Практика

Как выбрать соотношение сторон

Кинематограф уже долго использует разные форматы изображения, но что они значат для современных режиссеров и операторов? Ниже — несколько советов, которые помогут вам ориентироваться в соотношениях сторон  

  • 16 октября 2018
  • 3477

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Фото: Zach Ramelan
Фото: Zach Ramelan

Академический кадр, анаморфированный формат, 16:9: современным кинематографистам доступно множество различных соотношений сторон. Сейчас изменить формат можно, просто подкрутив несколько настроек в монтажной программе. Для режиссера выбор соотношения сторон сродни выбору размера и формы холста для художника. Это, помимо внешних признаков, еще и способ рассказать историю.
 

Что такое соотношение сторон?


Соотношение длины и ширины кадра описывает форму изображения. К примеру, формат 16:9 — это экран, где на каждые 16 единиц измерения ширины (например, дюймов или пикселей) приходится 9 единиц высоты. Современные телевизоры с разрешением 1920x1080p (Full HD) или 3840x2160p (4K) имеют соотношение сторон 16:9, тогда как у видео с разрешением 1920x817p оно равняется 2.35:1 (вспоминаем уроки математики).

Фото: Zach Ramelan
Фото: Zach Ramelan

Долгие годы стандартным форматом был академический, или 1.37:1. Затем крупные студии вступили в противостояние с распространяющимся телевидением, поэтому начали экспериментировать с новыми соотношениями сторон, чтобы зрители получали в кино нечто большее, чем дома у телевизора: большие и широкие экраны, которые погружали зрителей в действие.

В конце концов театральные форматы установились где-то между 2.35 и 1.85. 16:9 — это своего рода компромисс между театральным соотношением сторон и телевизионным (4:3).
 

Соотношение сторон и настроение


Некоторые форматы изображения стали так прочно ассоциироваться с кинотеатрами, телевизорами, домашним видео и прочими видами потребления контента, что даже человек, который мало что понимает в их исторической подоплеке, осознает их значение. Классический академический формат создает ощущение ретро, тогда как анаморфированное изображение ассоциируется с блокбастерами, эпическими приключениями и фэнтези. Да, в создании соответствующей атмосферы помогает и цветокоррекция, но начинается все именно с соотношения сторон.

Кадры из фильма «Отель "Гранд Будапешт"» (2014) / Фото: Fox Searchlight Pictures
Кадры из фильма «Отель "Гранд Будапешт"» (2014) / Фото: Fox Searchlight Pictures

Кинематографисты могут использовать подобные коннотации в своих целях, чтобы погрузить зрителя в определенное настроение. «Отель „Гранд Будапешт“» Уэса Андерсона раскрыл потенциал этой идеи. По ходу фильма соотношение сторон меняется, чтобы соответствовать самому распространенному формату эпохи.

Что касается настроения, то пародийный фильм «Храбрые перцем», разворачивающийся в мире высокого фэнтези, снят с соотношением сторон 2.35:1, тем же самым, что Питер Джексон использовал в экранизации «Властелина колец». Если бы режиссер Дэнни МакБрайд снял эту комедию в формате 16:9, фильму бы не хватило ощущения эпичности.
 
Трейлер фильма «Храбрые перцем» (2011) 
 

Соотношение сторон определяет композицию


Вне зависимости от исторического и культурного значения, различные соотношения сторон повлияют на композицию кадров, поскольку от этого будет зависеть поле зрения и, как следствие, правило третей будет применяться к кадрам по-разному.

Правило третей позволяет кинематографистам создавать визуально привлекательные изображения, которые используют все пространство кадра. Пересекающиеся линии указывают, где именно должны располагаться основные объекты.

Чем меньше формат, тем ближе друг к другу они будут расположены, сужая пространство внутри. Это не обязательно плохо: это просто результат большей скученности, которую уже упоминавшийся Уэс Андерсон отлично использует в «Отеле „Гранд Будапешт“».
 
Трейлер фильма «Отеле „Гранд Будапешт“»

Тем не менее, как мы видим на примере «Касабланки», вы вполне можете создать динамическую композицию и в «академическом» формате.
 
Сцена из фильма «Касабланка» (1942)

Несмотря на уменьшенное пространство, мы все равно видим правило третей в действии, так что нас не смущает огромное пространство взлетной полосы. Движение камеры помогает создать глубину, но в какой-то момент оператор оказывается ограничен тем, как много персонажей он может поместить в кадр.

Кадры из фильмов «Касабланка» (1942) / Фото: Warner Bros. и «Индиана Джонс и последний крестовый поход» (1989) / Фото: Lucasfilm
Кадры из фильмов «Касабланка» (1942) / Фото: Warner Bros. и «Индиана Джонс и последний крестовый поход» (1989) / Фото: Lucasfilm

Расширяя формат, мы можем показывать более масштабные сцены. Посмотрите, как это делает Стивен Спилберг в фильме «Индиана Джонс и последний крестовый поход».
 
Сцена из фильма «Индиана Джонс и последний крестовый поход» (1989)

Спилберг и его оператор Дуглас Слокомб аккуратно располагают множество объектов по кадру, не перегружая зрителя визуальной информацией.
 

Скрытые объекты


Всегда нужно помнить, что широкоэкранные форматы — это еще и вызов для кинематографиста, поскольку они в большей степени раскрывают локации съемок. Именно поэтому они так популярны у авторов фантастических и фэнтезийных фильмов: их режиссеры хотят погрузить вас в детально созданный мир. Чем шире кадр, тем меньше можно спрятать. Посмотрите на знаменитую сцену схватки Люка Скайуокера и Дарта Вейдера в фильме «Империя наносит ответный удар».
 
Сцена из фильма «Звездные войны. Эпизод V: Империя наносит ответный удар» (1980)

Формат 2.35:1 создает более глубокую и широкую композицию, а зритель будто оказывается внутри этого мира. Но если у вас нет достаточно красивых декораций, локаций или возможности правильно осветить кадр, вы рискуете сделать ваш фильм визуально неинтересным (если вы не овладели в совершенстве работой с негативным пространством).
 

Выбор формата


От соотношения сторон зависит композиция и настроение. Можете ли вы правильно расставить освещение и выстроить красивый кадр, работая с заданным пространством? Желаете ли обратить внимание зрителей на определенные детали? Погрузить их в красивые или фантастические декорации? Или же наоборот ограничить их поле зрения, чтобы не показывать пустые и плоские локации?

Соотношение сторон нужно выбирать еще до съемок. Изменять его на постпродакшне чревато для композиции. Проведите тесты в разных форматах до начала производства. Составьте список доступных локаций и проверьте, на сколько хватит вашего бюджета. Но самое главное — поймите, какие виды композиционного построения кадра помогут вам рассказать именно вашу историю.

Источник: premiumbeat.com
 

Обложка: кадр из фильма «Отель „Гранд Будапешт“» (2014) / Fox Searchlight Pictures
 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Хорошо забытое старое: 7 иностранных фильмов, отцензурированных в советском прокате

Случай с удалением сцен из «Рокетмена» заставляет вспомнить, казалось бы, канувшую в лету практику отечественной цензуры зарубежных картин. Вспоминаем, как и почему в СССР переделывали и доделывали фильмы Фрица Ланга, Джона Форда, Микеланджело Антониони и других великих

  • 3 июня
  • 36659
Обзоры

Главные сериалы этого лета

Пока школьники и студенты готовятся к экзаменам различной степени сложности и важности, их родители, родственники и прочие лодыри могут расслабиться в обнимку с компьютером, телевизором и прочими гаджетами и провести время с любимыми телесериалами. А мы поможем им выбрать, что стоит смотреть летом 2019 года

  • 9 июня
  • 3275
Практика

Концепт, идея и платежеспособная аудитория: как сделать интерактивный веб-сериал

Основатели студии «Дикий Digital» Виктор и Виктория Кравченко на примере интерактивного проекта «Digital Доктор» рассказывают, как с нуля снять свой веб-сериал: нужно ли профессиональное кинообразование, реально ли привлечь звезд, какой понадобится бюджет и как вести продвижение

  • 5 июня
  • 2332
Обзоры

19 фильмов 30-го «Кинотавра»

С 9 по 16 июня в Сочи пройдет юбилейный «Кинотавр». Смотрим обзор всех фильмов главного национального кинофестиваля: новые работы Быкова и Германики, Тодоровского и Смирнова, лауреаты Канн и участники Берлинале, дебюты и эксперименты

  • 7 июня
  • 1552
Практика

Как убедить продюсера дать деньги на проект: 8 советов от профессионалов индустрии

Будьте оригинальными, но в тренде, досконально изучите того, к кому идете за деньгами, «питчите» в лифте и за бокалом вина: российские кинематографисты о том, как заинтересовать продюсера своей идеей, сценарием и проектом

  • 8 июня
  • 1448
Практика

Режиссер монтажа фильма «Мы» — о работе с Джорданом Пилом и особенностях хоррора

Николас Мансур («Мы», «Кобра Кай») рассказывает о монтаже фильмов ужасов и невербальных музыкальных сценах

  • 3 июня
  • 1121
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее