Практика

Словарь: сленг звукорежиссеров

Всегда хотели знать, о чем разговаривают звукорежиссеры, но боялись спросить? Вам поможет наш обзор распространенного профессионального сленга

  • 23 декабря 2018
  • 3720
Павел Новиков

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Когда я впервые оказался на съемочной площадке, я едва ли мог понять, что от меня хотел главный звукорежиссер, попросив «не светить бумом». Со временем я изучил все нужные термины, а теперь составил небольшой словарь звукорежиссерского сленга, с которым вы можете столкнуться.

Аэска


— АСК: Аппаратно-студийный комплекс (по сути — весь телецентр).  
 

Аукс, окс (с английского AUX)


— Разъем типа mini-Jack. Термин не самый профессиональный, но на практике встречается все чаще.
 

Громкая


— динамки в студии. С помощью него можно что-либо сказать по громкой связи из аппаратной: «Передай по громкой».
 

Катнуть (от английского 'to cut')


— вырезать. Катнуть середину — вырезать средние частоты аудио-сигнала.
 

Поджать


— обработать прибором динамической обработки, сузить динамический диапазон сигнала.
 

Говорящая голова


— Диктор.
 

Микрофонная пауза, румтон


— Запись нескольких секунд «тишины» на съемочной площадке для простоты склейки звука на постпродакшне.
 

Рыба, скелет


— Черновая работа, на которой будет основываться финальная версия.
 

Почистить звук


— Устранить ненужные звуки из аудиодорожки с помощью «шумодавов» и прочих приборов обработки и чистки звука.
 

Засветить бум


— Во время съемки микрофон «пушка» появился в кадре. Считается браком по картинке, однако «по шапке» получает звукооператор в первую очередь.
 

Кабло


— Любой кабель или провод на съемочной площадке.
 

Собака (иногда кошка)


— Ветрозащита из специального ворса, чтобы ветер не задувал в микрофон.
 

Цеппелин


— Ветрозащита для остронаправленного микрофона с противовибрационным креплением.
 

Инэйры


— Наушники типа in-ear.
 

Кишка


— Группа кабелей типа «мультикор».
 

Порвать


— Задействовать «разрыв» типа Insert в звуковом тракте.
 

Продуть


— Настроить систему при помощи белого или розового шума.
 

Прибрать


— Ослабить. Например, прибрать высокие — ослабить высокие частоты в сигнале.
 

Пожарка


— Специальное объявление о технике безопасности при чрезвычайных ситуациях. Оно дается перед каждым эфиром или с утра во время целого дня записи. Звук идет из аппаратной.
 

Тюльпаны


— Разъемы типа RCA.
 

Песок


— Рассыпчатая верхняя середина.
 

Мама


— Разъем типа Female.
 

Папа


— Разъем типа Male.
 

Джек


— Разъем типа TS/TRS.
 

Порталы


— Акустические системы для озвучивания зала.
 

Гробы


— Сабвуферы, большие низкочастотные громкоговорители.
 

Пищалка


— Высокочастотный динамик в громкоговорителе.
 

Ревер, холл


— Процессор пространственной обработки сигнала с эффектом реверберации.
 

Слюни


— Плохая и резкая середина в сигнале около одного килогерца (1 kHz).
 

Яркий звук


— Аудиосигнал с прозрачными верхними частотами.
 

Минус


— Аудиотрек без вокала.
 

Плюс


— Аудиотрек с вокалом.
 

Улучшайзер


— Плагин, который при использовании стандартных настроек (пресетов/presets) делает звук громче, плотнее, «ярче».
 

Фох (с английского FOH; Front of House)


— Звукорежиссер, работающий непосредственно в студии и руководящий звукоусилением для публики в студии. Звукорежиссер из аппаратной может давать команды на фоха. К примеру, прибрать или, наоборот, усилить какой-то микрофон
 

Фонок (от английского слова Phonak)


— Скрытый наушник, предназначенный для связи редакторов и прочего персонала с ведущими.
 

Несмотря на откровенную абсурдность некоторых терминов, они помогут не затеряться в рабочих условиях в трудную минуту. Конечно, сленг меняется со временем и на каждом рабочем месте он так или иначе преобразовывается, однако основные слова остаются прежними.
 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Иди и не смотри: что не так с нашим кино о войне

К 9 мая мы пошли на жестокий эксперимент — посмотрели все те игровые фильмы, что отечественный кинематограф снимал о Великой Отечественной войне в последние годы. Теперь делимся мнением, почему почти все это плохо

  • 9 мая
  • 14490
Обзоры

Лучшие библиотеки сэмплов для киномузыки

Если у вас есть миди-клавиатура и небольшой набор оборудования, то вы уже можете писать музыку. Но чтобы она звучала убедительно, важно также использовать хорошие библиотеки сэмплов

  • 7 мая
  • 2061
Практика

Чем занимается режиссер

Почему чем меньше видно режиссера, тем лучше? Зачем постановщику лезть во все этапы кинопроизводства? Что такое творческий замысел и сколько нужно потратить времени и сил для его воплощения? И зачем тут сравнение с дирижером оркестра?

  • 14 мая
  • 1838
Обзоры

15 фильмов 72-го Каннского кинофестиваля: Тарантино, Джармуш, Рефн и Балагов

С 14 по 25 мая на Лазурном берегу вновь проходит Каннский кинофестиваль. Мы выделили полтора десятка самых любоптных и многообещающих новинок мирового авторского кино

  • 13 мая
  • 1859
Слова

«Я приехал в Бангладеш сделать не просто хорошее кино, а что-то на пределе возможностей»: оператор Азиз Жамбакиев об однокадровом фильме «День субботний»

В числе самых ярких картин прошедшего ММКФ — бангладешская драма «День субботний», снятая в сложнейшем формате однокадрового кино. Оператор Азиз Жамбакиев поделился с нами подробностями создания картины: особенности ритма и света, выбор оптики, специфика «восточного стиля» подготовки, а также форс-мажоры

  • 6 мая
  • 1587
Практика

Можно ли использовать простыни как низкобюджетные рассеиватели?

Если ваш бюджет на нуле, а вам нужен рассеянный свет, простыни могут казаться привлекательной альтернативой. Но так ли все просто, рассказывает оператор Льюис Макгрегор

  • 12 мая
  • 1480
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее