Практика

Словарь: сленг звукорежиссеров

Всегда хотели знать, о чем разговаривают звукорежиссеры, но боялись спросить? Вам поможет наш обзор распространенного профессионального сленга

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Когда я впервые оказался на съемочной площадке, я едва ли мог понять, что от меня хотел главный звукорежиссер, попросив «не светить бумом». Со временем я изучил все нужные термины, а теперь составил небольшой словарь звукорежиссерского сленга, с которым вы можете столкнуться.

Аэска


— АСК: Аппаратно-студийный комплекс (по сути — весь телецентр).  
 

Аукс, окс (с английского AUX)


— Разъем типа mini-Jack. Термин не самый профессиональный, но на практике встречается все чаще.
 

Громкая


— динамки в студии. С помощью него можно что-либо сказать по громкой связи из аппаратной: «Передай по громкой».
 

Катнуть (от английского 'to cut')


— вырезать. Катнуть середину — вырезать средние частоты аудио-сигнала.
 

Поджать


— обработать прибором динамической обработки, сузить динамический диапазон сигнала.
 

Говорящая голова


— Диктор.
 

Микрофонная пауза, румтон


— Запись нескольких секунд «тишины» на съемочной площадке для простоты склейки звука на постпродакшне.
 

Рыба, скелет


— Черновая работа, на которой будет основываться финальная версия.
 

Почистить звук


— Устранить ненужные звуки из аудиодорожки с помощью «шумодавов» и прочих приборов обработки и чистки звука.
 

Засветить бум


— Во время съемки микрофон «пушка» появился в кадре. Считается браком по картинке, однако «по шапке» получает звукооператор в первую очередь.
 

Кабло


— Любой кабель или провод на съемочной площадке.
 

Собака (иногда кошка)


— Ветрозащита из специального ворса, чтобы ветер не задувал в микрофон.
 

Цеппелин


— Ветрозащита для остронаправленного микрофона с противовибрационным креплением.
 

Инэйры


— Наушники типа in-ear.
 

Кишка


— Группа кабелей типа «мультикор».
 

Порвать


— Задействовать «разрыв» типа Insert в звуковом тракте.
 

Продуть


— Настроить систему при помощи белого или розового шума.
 

Прибрать


— Ослабить. Например, прибрать высокие — ослабить высокие частоты в сигнале.
 

Пожарка


— Специальное объявление о технике безопасности при чрезвычайных ситуациях. Оно дается перед каждым эфиром или с утра во время целого дня записи. Звук идет из аппаратной.
 

Тюльпаны


— Разъемы типа RCA.
 

Песок


— Рассыпчатая верхняя середина.
 

Мама


— Разъем типа Female.
 

Папа


— Разъем типа Male.
 

Джек


— Разъем типа TS/TRS.
 

Порталы


— Акустические системы для озвучивания зала.
 

Гробы


— Сабвуферы, большие низкочастотные громкоговорители.
 

Пищалка


— Высокочастотный динамик в громкоговорителе.
 

Ревер, холл


— Процессор пространственной обработки сигнала с эффектом реверберации.
 

Слюни


— Плохая и резкая середина в сигнале около одного килогерца (1 kHz).
 

Яркий звук


— Аудиосигнал с прозрачными верхними частотами.
 

Минус


— Аудиотрек без вокала.
 

Плюс


— Аудиотрек с вокалом.
 

Улучшайзер


— Плагин, который при использовании стандартных настроек (пресетов/presets) делает звук громче, плотнее, «ярче».
 

Фох (с английского FOH; Front of House)


— Звукорежиссер, работающий непосредственно в студии и руководящий звукоусилением для публики в студии. Звукорежиссер из аппаратной может давать команды на фоха. К примеру, прибрать или, наоборот, усилить какой-то микрофон
 

Фонок (от английского слова Phonak)


— Скрытый наушник, предназначенный для связи редакторов и прочего персонала с ведущими.
 

Несмотря на откровенную абсурдность некоторых терминов, они помогут не затеряться в рабочих условиях в трудную минуту. Конечно, сленг меняется со временем и на каждом рабочем месте он так или иначе преобразовывается, однако основные слова остаются прежними.
 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

10 интересных фактов о «Том и Джерри»

В этом году 80-летний юбилей отмечают одни из главных анимационных звезд всех времен. Кот Том и мышонок Джерри появились на экранах в 1940-м году и сразу же завоевали любовь зрителей. Вспоминаем интересные факты об анимационном шедевре: создатели, трансформации персонажей, цензура, причины феноменального успеха и неудачные продолжения

20 марта 30620
Обзоры

Надо видеть: 5 кинематографистов рекомендуют фильмы, которые стоит посмотреть в режиме самоизоляции

Сидите одни дома? Кинотеатры закрыты? Смотреть нечего? Мы обратились к пяти кинематографистам с просьбой назвать пять фильмов, которые они могут посоветовать для просмотра в условиях самоизоляции. Что они и сделали: от мелодрам до триллеров, от комедий до научпопа, от сериалов до артхауса

23 марта 18088
Практика

Как это снято: «Заражение»

Фильм Стивена Содерберга о пандемии смертельного вируса, снятый в 2011 году, переживает новый всплеск популярности. Почему именно «Заражение», а не какой-то другой заметный фильм-катастрофа вызывает такой резонанс у зрителей? Рассказываем в нашем новом материале

22 марта 8956
Практика

Как это снято: «Красотка»

Вот уже тридцать лет улыбка Джулии Робертс и сказочная история встречи принца-миллионера покоряют зрителей всего мира. Рассказываем о съемках «Красотки»: как жесткая социальная драма стала классикой романтической комедии, Ричард Гир занял место Аль Пачино, а Вернер Херцог уступил Гэрри Маршаллу

25 марта 6760
Практика

Россия vs США: звукорежиссеры у нас и у них

Артем Нужин, владелец звуковой компании T.I.M. Sound Company и звукорежиссер шоу «Последний герой», «Мастер Шеф» и «Каникулы в Мексике», рассказал, за что борются американские профсоюзы, чего никогда не будет делать звукорежиссер в Америке и чему стоит поучиться у российских специалистов

18 марта 3871
Правила профессии

12 советов сценаристам от Мартина МакДона

К юбилею Мартина МакДона, выдающегося драматурга и автора «Залечь на дно в Брюгге» и «Трех билбордов», прислушиваемся к его профессиональным советам и творческим принципам: как научиться создавать диалоги, почему не стоит писать подшофе и когда компромисс — это хорошо, а когда — не очень

26 марта 3881
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее