Обзоры

Не смотрел, но осуждаю: 5 фильмов, вызвавших скандал до выхода

Подзабытая было традиция подвергать травле авторов за произведения, с которыми еще никто не успел познакомиться, уверенно вернулась в поле отечественной культуры. Вспоминаем печальные эпизоды последних лет и размышляем, стоит ли судить о фильмах, которые не видел (спойлер: нет)

  • 11 ноября
  • 6867
Павел Орлов

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

1«Зимний путь» (Сергей Тарамаев и Любовь Львова, 2013)

 
Трейлер фильма «Зимний путь» (2013)

К дебюту режиссерского тандема Сергея Тарамаева и Любы Львовой «Зимний путь» моментально прилип ярлык «гей-драма». И в общем-то это и вызвало скандал. Наши невинные и ангелоподобные чиновники попытались запретить картину за пропаганду гомосексуализма (в то время как раз был принят соответствующий закон), а в сторону авторов стали проявлять агрессию люди, явно далекие от мира кино. Однако если фильм все-таки удосужиться посмотреть, то даже самый ярый гомофоб убедится в целомудренности истории. Да, герой-гомосексуал там, конечно, есть, однако ни пропаганды, ни пошлости, ни даже сексуальности — нет. Режиссеры в нашем интервью по поводу скандала отметили тревожную политизацию культуры: «Вот ты не хочешь относиться никак к политике, но политика сама начинает интересоваться тобой. Ты говоришь себе, что ты художник, что ты ставишь себе только художественные задачи, а политика говорит, что ты уже связался с ней, просто выбрав такую тему».
 

2«Метаморфозис» (Сергей Тарамаев и Любовь Львова, 2015)

 
Трейлер фильма «Метаморфозис» (2015)

Выходу следующего фильма Тарамаева и Львовой также сопутствовало негодование бдительной общественности. Впрочем, раздуть сколь-либо серьезный скандал не удалось. Надо полагать, из-за смехотворности обвинений. Авторам решили приписать педофилию, потому что картина посвящена (о, ужас!) дружбе аутичного молодого музыканта и девочки лет двенадцати. И вновь всего лишь спокойного просмотра картины достаточно, чтобы убедиться в невинности отношений героев. Чтобы увидеть здесь педофилию, нужно как-то очень сильно этого захотеть, что в свою очередь вызывает вопросы к обвинителям. Кстати, об этой картине мы с авторами тоже общались, и в беседе много интересного именно о природе кино.
 

3«Матильда» (Алексей Учитель, 2017)

 
Трейлер фильма «Матильда» (2017)

Случаи «Зимнего пути» и «Метаморфозиса», конечно, кажутся цветочками на фоне ягодок, выросших на благодатной почве «Матильды» Алексея Учителя. Большей истерии кино в новейшей истории России прежде не вызывало и, надеемся, вызывать не будет. Возбуждение блюстителей морали и нравственности на сей раз было спровоцировано тем, что кинематографисты покусились на святое — посмели затронуть личную жизнь Николая II, а именно его добрачные романтические отношения с Матильдой Кшесинской. Скандал начал разгораться за год до релиза на основе только лишь трейлера. В ход противники фильма пустили обращения в прокуратуру, попытки запрета, апелляции к потревоженным религиозным чувствам, угрозы прокатчикам и авторам фильма, нападения, поджоги и взрывы. Отдельные выдающиеся личности даже обещали, что если лента выйдет в прокат, то тут же неминуемо нагрянут всадники Апокалипсиса. И где они?

Досадно, что картина, конечно же, не заслуживает разгоревшийся вокруг нее полемики. И не потому что в ней затронуты какие-то неподобающие темы, а просто потому, что это слабое и безвкусное кино. Ну хотя бы костюмы там выполнены на уровне, о чем подробнее можно почитать в нашем интервью с художником фильма Надеждой Васильевой.
 

4«Полет пули» (Беата Бубенец, 2017)

 
Трейлер фильма «Полет пули» (2017)

Традиция скандалов затронула и документальное кино. Режиссер Беата Бубенец сняла в экстремальных условиях военного конфликта на востоке Украины уникальный безмонтажный фильм, то есть состоящий из одного 80-минутного кадра. Было очевидно, что уже из-за своих кинематографических качеств лента вызовет бурную реакцию в ходе премьеры на «Артдокфесте», однако вряд ли кто ожидал, что бурную настолько. В связи с тем, что в фильме показан быт батальона «Айдар», сеансы сопровождались и даже срывались визитами агрессивно настроенных активистов маргинальных движений НОД и SERB. Не очень, правда, понятно, с чего активисты взяли, что кино как-то оправдывает действия «Айдара», а персонажи фильма непременно должны вызывать у зрителя симпатию, но смотреть кино, прежде чем о нем рассуждать, подобная публика не приучена. Срывая показ и угрожая авторам и зрителям физической расправой (в том числе почему-то расстрелами), активисты так и заявляли, что кино не видели. Действительно, зачем?

Любопытно, что примерно схожую реакцию фильм вызвал и со стороны украинских патриотов. Которые вновь смотреть кино не сочли необходимым. Ну братские же народы. Режиссер, кстати, в нашем интервью заметила, что несмотря на срывы показов, агрессию и угрозы продолжает оставаться открытой к диалогу.
 

5«Праздник» (Алексей Красовский, 2018)

 
Сцена из фильма «Праздник» (2018) 

И самый свежий скандал вокруг еще не готового кино. Картина «Праздник» Алексея Красовского, ранее снявшего «Коллектора», словно бы собрала по-немногу от всех вышеназванных конфликтов. Поводом к травле (гневные посты в соцсетях, разгромные передачи по ТВ, угрозы авторам, заявления в прокуратуру), как в случае «Зимнего пути», стал броский ярлык — «комедия о блокаде». Священный статус темы, подобно «священности» персоны Николая II в «Матильде», предполагает чуткую реакцию. Наконец, как и «Полет пули», «Праздник» потревожил патриотические чувства.

По каждому из этих пунктов обеспокоенной общественности хочется возразить. С каких это пор «комедия» означает плохое/дурное/высмеивающее/глумливое высказывание? Безусловно, современные отечественные комедиографы приучили значительную долю зрителей к тому, что комедия — это обязательно «ржака». Но вообще-то это не так. Более того, жанр комедии не обязательно предполагает веселье, а комедийный смех может быть очень даже грустным (взять хотя бы фильмы Данелии и Рязанова). Да и комедии о войне снимались у нас и во время войны («В 6 часов вечера после войны», «Небесный тихоход») и после («Женя, Женечка и „катюша“», «В бой идут одни старики»). Статус «священности» темы не должен отрицать возможность ее осмысления.

Мировое кино ведь знает примеры того, как в комедийном ключе затрагивались самые болезненные и тоже «священные» военные эпизоды. Скажем, в «Жизнь прекрасна» действие разворачивается в концлагере. Тут скорее встает вопрос вкуса, такта и таланта авторов. Но, опять же, судить об этом можно лишь после знакомства с результатом их труда. К тому же их прежние заслуги сомнений не вызывают.

Наконец, решительно непонятно, каким образом кино, затрагивающее тему наличия у отдельных ленинградцев в годы блокады привилегий, может противоречить патриотизму. Затронут неприятный вопрос? Так у нас вся история из неприятных вопросов состоит. Привилегий не было? Ну, надо быть очень наивным человеком, чтобы отрицать извечный принцип «все равны, но некоторые равнее». Тем более, когда есть факты и свидетельства самих блокадников.

В общем, как бы ни хотелось, но призываем не делать поспешных выводов и лично знакомиться с кино прежде, чем подключаться к скандалам вокруг. Тем более, что практика показывает, что преждевременный скандал никогда не имеет ничего общего с реальным фильмом.
 

Обложка: кадр из фильма «Метаморфозис» (2015) / Cinema Prestige

 


Комментарии

Комментариев: 3

= Не смотрел, но скажу, что  все защишаемые фильмы это дешёвая спекуляция на геях, на педофилах,на блокаде и ещё на чём-то = Заметно, что создатели таких фильмовы мучимы выбором тем: серьёзно их ничего не колышет в жизни, вот они и затевают спимать что-Нить эдакое, «клубничное». Надо, чтоб они снимали на свои «бабки»  с пооката предыдущих фильмов.

Во-первых, прежде, чем употреблять выражение «Пастернака не читал, но считаю...», надо понимать его смысл...

Во-вторых, фильм про блокаду оскорбляет тех, кто подыхал с голоду в городе, а в фильме совершенно лживо (именно так) показан как зажравшийся буржуй. Подобные гадости обществом будут всегда осуждаться, как бы это ни было противно создателям фильма. 

Другой вопрос, зачем это снимать? Ведь очевидно, что зрители это воспримут в штыки, и фильм провалится. Стало быть, финансирующий подобное и не стремится отбить расходы. Уж не замешана ли здесь коррупция? 

А с чего они взяли что кино можно снять «по тихому»? Это планета Земля, и если снимаешь фильм. Фильм!!! Не картинку карандашом, ни письку на заборе, не фото в соц.сети, а целое произведение искуства. В этом мире нельзя толком сказать: ненавижу нигеров. Что говорить о кино.
P.s. А в этом время Крис Нолан снимает хороший драм.фильм про космос, и ему не надо вообще влезать в это гомо-болото, или оскорблять кого то вообще.
 

Смотрите также

Популярное
Практика

30 правил режиссуры Ларса фон Триера

К выходу «Дома, который построил Джек» перекопали десяток интервью великого и ужасного Ларса фон Триера в поисках его правил и принципов работы в кино: о провокации, поиске сюжетов, работе с актером, импровизации, самоограничениях и алкоголе на площадке

  • 6 декабря
  • 3438
Практика

Как не нарушить правило 180 градусов

Случайная ошибка ведет к большим проблемам на съемках. Вот несколько советов, как этого избежать

  • 4 декабря
  • 3030
Практика

5 принципов удачного трейлера

В эпоху клипового мышления трехминутный трейлер — один из решающих факторов в выборе фильма. Но как заинтересовать зрителя, не перегрузив его информацией?

  • 3 декабря
  • 1782
Практика

Три способа выбраться из ступора на монтаже

Многие хоть раз испытывали страх и недоумение, вглядываясь в таймлинию монтажной программы и не понимая, что делать дальше. Оператор и монтажер Тодд Бланкеншип, рассказывает, как справиться с этим состоянием

  • 8 декабря
  • 1771
Обзоры

7 фильмов без музыкального сопровождения

Сейчас трудно представить фильм без полноценного музыкального сопровождения и главной музыкальной темы, но порой режиссеры отказывались от музыки вовсе. Вспомним несколько фильмов, созданных без нее

  • 2 декабря
  • 1624
Слова

Как режиссеру работать с непрофессиональными актерами

Тщательный кастинг, застройка, много дублей и переозвучивание в конце: российские режиссеры рассказали о том, что делать, если в вашем кино играют непрофесиионалы

  • 7 декабря
  • 1521
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее