Обзоры

7 фильмов без музыкального сопровождения

Сейчас трудно представить фильм без полноценного музыкального сопровождения и главной музыкальной темы, но порой режиссеры отказывались от музыки вовсе. Вспомним несколько фильмов, созданных без нее

  • 2 декабря
  • 2131
Павел Новиков

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

1«Веревка» (Альфред Хичкок, 1948)

 
Сцена из фильма «Веревка» (1948)

Альфред Хичкок никогда не стеснялся и не боялся экспериментировать. Фильм «Веревка» 1948 года должен был быть как можно более реалистичным. Для погружения зрителей в атмосферу, Хичкок отказался от музыки, что сделало фильм напряженнее. Также режиссер стремился создать ощущение, что значительные части «Веревки» сняты одним кадром, что достигалось при помощи монтажа.
 

2«Старикам тут не место» (Братья Коэны, 2007)

 
Сцена из «Старикам тут не место» (2007)

Фильм с довольно ординарным сюжетом братья Коэн решили разнообразить, убрав музыкальное сопровождение . Именно это и делает погоню увлекательной и удерживает зрителей в креслах перед экраном до самых титров. Вот, что писал композитор Картер Бёруэлл о «Стариках»: «Это самый тихий фильм, над которым я работал. Часто в сценах нет никаких звуков, кроме шума ветра и шагов по бетону. Затем внезапно происходит перестрелка с участием нескольких стрелков с дробовиками и автоматическим оружием. Мы много обсуждали с Коэнами звуковые фактуры, чтобы понять, что может вторгнуться в эту сырую тишину».
 

3«Интерьеры» (Вуди Аллен, 1978)

 
Сцена из фильма «Интерьеры» (1978)

Драма Вуди Аллена «Интерьеры» сильно отличается от комедийных фильмов, которые стали его визитной карточкой. Фильм пропитан бергмановской эстетикой, что отразилось даже на звучании диалогов и отношении к музыкальному сопровождению. В картине нет закадровой музыкой, однако тщательная работа со звуковыми ландшафтами и речью позволяет сохранить эмоциональное напряжение. Традиции Бергмана Аллен начал соблюдать с картины «Энни Холл», где закадровой музыки уже не было.
 

4«M — убийца» (Фриц Ланг, 1931)

 
Сцена из фильма «M – убийца» (1931)

Настоящему мастеру отсутствие того или иного компонента не мешает создать шедевр. Отличный пример — фильм «М — убийца» Фритца Ланга. Детективный фильм «М — убийца» стал первым звуковым для Ланга, так что свою историю он решил рассказать без музыки вовсе. Важно, что единственную музыкальную мелодию (партию из «Пер Гюнта») Ланг насвистывал на записи звука сам. Именно она и стала лейтмотивом одного из персонажей.
 

5«Собачий полдень» (Сидни Люмет, 1975)

 
Сцена из фильма «Собачий полдень» (1975)

«Собачий полдень» действительно поражает тем, что на протяжении всех двух часов вы оказываетесь настолько погружены в картину, что в ней нет музыки. В фильме всего три композиции, однако они выполняют диегитическую функцию (то есть, они внутрикадровые). Это песня «Amoreena» Элтона Джона, композиция «Stay with me» Faces и «Easy Livin» Uriah Heep. Отличная работа режиссера Сидни Люмета со звукорежиссерами, делает отсутствие музыки важным атрибутом оскароносного фильма.
 

6«Красная пустыня» (Микеланджело Антониони, 1964)

 
Трейлер «Красная пустыня» (1964)

Работа со звуком заняла особое место в этой картине Антониони, вышедшей в 1964 году. Композиторы Джованни Фуско и Витторио Джельметти подобрали качественные шумовые фактуры, отлично коррелирующие с цветовой гаммой картины. Именно через эти загадочные металлические звуки и гудки парохода удается передать внутреннее состояние героини.
 

7«Причастие» (Ингмар Бергман, 1962)

 
Трейлер фильма «Причастие» (1962)

Бергман — один из немногих режиссеров, впитывающих всю эмоциональную составляющую фильма. «Причастие» — глубокая история об экзистенциализме и вере. Отказ от музыкального сопровождения в ней обусловлен тем, что Ингмар Бергман хотел «окунуть» главного героя в тревожный вакуум. Именно в этом и помогло отсутствие музыки.
 

Перечисленные фильмы — далеко не все, где режиссеры обошлись без музыки. В 1995 году режиссер Ларс Фон Триер организовал движение «Догма-95», противопоставив его «Новой волне». Режиссер призывал кинематографистов всего мира сделать фильмы более реалистичными. Конечно, один из пунктов — отсутствие недиегетической музыки.
 

Обет последователей «Догмы-95»

 
  1. Съемки должны происходить на натуре. Нельзя использовать реквизит и декорации (если для фильма необходим специальный реквизит, съемки должны происходить там, где этот реквизит изначально находится).
  2. Музыкальное сопровождение не должно идти отдельно от изображения или наоборот (музыка не может звучать в фильме, если она реально не звучит в снимаемой сцене).
  3. Камера должна быть ручной. Любое движение или неподвижность диктуются только возможностями человеческой руки (фильм не может происходить там, где установлена камера; наоборот, съемка должна происходить там, где разворачивается фильм).
  4. Фильм должен быть цветным. Специальное освещение не разрешается (если для съёмок слишком мало света, одна лампа может быть прикреплена к камере, в противном же случае сцена должна быть вырезана).
  5. Оптические эффекты и фильтры запрещены.
  6. Фильм не должен содержать мнимого действия (убийства, стрельба и тому подобное не могут быть частью фильма).
  7. Сюжеты, где действие происходит в другую эпоху или в другой стране, запрещены (действие должно происходить здесь и сейчас).
  8. Жанровое кино запрещено.
  9. Формат фильма должен быть 35 мм.
  10. Имя режиссера не должно фигурировать в титрах.

Стоит отметить, что сейчас официальный сайт «Догмы» насчитывает более тридцати фильмов, а последняя картина датируется 2005 годом.

Конечно, следовать каким-либо правилам или нет — решает каждый режиссер для себя сам, однако не стоит забывать, что благодаря экспериментам в кино появляется все больше и больше шедевров и просто хороших фильмов.
 

Обложка: кадр из фильма «Старикам тут не место» (2007) / Miramax Films

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

30 правил режиссуры Ларса фон Триера

К выходу «Дома, который построил Джек» перекопали десяток интервью великого и ужасного Ларса фон Триера в поисках его правил и принципов работы в кино: о провокации, поиске сюжетов, работе с актером, импровизации, самоограничениях и алкоголе на площадке

  • 6 декабря
  • 4031
Обзоры

3 фильма с нестандартной кадровой частотой

24 кадра в секунду — общепринятый, устоявшийся киностандарт. Однако в последние годы его господство пытаются поколебать. Эти эксперименты не всегда можно назвать успешными, однако внимания они заслуживают

  • 15 декабря
  • 2370
Практика

Три способа выбраться из ступора на монтаже

Многие хоть раз испытывали страх и недоумение, вглядываясь в таймлинию монтажной программы и не понимая, что делать дальше. Оператор и монтажер Тодд Бланкеншип, рассказывает, как справиться с этим состоянием

  • 8 декабря
  • 2086
Слова

Как режиссеру работать с непрофессиональными актерами

Тщательный кастинг, застройка, много дублей и переозвучивание в конце: российские режиссеры рассказали о том, что делать, если в вашем кино играют непрофесиионалы

  • 7 декабря
  • 1744
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

На случай, если вам нечем заняться долгими зимними ночами, «голубые огоньки» вам эстетически и физически противопоказаны, а «Иронию судьбы» вы выучили наизусть, мы составили список самых интересных сериалов зимы 2018-2019

  • 13 декабря
  • 1710
Практика

Как создавались костюмы к фильму Бернардо Бертолуччи «Последний император»

Художник по костюмам Джеймс Ачесон вспоминает о своей работе над фильмом «Последний император», за который он в 1987 году получил свой первый «Оскар» (второй был за «Опасные связи», а третий — за «Королевскую милость»)

  • 11 декабря
  • 1442
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее