Практика

Мастер: М. Найт Шьямалан

Пока вокруг Шьямалана и его «Стекла» ломаются копья на тему пробито ли очередное дно или же режиссер таки вернул былую форму, мы рассматриваем его авторский стиль: жанровые эксперименты вокруг мистики и триллера, цветовой символизм, отражения и «вот это поворот»


Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров
 

Извилистая карьера


На съемках фильма «Стекло» (2019) / Фото: «WDSSPR»
На съемках фильма «Стекло» (2019) / Фото: «WDSSPR»

М. Найт Шьямалан — одна из самых спорных фигур, среди режиссеров современного Голливуда. Все из-за крайне неровной фильмографии. Его первые два фильма прошли незамеченным, но вот третья картина, «Шестое чувство», произвела фурор (о причинах чуть позже). Всеобщее признание получил и следующий «Неуязвимый», однако далее творения Шьямалана вызывали все больший скепсис.

Поворотной картиной стала «Девушка из воды». Тогда режиссер даже дебютировал среди лауреатов позорной антипремии «Золотая малина». И далее ожидание его картин неизменно сопровождалось спорами, пробьет ли Шьямалан очередное дно или вдруг сумеет вернуться к когда-то заданной планке. Увы, и «Повелитель стихий», и «После нашей эры» указывали, скорее, на первый вариант, однако «Сплит» неожиданно стал серьезной заявкой на восстановление репутации. Свежевышедшее «Стекло», правда, опять эту репутацию подмочило, но, что ж поделать, мы, в конце концов, уже поняли, что стабильность качества — не конек Шьямалана.

На съемках фильма «Стекло» (2019) / Фото: «WDSSPR»
На съемках фильма «Стекло» (2019) / Фото: «WDSSPR»

Спорить о режиссере и критиковать его можно долго, однако любопытным остается один факт — большая часть его картин, в том числе и не самые удачные в творческом плане, принесла прибыль в прокате. Кроме того, не приходится сомневаться, что Шьямалан — кинематографист до мозга костей, фанатично преданный профессии. Он неоднократно подтверждал свое умение обращаться как с крупными бюджетами, так и с малыми (причем с малыми получается лучше). Он утвердил свой собственный уникальный стиль. Он умеет работать с актерами и раскрывать их драматический потенциал, и потому стал одним из тех режиссеров, с которыми по-настоящему любят работать крупнейшие звезды. Да и то, что после провалов и критических разгромов он продолжает разрабатывать оригинальные идеи и проекты, заслуживает уважения.
 

Мистический триллер и его вариации


Кадр из фильма «Шестое чувство» (1999) / Фото: Buena Vista Pictures Distribution
Кадр из фильма «Шестое чувство» (1999) / Фото: Buena Vista Pictures Distribution

Жанровая основа творчества Шьямалана — мистический триллер. Его фильмы всегда связаны со столкновением обычных людей с чем-то сверхъестественным (суперспособности, инопланетные цивилизации, научная фантастика), а действие происходит в атмосфере саспенса, тревожного ожидания, волнения или даже ужаса. Собственно, можно сказать, что Шьямалан был одним из тех ярких режиссеров, кто на рубеже 1990-2000-х вдохнул новую жизнь в жанр мистического триллера. Он этот жанр усложнил, сделал более интересным, смешав его в нестандартных пропорциях с другими жанровыми разновидностями (не случайно среди любимых картин Шьямалана тоже полижанровые фильмы).

Например, «Шестое чувство» большую часть действия напоминает психологическую драму с элементом детектива. Или «Неуязвимый» содержит элемент супергеройского кино. «Сплит» местами можно назвать хоррором. Однако база общая — мистический триллер, и именно он дает картинам Шьямалана уникальное преломление.
 

Сюжетный твист, или «вот это поворот»


Кадр из фильма «Сплит» (2016) / Фото: Universal Pictures
Кадр из фильма «Сплит» (2016) / Фото: Universal Pictures

Если бы нужно было описать режиссера одним мемом, то Шьямалану идеально подошло бы знаменитое «Вот это поворот». Лихие сюжетные виражи и особенно финальные твисты, переворачивающие зрительское понимание всей истории, можно назвать самой характерной «фишкой» режиссера. Причем в некотором смысле этот прием сыграл со Шьямаланом злую шутку — он стал его заложником.

Если в ранних картинах сюжетные твисты были чем-то непредсказуемым и потому действительно удивляли и шокировали, то со временем от режиссера стали ждать необычного поворота истории — оригинальность превратилась в банальное клише. Шьямалан и отказаться от такого решения не может, но твисты порой стали выглядеть чем-то вымученным и неестественным. Тем не менее отметим, что в удачных случаях, например, в «Шестом чувстве», «Таинственном лесе» или «Сплите» это действительно хороший способ расширить границы сюжета, а заодно лишний раз впечатлить и заинтриговать аудиторию.

Любопытно, кстати, что при всей любви к финальным твистам, Шьямалан — ярый противник сиквелов, где этот прием особенно востребован как «мостик» между частями.
 

Герои: интровертные взрослые и непонятые дети


Кадр из фильма «Шестое чувство» (1999) / Фото: Buena Vista Pictures Distribution
Кадр из фильма «Шестое чувство» (1999) / Фото: Buena Vista Pictures Distribution

Из фильма в фильм Шьямалан переносит два типа героев. Охарактеризуем их так: задумчивые взрослые и непонятые дети или подростки. Закрытые, окруженные романтическим ореолом мужчины, вероятно, служат своего рода альтер-эго режиссеру. Дети же, вполне в русле вековых традиций, «работают» посредниками между реальностью и чем-то мистическим и непознанным. На взаимодействии взрослого и ребенка строятся сюжеты большинства картин Шьямалана: «Шестое чувство», «Знаки», «После нашей эры», «Сплит».
 

Автокатастрофа как сюжетный ход


Кадр из фильма «Стекло» (2019) / Фото: «WDSSPR»
Кадр из фильма «Стекло» (2019) / Фото: «WDSSPR»

В целом ряде картин Шьямалана присутствует автомобильные катастрофы. Достоверно неизвестно, чем обусловлен такой интерес (может быть дело в какой-то фобии?), однако очевидно, что режиссер находит в таком решении богатые сюжетные и драматические возможности. Например, в «Шестом чувстве» это кульминационный эпизод, а в «Неуязвимом» и «Знаках» сцены автокатастроф через флэшбеки помогают объяснить характеры героев.
 

Визуальный стиль: отражения и другие инструменты таинственности и погружения


Кадр из фильма «Шестое чувство» (1999) / Фото: Buena Vista Pictures
Кадр из фильма «Шестое чувство» (1999) / Фото: Buena Vista Pictures

Излюбленный визуальный прием Шьямалана — съемка через отражение, когда важное действие мы видим в какой-либо зеркальной поверхности. Причем отражающей поверхностью может быть не только очевидное стекло, но и экран телевизора, нож или даже дверная ручка. Такое решение делает кадр визуально более интересным, выразительным. Оно также придает действию большую значительность.

Иногда таким способом режиссер «прикрывает» какую-то сцену, например, если в ней показывается насилие или нужно спрятать какой-то элемент. Кроме того, на смысловом уровне режиссер так подчеркивает ключевой мотив большинства своих картин — столкновение с потусторонним, с «зазеркальем». Кстати, вполне возможно, что подобный прием Шьямалан подглядел у одного из своих вдохновителей — у Стивена Спилберга.

Кадр из фильма «Неуязвимый» (2000) / Фото: Buena Vista Pictures
Кадр из фильма «Неуязвимый» (2000) / Фото: Buena Vista Pictures

Среди других визуальных решений, находящихся в постоянном арсенале средств Шьямалана, можно выделить съемку с верхней точки или «взгляд Бога» и съемку через некое обрамление, например, дверной проем. Эти средства придают картинам режиссера особую странность и таинственность. Также он часто использует съемку от первого лица и длиннокадровую съемку — техники, обычно способствующие сближению зрителя с героями и погружению в действие.
 

Цветовой символизм


Кадр из фильма «Таинственный лес» (2004) / Фото: Buena Vista Pictures
Кадр из фильма «Таинственный лес» (2004) / Фото: Buena Vista Pictures

Яркий выразительный инструмент для Шьямалана — это цвет. Иногда его работа с цветом кажется излишне прямолинейной, но, тем не менее, эффективной. У цвета может быть определенное символическое значение или даже конкретная сюжетная функция. Например, в «Таинственном лесе» красный маркирует опасность и угрозу, а желтый наоборот — спокойствие и «нормальность» (впрочем, в итоге все оказывается сложнее).

Или возьмем «Шестое чувство», где красный цвет служит выразительным предвестником важного события. В «Неуязвимом» цвета используются, сближая историю с традицией комикса (что тем более уместно с учетом того, что это, по сути, драматизированный супергеройский сюжет), а зеленый и фиолетовый обозначают протагониста и антагониста соответственно.
 

Любимая локация — Пенсильвания


Кадр из фильма «Явление» (2008) / Фото: 20th Century Fox
Кадр из фильма «Явление» (2008) / Фото: 20th Century Fox

Если Мартин Скорсезе воспел в своем творчестве Нью-Йорк, то Шьямалану многим обязана Филадельфия. Большинство его картин снято в крупнейшем городе штата Пенсильвания или в его окрестностях. На то есть ряд причин. Во-первых, для Шьямалана это родные места — он родился в Индии, но уже на шестую неделю после его рождения семья переехала в США. Режиссер выбирает для съемок хорошо знакомые, родные места. Правда, есть и другой существенный фактор — в Пенсильвании предусмотрена налоговая льгота при съемке фильмов на территории штата.
 

Камео


Кадр из фильм «Сплит» (2016) / Фото: Universal Pictures
Кадр из фильм «Сплит» (2016) / Фото: Universal Pictures

Подобно своему кумиру Альфреду Хичкоку Шьямалан регулярно появляется в эпизодических ролях в своих картинах. Правда у него есть небольшое отличие от традиционных камео. Если Хичкок, Питер Джексон и другие режиссеры появляются в собственных картинах для привета, шутки ради, то Шьямалан отводит своим героям реплики и даже значительные сюжетные функции.

Правда, эта манера автора иногда критикуется за очевидно скромные актерские способности. Например, самую масштабную свою роль (если исключить главного героя в дебютной «Яростной молитве») Шьямалан исполнил в «Девушке из воды», и тем самым доигрался до актерской «Золотой малины». Кстати, по поводу этой издевательской премии. После «Визита» Шьямалан удостоился номинации за «восстановление репутации», и с тех пор в списках «Малин» больше не фигурировал. Надеемся, и дальше не будет.
 

Обложка: на съемках фильма «Стекло» (2019) / «WDSSPR»

 

Комментарии

Комментариев: 1

Мне кажется, репутацию всё-таки восстановил Визит, который при мизерном бюджете собрал приличную кассу, яркий, драйвовый фильм. И только потом был Сплит.

Так что секрет успеха прост. Ему надо давать очень мало денег.

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с «Аббатством Даунтон»: не тот темпоритм, не то королевское семейство, не тот дубляж

Можно ли смотреть киноверсию телешоу, если вы не являетесь адептом сериала, на основе которого поставлен фильм? Что лучше: сохранить непривычный для кино неспешный ритм оригинала или сократить сюжет, который в идеале шел бы целый сезон? Разбираемся на основе фильма «Аббатство Даунтон». Осторожно, спойлеры!

29 ноября 4776
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 3744
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 2876
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее