Практика

«Не будьте перфекционистом»: 5 советов Эварда Лахмана о том, как стать успешным оператором

Двукратный номинант на премию «Оскар», оператор фильмов «Кэрол», «Эрин Брокович» и сериала «Милдред Пирс» Эдвард Лахман поделился своим опытом с посетителями Нью-Йоркского кинофестиваля

  • 21 октября
  • 2160

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Работы Эдварда Лахмана считаются одними из важнейших в американском независимом кинематографе. Он снимал свои собственные фильмы как режиссер, а также был оператором на проектах Тодда Хейнса, Софии Копполы и Стивена Содерберга. Какого же правила он придерживается прежде всего? Стремитесь не к идеалу, а к правде.
 


В этом году Лахман решил поучаствовать в создании постера к Нью-Йоркскому кинофестивалю в соавторстве с фотографом, художником и режиссером JR. Их совместная работа, как и любая другая, за которую брался Лахман, основана на взаимопонимании.

«В кинематографе я всегда создаю изображение вместе с другими людьми. Так было на этот раз: мне не пришлось поступиться самолюбием».

1Свежие идеи не обязательно помогут вам найти следующий проект, но обязательно помогут в карьере


На вопрос, как он готовится к работе с новыми режиссерами, Лахман ответил, что он всегда старается заранее продумать свои идеи и визуальную подачу. Но некоторые режиссеры не были рады такому подходу.

«После того, как я читаю сценарий, в голове у меня всегда появляются визуальные образы, и на обсуждение проектов я всегда беру с собой тетради и показываю свои идеи. Некоторые режиссеры, как оказалось, этого пугаются. Может быть, у них еще нет своих собственных идей. Уверен, что на какие-то проекты меня не взяли как раз из-за этого.

На съемках фильма «Мир полный чудес» (2017) / Фото: Amazon Studious
На съемках фильма «Мир, полный чудес» (2017) / Фото: Amazon Studious 

Помню, один раз я спросил режиссера, видит ли он фильм реалистичным или экспрессионистским. Он посмотрел на меня и спросил: „В смысле?“. Уже тогда я понял, что на этом фильме мне ничего не светит.

Мне кажется, всегда нужно открыто говорить о своих идеях, просто чтобы показать, что они у тебя есть. Вы как оператор можете сказать: „Это всего лишь один из вариантов, но вот что я придумал“. Вам нужно найти общий язык с другими авторами».
 

2Научить видеть то, что перед вами


Лахман рассказал, что непосредственно в процессе производства, когда команда уже вовсю работает, он хоть и пытается придерживаться определенного стиля, но все же внимательно следит за происходящим вокруг в поисках неожиданных возможностей.

На съемках фильма «Кэрол» (2015) / Фото: StudioCanal
На съемках фильма «Кэрол» (2015) / Фото: StudioCanal

«Естественно, у вас есть некие идеи, которые вы подготовили заранее, но не стоит забывать, что кино существует здесь и сейчас. Некоторые режиссеры, которые цепляются мертвой хваткой в изначальный план, слепнут и не видят возможностей. Нужно быть открытым и готовым. Мне кажется, это очень важно — видеть то, что непосредственно перед тобой».
 

3Как наладить общение с невизуальным режиссером


Лахман подчеркнул, насколько важна подготовка, особенно в поисках общего с режиссером подхода.

«Все дело в подготовке. Мне всегда казалось, что в кино главное — точка зрения и ваши способности рассказчика. Как вы строите повествование? Так же нужно подходить и к его визуальной подаче. Тодд Хейнс, например, активно исследует свои идеи визуально, и мне как оператору очень просто подключиться к его работам. Я добавляю туда что-то свое, но вся инициатива исходит от него.

На съемках фильма «Кэрол» (2015) / Фото: StudioCanal
На съемках фильма «Кэрол» (2015) / Фото: StudioCanal

Но не все режиссеры — визуалы по сути. Для меня именно операторская работа, а не слова, отражает язык кино. Но подобные взгляды рождаются из того, как я вижу и понимаю мир. Когда же вы сталкиваетесь с режиссером, который не мыслит визуально, нужно объяснить ему, что изображение может быть метафорой в рассказе. Оно не испортит идею.

Во многих фильмах изображение — лишь вишенка на торте. Но в чем, собственно, суть? Именно ее мы все ищем, именно она рождает эмоции в персонажах».
 

4Самостоятельная съемка: плюсы и минусы


Лахман объяснил: на то, будет ли он держать в руках камеру сам, влияет размер пленки. И если режиссеры хотят сами встать за камеру — в этом нет ничего плохого.

«На своем последнем фильме Стивен Содерберг сам стоял за камерой в половине случаев. Это уже некий штамп, но он правдив: для актера оператор — это первый зритель. Между оператором и актером завязываются особенные отношения. Часто артисты ориентируются именно на реакцию оператора, чтобы понять, хорошо ли они сыграли. Так что я понимаю, почему некоторые режиссеры хотят снимать сами.

Стивен Содерберг на съемках фильма «Не в себе» (2018) / Фото: 20th Century Fox 
Стивен Содерберг на съемках фильма «Не в себе» (2018) / Фото: 20th Century Fox 

Сам я тоже и снимал, и режиссировал, и могу сказать, что операторская работа отвлекает внимание на себя. Так что в таких случаях я стараюсь ее делать как можно проще, чтобы сконцентрироваться на игре актеров».
 

5Не стремитесь к идеалу, стремитесь к правде


Кто-то из зала напомнил Лахману слова другого оператора: не стоит относиться к своей работе слишком серьезно. Лахман со своей стороны заметил, что не стоит пытаться делать изображение чересчур идеальным.

Оператор Эвард Лахман на Нью-Йоркском кинофестивале / Фото: скриншот из видео 
Оператор Эвард Лахман на Нью-Йоркском кинофестивале / Фото: скриншот из видео 

«Правдиво, это гораздо лучше. Изображение передает историю. В рекламе и некоторых голливудских фильмах авторы стремятся к идеалу. Но в процессе теряют некую живость. А именно ее вы и должны искать. Изображение должно быть метафорой истории. Именно это я и стараюсь делать с режиссером — находить визуальные метафоры для рассказа».

Источник: nofilmschool.com
 

Обложка: на съмках фильма «Мир полный чудес» (2017) / Mary Cybulski/Amazon Studious 

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с «Богемской рапсодией» и почему это нельзя исправить

Фильм о группе Queen сразу начал войну между фанатами и критиками: одни восхищаются, другие ругают. Разбираем музыкальный байопик со всех сторон и пытаемся понять, как избавиться от неполадок «Богемской рапсодии»

  • 7 ноября
  • 3068
Практика

Смерть — не предел, или Как визуальные эффекты продлевают жизнь актерам

Мы живем в интересное время: еще никогда актеры не играли в фильмах уже после смерти. Но в последние пару лет этим уже никого не удивишь

  • 30 октября
  • 2559
Обзоры

Я тебя породил, я тебя и убью: 8 режиссеров против собственных фильмов

Далеко не всегда режиссеры остаются довольны собственными творениями. Но иногда фильм не удается настолько, что авторы открещиваются от своего «детища» и даже препятствуют его «появлению на свет». Вспоминаем несколько таких случаев

  • 3 ноября
  • 2346
Обзоры

12 правил съемки кино на смартфон

Режиссер Борис Гуц и оператор Дарья Лихачева, снявшие на iPhone комедию «Фагот», сформулировали несколько советов, которые упростят вам жизнь, если вы тоже отважитесь взять в качестве камеры смартфон 

  • 9 ноября
  • 1796
Обзоры

Не смотрел, но осуждаю: 5 фильмов, вызвавших скандал до выхода

Подзабытая было традиция подвергать травле авторов за произведения, с которыми еще никто не успел познакомиться, уверенно вернулась в поле отечественной культуры. Вспоминаем печальные эпизоды последних лет и размышляем, стоит ли судить о фильмах, которые не видел (спойлер: нет)

  • 11 ноября
  • 1660
Практика

«У любого диктора уход за голосом должен быть в приоритете — это нормальное отношение к своей профессии»

У каждого, кто занимается голосом, хочет стать диктором, ведущим или вокалистом, есть вопросы, как правильно пользоваться своим голосовым аппаратом. Что есть, что пить, как выстроить свой рабочий день, от каких привычек отказаться, а какие могут быть полезны. Мы отправились на конференцию «Голос — 2018», чтобы получить ответы на некоторые самые распространенные вопросы

  • 30 октября
  • 1469
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее