Как художник по гриму помогает создать образ героя
В последнее время от людей, которые занимаются кино, часто можно услышать: «Мне неинтересен грим. Гример нужен, чтобы попудрить актеров и тон намазать». Но ведь когда-то эти слова уже звучали. Придется нам вспомнить историю.
В далеком 1924 году Сергей Михайлович Эйзенштейн был увлечен «безактерским кинематографом». Это когда режиссер подбирал необходимые ему типажи, а от гримера требовалась только лишь самая элементарная «обработка» лица для съемки (по современному — попудрить и нанести тон).
Кинорежиссер Сергей Эйзенштейн / Фото: Дмитрия Дебабова / ТАСС
С Эйзенштейном были солидарны и многие известные операторы. Они утверждали, что гример делает только ретушь, а оператор без его помощи может рисовать экранный образ, пользуясь освещением. Жизнь доказала, что эти увлечения и утверждения ошибочны и просто тормозят развитие киноискусства.
«Иван Грозный» и создание образа при помощи грима
В 1929 году режиссеры отвергли «типажный» подбор актеров. Сам Эйзенштейн и другие его коллеги пришли к выводу, что создавать образы в кино без гримеров невозможно.
Профессионализм операторов тоже никто не отрицал: у них были большие художественные возможности, они великолепно владели светом, но их противостояние с гримерами закончились мирно. Последующие эксперименты с образами актеров в фильмах Эйзенштейна «Александр Невский» и «Иван Грозный» оправдали себя на площадке.
Кадр из фильма «Иван Грозный» (1945; 1958) / Фото: Мосфильм
Эйзенштейн стал тонким знатоком гримировального искусства, стал серьезно относиться к работе художников по гриму и внимательно наблюдал за актерами, «носящими» этот самый грим. Вспоминая о совместной работе над образом Ивана Грозного с художником Василием Горюновым, Эйзенштейн писал: «Царь спит, и мы с Горюновым рады этому обстоятельству. Так легче, впившись двойной парою глаз в недвижимый царский лик, схватить правильный угол наклона брови <...> уловить „ход“ линии уса, поймать верный „бег“ пряди волос <...> Это прежде всего динамический образ движения, вытекающий из облика лица и образа поведения персонажа».
Кадр из фильма «Иван Грозный» (1945; 1958) / Фото: Мосфильм
Сам же художник Горюнов писал, что в работе над образом Ивана Грозного были перепробованы многочисленные варианты париков, усов, бород, бровей, но все это было неестественно и на лице актера казалось чужим. Стало понятно, что подражание старинным гравюрам ничего не дает. Тогда найти образ живого человека той эпохи попытались, исходя от внешности самого актера, учитывая мимику его лица.
Роль Ивана Грозного исполнял Николай Черкасов, для которого сшили много постижа. Благодаря этому в разных сценах фильма он мог предстать и молодым Иваном, и уже постаревшим царем. За время съемок актер «износил» 52 бороды и 78 усов.
Людмила Целиковская и Николай Черкасов в фильме «Иван Грозный» (1945; 1958) / Фото: ТАСС
Николай Черкасов писал, что работа актера в кинофильме в значительной мере начинается в гримерной — с поисков облика и портретного сходства. Однако это еще не творческий успех актера. Необходимо вдохнуть в образ жизнь — осветить взглядом, выражением лица. И этот творческих подход помогает решить гример, воплощая образ на лице актера.
Образ и грим в современном кино
Искусство киногрима ближе к искусству художника-портретиста. Художник по гриму старается сравнивать разные источники, чтобы приблизиться к истине. Стремится проникнуть в сущность внешности героя, находя такие черты персонажа, которые передают его образ жизни, его индивидуальность и историю времени, где он живет. Он связывает свое представление о герое с видением сценариста, режиссера и актера.
Так нас учили раньше. Но авторы современного российского кино, копируя фото или гравюру исторического лица, не задумываются ни о персонаже, ни об актере, который воплощает этот образ (от такого подхода как раз и отказался Сергей Эйзенштейн). Мы снова наступаем на те же грабли. Поэтому часто случается, что борода идет впереди, а актер плетется сзади на расстоянии двух метров. Они живут отдельно друг от друга.
Кадр из сериала «Годунов» / Фото: кинокомпания «Москино»
Приведу пример: снимается сцена боярского пира в какой-то картине об историческом прошлом России. В ходе подготовки к съемкам актеры, загримированные под бояр, кажется, выглядят естественно и привлекательно. Но когда они оказываются рядом на площадке, то даже непрофессионал заметит, что они похожи друг на друга. Причем это касается не только облика в целом, но даже таких деталей, как бороды. В общем, все стандартно. Такая работа в кинопроизводстве называется художественным браком.
Кадр из сериала «Годунов» / Фото: кинокомпания «Москино»
Международное кинопроизводство тем временем идет в правильном направлении. Там уделяют большое внимание созданию образов-брендов. Вспомните хоть один образ-бренд в российском кино, который бы успешно продавался в мире.
Надо понять, что в каждом отдельном случае грим помогает актеру дать зрителю четкое представление о характере персонажа, о его занятии, социальном положении, об изменениях в его характере, старении и об эпохе, в которой он живет. А финале, быть может, о его искуплении.
Если бы в фильме «Золото» лица актеров просто пудрили и мазали на них тон, им было бы труднее играть разные состояния. Ведь в зеркале они бы видели одного и того же человека.
Трейлер фильма «Золото»
Уважение к искусству грима должно быть у всех кинопроизводителей. Нужно осознать, насколько это важная часть процесса, как это осознал Сергей Михайлович Эйзенштейн и многие другие. Главное — чтобы кино не застряло в 1924 году, «без актеров, без гримеров… без названий и конца».
Светлана Мельчикова Художник по гриму Заслуженный художник РФ. Работала над такими проектами, как «Герой нашего времени», «Время собирать камни», «Ехали два шофера», «Приказано забыть» и другими. |
Обложка: Joel Filipe