Обзоры

7 фильмов без музыкального сопровождения

Сейчас трудно представить фильм без полноценного музыкального сопровождения и главной музыкальной темы, но порой режиссеры отказывались от музыки вовсе. Вспомним несколько фильмов, созданных без нее

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

1«Веревка» (Альфред Хичкок, 1948)

 
Сцена из фильма «Веревка» (1948)

Альфред Хичкок никогда не стеснялся и не боялся экспериментировать. Фильм «Веревка» 1948 года должен был быть как можно более реалистичным. Для погружения зрителей в атмосферу, Хичкок отказался от музыки, что сделало фильм напряженнее. Также режиссер стремился создать ощущение, что значительные части «Веревки» сняты одним кадром, что достигалось при помощи монтажа.
 

2«Старикам тут не место» (Братья Коэны, 2007)

 
Сцена из «Старикам тут не место» (2007)

Фильм с довольно ординарным сюжетом братья Коэн решили разнообразить, убрав музыкальное сопровождение . Именно это и делает погоню увлекательной и удерживает зрителей в креслах перед экраном до самых титров. Вот, что писал композитор Картер Бёруэлл о «Стариках»: «Это самый тихий фильм, над которым я работал. Часто в сценах нет никаких звуков, кроме шума ветра и шагов по бетону. Затем внезапно происходит перестрелка с участием нескольких стрелков с дробовиками и автоматическим оружием. Мы много обсуждали с Коэнами звуковые фактуры, чтобы понять, что может вторгнуться в эту сырую тишину».
 

3«Интерьеры» (Вуди Аллен, 1978)

 
Сцена из фильма «Интерьеры» (1978)

Драма Вуди Аллена «Интерьеры» сильно отличается от комедийных фильмов, которые стали его визитной карточкой. Фильм пропитан бергмановской эстетикой, что отразилось даже на звучании диалогов и отношении к музыкальному сопровождению. В картине нет закадровой музыкой, однако тщательная работа со звуковыми ландшафтами и речью позволяет сохранить эмоциональное напряжение. Традиции Бергмана Аллен начал соблюдать с картины «Энни Холл», где закадровой музыки уже не было.
 

4«M — убийца» (Фриц Ланг, 1931)

 
Сцена из фильма «M – убийца» (1931)

Настоящему мастеру отсутствие того или иного компонента не мешает создать шедевр. Отличный пример — фильм «М — убийца» Фритца Ланга. Детективный фильм «М — убийца» стал первым звуковым для Ланга, так что свою историю он решил рассказать без музыки вовсе. Важно, что единственную музыкальную мелодию (партию из «Пер Гюнта») Ланг насвистывал на записи звука сам. Именно она и стала лейтмотивом одного из персонажей.
 

5«Собачий полдень» (Сидни Люмет, 1975)

 
Сцена из фильма «Собачий полдень» (1975)

«Собачий полдень» действительно поражает тем, что на протяжении всех двух часов вы оказываетесь настолько погружены в картину, что в ней нет музыки. В фильме всего три композиции, однако они выполняют диегитическую функцию (то есть, они внутрикадровые). Это песня «Amoreena» Элтона Джона, композиция «Stay with me» Faces и «Easy Livin» Uriah Heep. Отличная работа режиссера Сидни Люмета со звукорежиссерами, делает отсутствие музыки важным атрибутом оскароносного фильма.
 

6«Красная пустыня» (Микеланджело Антониони, 1964)

 
Трейлер «Красная пустыня» (1964)

Работа со звуком заняла особое место в этой картине Антониони, вышедшей в 1964 году. Композиторы Джованни Фуско и Витторио Джельметти подобрали качественные шумовые фактуры, отлично коррелирующие с цветовой гаммой картины. Именно через эти загадочные металлические звуки и гудки парохода удается передать внутреннее состояние героини.
 

7«Причастие» (Ингмар Бергман, 1962)

 
Трейлер фильма «Причастие» (1962)

Бергман — один из немногих режиссеров, впитывающих всю эмоциональную составляющую фильма. «Причастие» — глубокая история об экзистенциализме и вере. Отказ от музыкального сопровождения в ней обусловлен тем, что Ингмар Бергман хотел «окунуть» главного героя в тревожный вакуум. Именно в этом и помогло отсутствие музыки.
 

Перечисленные фильмы — далеко не все, где режиссеры обошлись без музыки. В 1995 году режиссер Ларс Фон Триер организовал движение «Догма-95», противопоставив его «Новой волне». Режиссер призывал кинематографистов всего мира сделать фильмы более реалистичными. Конечно, один из пунктов — отсутствие недиегетической музыки.
 

Обет последователей «Догмы-95»

 
  1. Съемки должны происходить на натуре. Нельзя использовать реквизит и декорации (если для фильма необходим специальный реквизит, съемки должны происходить там, где этот реквизит изначально находится).
  2. Музыкальное сопровождение не должно идти отдельно от изображения или наоборот (музыка не может звучать в фильме, если она реально не звучит в снимаемой сцене).
  3. Камера должна быть ручной. Любое движение или неподвижность диктуются только возможностями человеческой руки (фильм не может происходить там, где установлена камера; наоборот, съемка должна происходить там, где разворачивается фильм).
  4. Фильм должен быть цветным. Специальное освещение не разрешается (если для съёмок слишком мало света, одна лампа может быть прикреплена к камере, в противном же случае сцена должна быть вырезана).
  5. Оптические эффекты и фильтры запрещены.
  6. Фильм не должен содержать мнимого действия (убийства, стрельба и тому подобное не могут быть частью фильма).
  7. Сюжеты, где действие происходит в другую эпоху или в другой стране, запрещены (действие должно происходить здесь и сейчас).
  8. Жанровое кино запрещено.
  9. Формат фильма должен быть 35 мм.
  10. Имя режиссера не должно фигурировать в титрах.

Стоит отметить, что сейчас официальный сайт «Догмы» насчитывает более тридцати фильмов, а последняя картина датируется 2005 годом.

Конечно, следовать каким-либо правилам или нет — решает каждый режиссер для себя сам, однако не стоит забывать, что благодаря экспериментам в кино появляется все больше и больше шедевров и просто хороших фильмов.
 

Обложка: кадр из фильма «Старикам тут не место» (2007) / Miramax Films

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 636
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 472
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2248
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 2175
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1107
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1406
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее