс» на днях раздал награды, а мы сделали небольшой обзор самых любопытных картин фестиваля: независимые ленты, о которых мы определенно еще не раз услышим в этом году

  • 6 февраля
  • 1305
Слова

Сложности многокамерной съемки для оператора

«Палочка-выручалочка» для батальных и спортивных фильмов, ограничение творческих возможностей и 57 камер на площадке «Дома 2»: российские операторы — о том, когда лучше применять многоканальную съемку в кино и на телевидении, а когда от нее лучше отказаться

  • 8 февраля
  • 1265
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее