Практика

«Не будьте перфекционистом»: 5 советов Эварда Лахмана о том, как стать успешным оператором

Двукратный номинант на премию «Оскар», оператор фильмов «Кэрол», «Эрин Брокович» и сериала «Милдред Пирс» Эдвард Лахман поделился своим опытом с посетителями Нью-Йоркского кинофестиваля

  • 21 октября 2018
  • 2762

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Работы Эдварда Лахмана считаются одними из важнейших в американском независимом кинематографе. Он снимал свои собственные фильмы как режиссер, а также был оператором на проектах Тодда Хейнса, Софии Копполы и Стивена Содерберга. Какого же правила он придерживается прежде всего? Стремитесь не к идеалу, а к правде.
 


В этом году Лахман решил поучаствовать в создании постера к Нью-Йоркскому кинофестивалю в соавторстве с фотографом, художником и режиссером JR. Их совместная работа, как и любая другая, за которую брался Лахман, основана на взаимопонимании.

«В кинематографе я всегда создаю изображение вместе с другими людьми. Так было на этот раз: мне не пришлось поступиться самолюбием».

1Свежие идеи не обязательно помогут вам найти следующий проект, но обязательно помогут в карьере


На вопрос, как он готовится к работе с новыми режиссерами, Лахман ответил, что он всегда старается заранее продумать свои идеи и визуальную подачу. Но некоторые режиссеры не были рады такому подходу.

«После того, как я читаю сценарий, в голове у меня всегда появляются визуальные образы, и на обсуждение проектов я всегда беру с собой тетради и показываю свои идеи. Некоторые режиссеры, как оказалось, этого пугаются. Может быть, у них еще нет своих собственных идей. Уверен, что на какие-то проекты меня не взяли как раз из-за этого.

На съемках фильма «Мир полный чудес» (2017) / Фото: Amazon Studious
На съемках фильма «Мир, полный чудес» (2017) / Фото: Amazon Studious 

Помню, один раз я спросил режиссера, видит ли он фильм реалистичным или экспрессионистским. Он посмотрел на меня и спросил: „В смысле?“. Уже тогда я понял, что на этом фильме мне ничего не светит.

Мне кажется, всегда нужно открыто говорить о своих идеях, просто чтобы показать, что они у тебя есть. Вы как оператор можете сказать: „Это всего лишь один из вариантов, но вот что я придумал“. Вам нужно найти общий язык с другими авторами».
 

2Научить видеть то, что перед вами


Лахман рассказал, что непосредственно в процессе производства, когда команда уже вовсю работает, он хоть и пытается придерживаться определенного стиля, но все же внимательно следит за происходящим вокруг в поисках неожиданных возможностей.

На съемках фильма «Кэрол» (2015) / Фото: StudioCanal
На съемках фильма «Кэрол» (2015) / Фото: StudioCanal

«Естественно, у вас есть некие идеи, которые вы подготовили заранее, но не стоит забывать, что кино существует здесь и сейчас. Некоторые режиссеры, которые цепляются мертвой хваткой в изначальный план, слепнут и не видят возможностей. Нужно быть открытым и готовым. Мне кажется, это очень важно — видеть то, что непосредственно перед тобой».
 

3Как наладить общение с невизуальным режиссером


Лахман подчеркнул, насколько важна подготовка, особенно в поисках общего с режиссером подхода.

«Все дело в подготовке. Мне всегда казалось, что в кино главное — точка зрения и ваши способности рассказчика. Как вы строите повествование? Так же нужно подходить и к его визуальной подаче. Тодд Хейнс, например, активно исследует свои идеи визуально, и мне как оператору очень просто подключиться к его работам. Я добавляю туда что-то свое, но вся инициатива исходит от него.

На съемках фильма «Кэрол» (2015) / Фото: StudioCanal
На съемках фильма «Кэрол» (2015) / Фото: StudioCanal

Но не все режиссеры — визуалы по сути. Для меня именно операторская работа, а не слова, отражает язык кино. Но подобные взгляды рождаются из того, как я вижу и понимаю мир. Когда же вы сталкиваетесь с режиссером, который не мыслит визуально, нужно объяснить ему, что изображение может быть метафорой в рассказе. Оно не испортит идею.

Во многих фильмах изображение — лишь вишенка на торте. Но в чем, собственно, суть? Именно ее мы все ищем, именно она рождает эмоции в персонажах».
 

4Самостоятельная съемка: плюсы и минусы


Лахман объяснил: на то, будет ли он держать в руках камеру сам, влияет размер пленки. И если режиссеры хотят сами встать за камеру — в этом нет ничего плохого.

«На своем последнем фильме Стивен Содерберг сам стоял за камерой в половине случаев. Это уже некий штамп, но он правдив: для актера оператор — это первый зритель. Между оператором и актером завязываются особенные отношения. Часто артисты ориентируются именно на реакцию оператора, чтобы понять, хорошо ли они сыграли. Так что я понимаю, почему некоторые режиссеры хотят снимать сами.

Стивен Содерберг на съемках фильма «Не в себе» (2018) / Фото: 20th Century Fox 
Стивен Содерберг на съемках фильма «Не в себе» (2018) / Фото: 20th Century Fox 

Сам я тоже и снимал, и режиссировал, и могу сказать, что операторская работа отвлекает внимание на себя. Так что в таких случаях я стараюсь ее делать как можно проще, чтобы сконцентрироваться на игре актеров».
 

5Не стремитесь к идеалу, стремитесь к правде


Кто-то из зала напомнил Лахману слова другого оператора: не стоит относиться к своей работе слишком серьезно. Лахман со своей стороны заметил, что не стоит пытаться делать изображение чересчур идеальным.

Оператор Эвард Лахман на Нью-Йоркском кинофестивале / Фото: скриншот из видео 
Оператор Эвард Лахман на Нью-Йоркском кинофестивале / Фото: скриншот из видео 

«Правдиво, это гораздо лучше. Изображение передает историю. В рекламе и некоторых голливудских фильмах авторы стремятся к идеалу. Но в процессе теряют некую живость. А именно ее вы и должны искать. Изображение должно быть метафорой истории. Именно это я и стараюсь делать с режиссером — находить визуальные метафоры для рассказа».

Источник: nofilmschool.com
 

Обложка: на съмках фильма «Мир полный чудес» (2017) / Mary Cybulski/Amazon Studious 

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

10 лучших драм в истории кино: от «Гражданина Кейна» до «Трех билбордов»

Разбираемся, что необходимо хорошей драме с помощью очень субъективного(!) списка эталонных картин в этом жанре

  • 20 июля
  • 2700
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Люка Бессона

Пускай новые фильмы Люка Бессона не идут ни в какое сравнение с его классикой, вроде «Леона» или «Пятого элемента», зато список любимых картин режиссера действительно заслуживает внимания: от шедевров анимации и блокбастеров до европейского арт-хауса и американского социального кино

  • 13 июля
  • 2205
Практика

Как это снято: «С широко закрытыми глазами»

20 лет назад на экраны вышел последний и самый спорный фильм Стэнли Кубрика. Погружаемся в непростую историю создания картины и изучаем ее особенности: рекорд съемочного периода, сюр, гирлянды и «мертвая» технология рир-проекции

  • 16 июля
  • 2164
Практика

Цвет в кино: особенности восприятия

Как с помощью гармонично выстроенной цветовой схемы кинематографисты привлекают внимание к содержанию сцены, выделяют персонажа, создают напряжение, задают общий тон повествованию? Разбираемся в правильных сочетаниях основных цветов

  • 17 июля
  • 1942
Практика

Тритмент: как написать, чтобы его прочли

Разбираемся, что такое тритмент, как его правильно написать и оформить, каких ошибок при создании стоит избегать и как с его помощью продать будущий сценарий

  • 14 июля
  • 1889
Практика

Сотрудничество художника по костюмам и режиссера

Зачем Эйзенштейн учился искусству кройки, как долго братья Коэны сотрудничают со своим художником по костюмам и с какой профессии начинал свою карьеру Джоэл Шумахер, рассказывает Ирина Жигмунд

  • 11 июля
  • 1686
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее